О мелкой моторике и готовности к обучению к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Упражнения для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_melkoy_motorike_i_gotovnosti_k_obucheniyu_v_shkole1.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

О развитии мелкой моторики и готовности к обучению в школе

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Готовность к школьному обучению включает в себя ряд компонентов. Хотелось бы уделить внимание одному из них – развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Обучение навыкам письма в школе требует определенного уровня развития зрительно-моторной координации, умения писать и рисовать по клеточкам, чувствовать размер и пропорции изображений, копировать по образцу и т.д. Некоторые дети даже к концу подготовительной группы детского сада испытывают серьезные трудности в координации движений кисти руки. Чтобы способствовать развитию мелкой моторики и координации есть много упражнений.

  1. Рисование по клеточкам. Это первые пробы ребенка рисовать по клеточкам и делать зрительный анализ. Поэтому сначала предложите ребенку обвести фигуры по контуру. Обратите внимание ребенка, на каком расстоянии друг от друга находятся фигуры. Научите ребенка называть углы фигуры и считать клеточки, чтобы определить место рисования следующей фигуры. Например: от верхнего правого угла первого квадрата до верхнего левого угла второго квадрата расстояние две клеточки. Поэтому следующий квадрат нужно рисовать через две клеточки. Наблюдайте, как ребенок рисует по клеточкам. Предложите ему более эффективный способ рисования сложных фигур (например: сначала нарисуй квадрат, а потом проведи линии в середине квадрата)

Развивается

  1. умение ребенка ориентироваться в пространстве листа
  2. находить расстояние, через которое нужно рисовать следующую фигуру
  3. умение анализировать сложную фигуру, чтобы найти эффективный способ рисования фигуры
  4. творческое воображение
  5. мелкая моторика и координация движений
  6. самоконтроль

  1. Рисование по точкам. Рисование по точкам замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Обратите внимание ребенка: если ломаная линия сомкнулась, то образовалась фигура. Соедините точки, чтобы образовалась линия или фигура как на образце. Разукрасьте образованные фигуры. Придумайте и нарисуйте свои линии или фигуры. Запомните, по каким точкам нарисована линия или фигура. Нарисуйте по памяти.

Развивается

  1. зрительный анализ
  2. восприятие
  3. пространственные представления
  4. моторика

  1. Рисование по пунктирам. Рисовать по пунктирам можно как геометрические фигуры, так и любые более сложные формы. Следует контролировать, чтобы ребенок старался рисовать как можно более точно.

Развивается

  1. творческое воображение
  2. моторика
  1. Дорисуй фигуру. Следует дорисовать фигуру, которая нарисована наполовину. Начинать следует с симметричных изображений, постепенно переходя к более сложным.

Развивается

  1. зрительное восприятие
  2. пространственные представления
  3. творческое воображение
  4. моторика

  1. Штриховка фигур. Штриховать можно горизонтально, вертикально, по диагонали, изогнутыми линиями и др. Штриховать можно геометрические фигуры, композиции из геометрических фигур, любые изображения.

Развивается

  1. умение ребенка ориентироваться в пространстве листа
  2. находить расстояние, через которое нужно рисовать следующую фигуру
  3. умение анализировать сложную фигуру, чтобы найти эффективный способ рисования фигуры
  4. творческое воображение
  5. мелкая моторика и координация движений
  6. самоконтроль

  1. Фигурные дорожки. Задания могут быть следующими: Нарисуйте линию посреди дорожки, не выходя за границы дорожки, нарисуйте линию над дорожкой, проводите линию так, чтобы расстояние между дорожкой и линией было одинаковым на протяжении всей длины дорожки, нарисуйте линию под дорожкой (аналогично), разрисуйте дорожку.

Развивается

  1. восприятие
  2. пространственные представления
  3. творческое воображение
  4. моторика

  1. Графические диктанты Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Задание может быть как в форме узора, так и в форме определенной картинки.

Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам.

Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам.

Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам.

 Графический диктант «Собачка».

1 клетка вниз        1 клетка вниз

1 клетка влево        1 клетка вправо

1 клетка вниз        4 клетки вверх

1 клетка вправо        1 клетка влево

3 клетки вниз        1 клетка вниз

1 клетка вправо        2 клетки влево

1 клетка вверх        2 клетки вверх

2 клетки вправо        1 клетка влево

Графический диктант «Человек».

1 клетка вниз        1 клетка вниз        1 клетка вверх

1 клетка влево        1 клетка влево        2 клетки вправо

1 клетка вниз        1 клетка вниз        1 клетка вверх

1 клетка вправо        3 клетки вправо        3 клетки влево

1 клетка вниз        2 клетки вверх        1 клетка вверх

1 клетка вправо        1 клетка вправо        1 клетка вправо

1 клетка вниз        2 клетки вниз        1 клетка вверх

3 клетки влево        3 клетки вправо        1 клетка вправо

1 клетка вниз        1 клетка вверх        1 клетка вверх

2 клетки вправо        1 клетка влево        1 клетка влево

1 клетка вниз        1 клетка вверх        1 клетка вверх

1 клетка влево        1 клетка влево        3 клетки влево

Графический диктант «Котенок».

7 клеток вниз        1 клетка вправо

1 клетка вправо        6 клеток вверх

2 клетки вверх        1 клетка вправо

1 клетка вправо        1 клетка вверх

2 клетки вниз        2 клетки влево

1 клетка вправо        3 клетки вниз

2 клетки вверх        4 клетки влево

2 клетки вправо        3 клетки вверх

2 клетки вниз        1 клетка влево

1 клетка вправо        1 клетка вниз

2 клетки вверх        1 клетка влево

1 клетка вправо        1 клетка вверх

2 клетки вниз        1 клетка влево

Больше графических диктантов можно посмотреть тут http://www.razumniki.ru/graficheskiy_diktant.html и тут http://www.selezneva-lichnost.ru/bank-gotovich-razrabotok-i-idey/graficheskie-diktanti-risovanie-po-kletochkam.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.

         Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. Задания для детей  3 - 4 лет....

Буклет для родителей: "О развитии мелкой моторики и готовности к обучению в школе".

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувст...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Методическая разработка. Консультация для родителей старших дошкольников "Развитие мелкой моторики - показатель готовности к школьному обучению"...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...