Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Конспект семинар – практикум для родителей
«Играем  ручками и пальчиками под фольклор» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар практикум44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинар – практикум для родителей
«Играем  ручками и пальчиками под фольклор»

Цель:

 Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.

Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Материал: 

Пластилин, карандаши, пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые кистевые эспандеры.

Ход: 

Беседа с родителями: - Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы — о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.
Вопросы:

  1. Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?
  2. Как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?  
  4. Для чего вы это делаете?

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, пластилином),  то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?


• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,    воображение.
• Снимает тревожность.

- Итак как же можно соединить фольклор и руки, да конечно с помощью пальчиковых игр- потешками, закличками.

 Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).    

 Например: «Сорока белобока».

Сорока-белобока
Кашу варила,    
             (крутить пальчиком по ладошке)
Деток кормила:
- Этому дала,            
   
Этому дала,                
 (загибать поочередно пальчики, все кроме    
- Этому дала,                  
указательного) 
А этому не дала:          
(пошевелить указательным пальчиком)
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -              
(разгибать поочередно пальчики)
Не дам тебе кашки!      
 (погрозится указательным пальчиком) 

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

         Солнышко – вёдрышко,      (растопырить пальцы обеих рук)

         Выгляни в окошко,              (изобразить «Окошко»)

         Твои детки пляшут,           (шевелить пальчиками)

         По камушкам скачут,        (стучать пальчиками по столу)

 - Давайте и мы с вами поиграем:

Движение самомассажа:

~ потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями.

~ постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

~ шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

~ поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки,  а затем – без помощи другой руки.

Например: «Этот пальчик»

        Этот пальчик хочет спать,

                                                                 (загибание пальцев, начиная с мизинца)

        Этот пальчик – прыг в кровать,

        Этот пальчик прикорнул,

        Этот пальчик уж уснул,

        Этот пальчик – давно спит.

                                                                  (большой палец уже загнут)

        Тише, тише не шумите,

        Наши пальчики не будите.

        Встали пальчики! Ура!

        В детский сад идти пора!

                                                               (растопырить пальцы и пошевелить ими)

Хлопки:

~ обычные.

~ хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая.

~ хлопки ладонями, сложенными чашечками.

- Умелыми пальчики становятся не сразу.  Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

 - Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Ребенок учится отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, скатывать круговые движения между ладонями, надавливать на пластилин.

         Кусочки пластилина

         Катает наша Зина,

         Шарики, колбаски,

         И оживают сказки.

         Пальчики стараются,

        Лепят, развиваются.

 - Возьмите карандаш и покатайте между двух ладоней шестигранный    карандаш. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Обучайте рисованию прямым и круговым движениям (солнышко с лучиками), капающий из тучки дождик (штрихи, точки).  В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если вы родители не просто покупаете своим детям раскраски, а выполняете задания вместе с ними, учите правильно подбирать цвета, аккуратно закрашивать.


        Карандаш в руке катаю,

        Между пальчиков верчу

        Непременно каждый пальчик

        Быть послушным научу!

 

 - Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением:

 ~ медведь: (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях  перед собой).
~ лиса: (ходьба на носках крадучись, плавные движения кистями рук перед собой).
~ тигр: (обычная ходьба, кисти рук перед собой, округлены, пальцы растопырены).
~ волк: (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье, одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются).


    Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры тоже прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагается родителям попробовать).

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку. Играть с пальчиками рук можно с родителями и друзьями, и дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходные положения для выполнения этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу, в «позе факира». И очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для родителей "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ"

  Конспект семинара-практикума для родителей "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ" Цель - повысить уровень педагогической культуры родителей.Задачи:O Дать родителям знания о значении игры в разви...

Играем ручками и пальчиками под фольклор родительское собрание

Использование малых форм фольклора при пальчиковых играх...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Конспект семинара-практикума для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происход...

Конспект семинара – практикума для родителей второй младшей группы «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Данный конспект позволяет легко и просто познакомить родителей с пальчиковыми и речевыми играми для развития речи малышей....

Конспект семинара-практикума для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

     «Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способно...