Статья:"Общение с детьми"
статья (старшая группа) по теме

Тимофеева Светлана Алексеевна

Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_s_detmi..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд ности. Родителям можно порекомендовать серьезно относить ся к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и уме ло направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало нега тивных примеров, когда родители «гасят» детскую любозна тельность.

     Приведем пример:

Ребенок играет с машинкой-цистерной, мама занята бесе дой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что, дурак? Она же пластмассовая!»

      Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и ро дителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем?» перестань спрашивать, займись делом!»

      Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир . Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого — задает его. Вопросы, которые показывают, как растёт его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем  интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор , какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность , любознательность. Это поможет в дальнейшем, во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение — это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них жела ние узнавать новое.

      Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внима тельно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интере сует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

       Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь — узнаешь» — значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное . Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый чело век?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой де душка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».

      Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда все взялось?»

      Миленький ребенок больше всего спрашивает о том, что видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это  кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для  чего они нужны.

      Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопросов  дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровож дать наглядным показом. К трудным , относятся вопросы дош кольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Поче му воздух ночью черный?»          Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на при мер. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, что бы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инстру ментами.

     Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудня ют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно труд но дать простой и понятный маленькому ребенку ответ.    Иног да взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддержи вая в дальнейшем интерес ребенка к этому вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие ус ловия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребёнка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают  совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интересный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители ».Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

     Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытии, К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе четвертого года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для все го существующего, он торопится уверить себя, что сам он «во веки пребудет бессмертен». Так, глядя на похоронную процес сию, он говорит с удовольствием: «Все умрут, а я останусь».

Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад. И книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приводится пример сказки «короткой, но вполне утешительной»: «Жила-была де вочка-шапочка, пошла и открыла дверь. Все! Я больше не знаю!А волк?

А волка не надо. Я его боюсь».

   Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «По чему? » и др.

    Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо питься давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любоз нательность ребенка, надо пробуждать его собственную ум ственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, по плывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.

     Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?», «Почему ведьма только в сказках, а тигр на самом деле?» и др.

      Представляют интерес и детские высказывания, направленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:А я ищу, когда будет еще Восьмое марта.В этом календаре больше не будет, — говорит отец.А может, будет, я все же поищу.

      Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, напри мер: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».

О конкретности детского мышления говорят высказыва ния детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло — из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрики вает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать  будет?»Вот примеры из бессмертного творения К. И. Чуков ского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапал ся?» — ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:

Мама, крапива кусается? -Да-А как она лает?

А вот еще забавный вопрос:-Что ли, ножик вилкин муж?

     Предлагаем обсудить :

• Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?

    Ребенок спрашивает о радио:-А как же дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне:-Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?

   Вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетка, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил: -А как же папа оттуда вылез?

    -А петух может совсем-совсем забыть, что он петух, и снести яичко? — спрашивает малыш.

Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:-Чьи у Вали глаза? -Папины, — отвечают гостю.

    А папа, бедный, значит, без глаз остался, — подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».

Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"

В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....

Статья "Ошибки взрослых в общении с детьми дошкольного возраста"

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста, полезно будет прочитать и педагогам дошкольного образования....

Статья на тему «Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспекти...

статья "Проблемы в общении с детьми"

Можно использовать для консультаций родителей, на собраниях, на семинарах...

Статья "Общение с детьми"

Статья для родителей....

статья "Общение с детьми 5-6 лет"

laquo;Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда в...