Как вопитывать без наказаний.
материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Советы родителям
Советы, над которыми следует задуматься, разрабатывая стратегию воспитания без применения наказаний
- Точно определите, какого поведения вы добиваетесь.
- Видя, что ваш ребенок плохо себя ведет, сделайте ему замечание немедленно, поскольку к тому времени, как вы окажетесь дома, ребенок обо всем забудет или растеряется, не зная, что теперь делать. Упрекая ребенка, мысленно считайте до десяти и все это время сохраняйте строгое, серьезное выражение лица.
- Не ждите, что ребенок послушается только потому, что вы сказали «нет». Некоторым детям хватает такого запрета, другим его мало. Надо убедить ребенка в том, что вы не отмените свой запрет - при этом сочетая действие и голос и отвлекая ребенка от проблемы, места или вещи. Если вы кричите ребенку «нельзя» и при этом не встаете со своего места, он поймет, что вы не слишком тверды в своих намерениях. Такой метод помогает только после неоднократных повторений.
- Детей старше двух лет необходимо предупреждать о последствиях их поведения. Скажите: «Если ты будешь и дальше себя так вести, я не стану читать тебе перед сном твою любимую сказку». Подчеркните слово «любимую», давая ребенку понять: вы намерены лишить его того, что он ценит.
- Для детей старше трех лет разработайте систему последствий дурных поступков. Дети младше трех лет не в состоянии понять связь между поступками и их последствиями. Последствия должны подкреплять ваши требования, помогать вам добиться желаемых результатов. Поскольку вы должны иметь возможность осуществить угрозу, выбирайте только реалистичные предупреждения. Грозить вызвать милицию не стоит. Объясните ребенку, что в случае непослушания он лишится той или иной привилегии.
Возможные виды наказаний для малышей
- уберите предмет спора: «Если ты не можешь играть с кубиками так, чтобы не стучать ими, ты не получишь их до завтра». Выражайте недовольство действиями, а не только словами. Выражение вашего лица и тон должны убедить ребенка, что он испытывает ваше терпение.
- Приберегайте серьезные угрозы для значительных провинностей. Угроза лишить ребенка вечерней сказки может стать суровым наказанием, если ребенок дорожит временем, проведенным с вами перед сном. По возможности прибегайте к менее строгим наказаниям.
- Задумайтесь часто ли вы машинально произносите слово «нет». Иногда мы бываем настолько поглощены своими заботами, что не замечаем своего равнодушия.
- Если вы добиваетесь сотрудничества, формулируйте вопрос позитивным образом и предлагайте незначительный выбор: «Мы идем в магазин. Что ты возьмешь с собой - мишку или машинку?" При этом ребенок понимает, что у него нет времени на споры о том, идти в магазин или нет.
- Постарайтесь расслабиться и не обращать внимания на некоторые проступки ребенка. Если вы будете пристально следить за каждым шагом ребенка и к любой провинности относиться, как к катастрофе, у ребенка с возрастом выработается заниженная самооценка, и он будет со страхом смотреть на окружающий мир.
Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели
- Относитесь к ребенку, как к умному и любимому человеку, даже когда воспитываете его. Если вы выразите уверенность в его способностях хорошо себя вести, ребенок сам поверит в себя.
- Наказывая ребенка, не забывайте повторять ему, что по-прежнему любите его.
- Заверения в любви бессмысленны, если они не подкреплены действиями - такими, как внимание, объятия, похвалы в адрес ребенка или удержание его от опасных поступков.
- Не обсуждайте новые планы воспитания с друзьями, супругом или родственниками при ребенке. Поговорите об этих планах с глазу на глаз.
- Не говорите ребенку, что его проступки больно ранят вас. Можно сказать, что вам обидно или что вы разочарованы.
- Если один из родителей строже другого, не грозите: «Подожди, вот я скажу папе (или маме)!» Вместо того, чтобы задуматься о своем поведении, ваш ребенок пожелает, чтобы папа или мама вдруг исчезли.
- Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления.
Несколько советов о том, как следует слушать ребенка
- Не стоит с ходу делать вывод о том, что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией.
- Дайте ребенку выговориться. Не перебивайте его.
- Пока ребенок говорит смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его.
- Обратите внимание, какими жестами ребенок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему дается рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
- Спросите у ребенка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции.
- Выслушав ребенка, предложите другие решения. Направляйте ребенка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.
«Трудные» родители – «трудный» ребенок
С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причина такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но и намного глубже.
Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, другие - если обращают внимание, то относятся достаточно поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия.
Если учесть, что невроз появляется не в школьные годы, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, то следует сделать печальные выводы.
Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему в той или иной мере, определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие, идущее извне стрессовых факторов психологического порядка.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. Эти дети близко принимают все к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.
Беззащитность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи». По природе он добрый, жалостливый. Его легко обмануть. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными чертами характера, которые безошибочно выделят детей, неспособных защитить себя. К тому же эти дети плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, т.к. могут причинить боль другому. Будучи неспособными защитить себя, они могут вступиться за другого. И поэтому эти дети так чувствительны к всякого рода конфликтам.
Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Все держит в себе», «Не склонен делиться переживаниями с окружающими». Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке эмоциональных реакций, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.
Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследовательностью в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.
Другую причину невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот полное отсутствие такового.
Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивает демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.
Ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, т.к. по его мнению - это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.
Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу также приводит к возникновению невроза у ребенка. Такое воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей. Отсюда возникает ложь - желание ребенка оправдать ожидания родителей, а то его разлюбят.
На самом деле никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.
Не менее важно понимать чувство меры: «Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера».
Избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы. Адекватное отношение к возрасту ребенка (большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которые немногие могут преодолеть спокойно.
Поскольку воспитание характеризуется определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим некоторые из них:
- Когда родители обвиняют детей в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер.
- Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым примером (когда родители говорят одно, а поступают по-другому).
- Родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и может быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием. Просто в воспитании недостает душевной щедрости, доброты, установление доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
Таким образом, неврозы не возникают у детей, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, любят детей, добры к ним, просты и непосредственны в общении, позволяют детям открыто выражать их чувства, действуют согласованно в вопросах воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"
Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....
Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"
Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....
Поощрение и наказание
Консультация для родителей...
Наказание и поощрение.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....
Поощрение и наказание
В данном материале описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....
Наказания и взрослые проблемы от детских наказаний
Родительское собрание...