Методический материал по развитию речи Игра- это серьезно
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дошкольное детство- короткий,но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в прцессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,память, воображение, дисциплиниранность, ловкость и т. д.  Кроме того игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Великие педагоги во многих статьях говорили о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. "Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что- либо другое". Тут же мысль высказывает А.М. Горький: "Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-_eto_serezno.docx270.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Чтобы судить о ребенке

Справедливо и верно

Нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,

А самим переселяться в его духовный мир    -П.И. ПИРОГОВ

Игра - это серьёзно

Игра - это серьёзно. Ведь, казалось бы, игра так хорошо известна каждому из нас. Игра - это одно из самых ярких и  светлых воспоминаний нашего детства. Игра - основной вид деятельности детей – дошколят, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка.

В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое воспитание, развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Игра - это серьезно и для самого ребенка. Игра - это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часть - это труд, преодоление себя. Словом, игра- это целый мир….И руководство этой игрой серьёзная проблема воспитателя. Пожалуй, именно здесь требуются наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, умение постоянно и беспристрастно вглядываться в ребенка, умение любить.

Игра или не игра?

Почему болеет кузов?

Он не может быть без грузов!

Дети очень наблюдательны: воспитательница за письменным столом пишет ручкой,  и ребенок берет палочку и начинает  «писать» на полу, на коробке. Игровые действия возникают путем наблюдения и переноса.  Ребенок переносит замеченные им действия взрослых или в иные условия, или на другие предметы. Например, дома мама намыливает руки ребенку, затем он делает это сам, в дальнейшем тем же мылом- руки куклы, все четыре лапы больщого  мишки, деревянные ладошки  Буратино. Так выглядит перенос действий из реальных в игровые ситуации.

Наблюдая подобные игры не нужно огорчаться( ребенок не понимает, что кубик не похож на куклу) или приписывать ребенку богатство фантазии. Чрезвычайно важно здесь другое -  в предметной игре усваивается значение предметов, возникает обобщение и отделение действий от предметов.

Детские игры- подражание серьезной деятельности взрослых. Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее.

Иногда дети говорят: « Когда я вырасту большой, то буду писать и читать большие книжки». Оказывается, они не просто хотят действовать самостоятельно. Их побуждает желание быть как взрослый, жить такой жизнью, какой живут они. Тенденция « Я сам!» многозначна. Она выражает желание  ребенка действовать самостоятельно, но так, как действует взрослый. Игрушки - рычаг, с помощью которого стремится познать окружающий мир.

Лежали на полке

Стояли на полке

Слоны и собаки

Верблюды и волки

Пушистые кошки…..

Ни в одном руководстве я не нашла точного указания количества необходимых игрушек. Действительно, невозможно  предусмотреть особенности  детей, условия жизни, воспитания и дать конкретный и исчерпывающий  рецепт на все случаи жизни. Но важно знать: чем меньше возраст ребенка, тем меньше число игрушек должно одновременно находиться в его поле зрения. А вот если ребенок собрал узор из мозаики, построил дом из кубиков, соорудил самолет из конструктора, надо выделить специальное место и поставить изделие на виду, чтобы все могли оценить старание ребенка. В этом случае требование порядка в уголке воспринимается ребенком как совершенно естественное и понятное. Необходимо учить ребенка дарить  игрушки,  особенно те, которые он сделал сам. Пусть дети привыкнут радоваться от того, что доставляет радость другому.

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

Нам ясно, что самыми любимыми становятся простые  игрушки, с ними играют дольше, к ним возвращаются после коротких увлечений машинами или говорящими куклами в роскошных платьях. Такое кажущееся разнообразие нас не должно волновать. Любимая игрушка никогда не теряет очарования, она становится предметом, на который переносятся радость игры, ребенок вновь и вновь переживает  волнение, восторг, нежность. Мы- воспитатели  знаем, как дети разговаривают со своими друзьями- игрушками. Легко услышать, как девочка, взяв на себя роль мамы, воспитывает куклу, учит правилам хорошего тона, иногда  рассердится и поругает. Считаю, что нельзя лишать детей необходимого для них нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и…любимых игрушек. Да, игра так же необходима для нормального развития ребенка, как полноценное питание и здоровый сон.

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы

Смотрю я в стекляшку зеленого цвета

И сразу зима превращается в лето!

Реальность и фантазия, правда и вымысел…С помощью воображения ребенок выходит далеко за пределы своего собственного опыта. Его опыт опирается на воображение. Но не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игры с изображением конкретных персонажей и событий – это игры драматизации, а это произвольное сознательное творческое настроение ребенка. В кого же лучше играть?

Мы вчера играли в стадо

И рычать нам было  надо

Мы рычали и мычали

По собачьи лаяли

Мы не Пети и не Вовы

Мы собаки и коровы!

Воображаемая ситуация неотделима от игровой роли. Чаще всего обобщается профессиональная функция: доктор – лечит, воспитательница – заботиться о детях и др. Но, оказывается, играть в « самих себя» не очень – то интересно. Игра не может существовать без роли. Дети сами начинают осознавать игру как изображение человека. Если изображать некого – нет и игры. Но не всякая роль взрослого привлекательна. Мальчики отказываются от женских ролей и предпочитают мужские.

Вы видите вон то облако,

Почти что вроде верблюда?

Да, оно действительно похоже на верблюда

По – моему, оно похоже на ласточку

У него спина как у ласточки

Или как у кита?

Совсем как у кита..

Организуя игру в больницу, ребенок осматривает больных, выслушивает их, записывает (он врач), выписывает рецепт. После нескольких игровых заменим  карандаш на кубик. Кубик будет «карандашом». Неужели в игре, в отличие от  «серьезного»  дела, все может быть всем? Оказывается, нет. Учительницей может стать высокая кегля, но не маленькая (мы проводили эксперимент), роль ребенка иногда выполняется лошадкой, но для этого не годится, например, деревянный шарик. В игре существуют известные границы для замещения и переименования предметов.

Серьёзны ли конфликты в детской игре?

Я как стукну! Я как тресну!

Я как дам! А я как дам!

Оказывается, что дети, чьи агрессивные  действия строго наказывались дома, были конфликтны и в игре.

Можно уменьшить конфликты. Лучшим видом игры является игра -  соревнование. Здесь важно выиграть и всевозможные ограничения поведения, связанные с подчинениями правилам, открыты. А так же совсем немного внимания к группе играющих детей, немного знаний законов  управления коллективными играми – и бесполезная небезопасная возня  превращается в увлекательную и  развивающую игру, приносящую радость и взрослым и детям.

Возле нашего двора

Целый день идет игра

Целый день идет игра

Веселится детвора!

С развитием ролевой игры возрастает количество ее участников. Часто проявление  потребности в общении со сверстниками зависит от опыта ребенка, условий воспитания, от количества детей в семье. Замысел игры, сюжеты, роли – все это становится предметом жарких дискуссий. « Ты будешь мама, я – папа, Андрей – сыночек!»

- Нет, папа я!

- Ты же маленький!

- Я хочу!

- Давай считаться!

- Давай, я считаю!

Так постигается понимание справедливости  жребия, познается необходимость уступать другому то, что привлекательно для самого себя. Так формула « Я- сам!» превращается в формулу « Мы – вместе!»

Воспитание ребенка это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на Земле.

ИГРА  -   ЭТО    СЕРЬЕЗНО!

                                         Подготовила:  воспитатель МДОУ д/с №2

                                                                                 

                                                                                         Складнева Д. А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...