Главные вкладки

    Индивидуальные особенности детей
    статья по теме

    Богданова Вера Геннадьевна

    Все знать не возможно, но узнать больше реально. И хорошо, если нам на глаза попадется нужная статья. Возможно эти знания вам пригодятся. Почитайте. Хотя многое мы понимаем, но обЪяснить ситуацию не можем. Мы все хотим знать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

                                  Индивидуальные особенности ребенка.
    1.
    Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:                                                                   - активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
    - преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
    - преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
    - эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
    - гибкость - отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
    Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
    2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
    З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
    4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
    обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
        ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
    Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
    1. Универсальными законами развития являются:
    1. наличие базисных человеческих потребностей,
    2. возрастная периодизация развития,
    3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
    4. сензитивная периодизация развития.
    Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
    II. Индивидуальными особенностями являются:
    1. характеристики темперамента,
    2. способности,
    3. состояние здоровья,
    4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
    I. Универсальные законы развития.
    1.
    У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
    - В пище, тепле, сне
    - В безопасности                                                                                                                                                        - В принятии и принадлежности
    - В уважении
    - В самореализации.
    2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами
    возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
    3.
    Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
    познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
    4. Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
     III. Средства образования.
    В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
    1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитьтвать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.
    2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори — группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори — учитель, но и мама (или другой близкий родственник).
    З. Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что
    механизмы научения также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени по степени эффективности:
    - операциональное научение
    - научение через наблюдение
    - научение в процессе совместно - разделенной деятельности
    - научение через самостоятельную деятельность
    4. Основной формой
    деятельности ребенка в Монтессори-группе
    является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже.
    В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
    Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.

                               ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.
    Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой. Для ребенка очень важно мамино присутствие и ее моральная поддержка. А мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду.
    1. Организационные ПРИНЦИПЫ ГРУППЫ.
    1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя
    а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.
    б) Монтессори - материал для детей 0-3 лет.
    в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.
    г) Подготовленных родителей
    д) Подготовленного педагога.
    2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка а) свободу выбора материала, б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом
    в) свободу выбора места для работы с переносным материалом
    г) свободу выбора партнера или партнеров
    д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми
    3. Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но
    не мешай другим»
    4. Поддержание порядка в среде.
    5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

    СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-3 ЛЕТ
    включает в себя следующие блоки:
    1. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности
    2. Зона сенсорного развития
    3. Зона упражнений с сыпучими материалами
    4
    . Зона упражнений с водой
    5. Зона продуктивной  изодеятельности
    6. Зона развития речи.
    2
    . Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.

    Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.). Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда. Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.

                                             Оборудование и материалы:                                                                                                                                      1. Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
    2. Скаты для шариков
    3. Мешок с песком для перетяжки через блок.
    4.Коробочка с выдвижным шкафчиком
    5 .Коробочка с цветными колышками
    5.Диски на вертикальном штырьке                                                                                                                    6. диски на горизонтальном штырьке                                                                                               7.Возвращающиеся кольца                                                                                                                                                                 8 Скользящие кольца
    9.Банка с шариками
    10 .Мягкие развивающие игрушки
    11.Модуль для введения понятия «такой же» (тактильный)
    12 .Модуль развития запястья (движение по прорези)
    13. По-разному открывающиеся коробочки с предметами
    14 Рамки с  различными застежками      

                                         Ожидаемые результаты:

    Умения

    Навыки

    Потребности

    • Выполняет вращательные движения рукой в вертикальной плоскости           • Выполняет одновременные вращательные движения правой и левой рукой по разным радиусам                      • Умеет ловить и бросать мяч                                          • Перетягивает груз через блок                                           • Пускает предметы в
    отверстие                              
    • расстегивает и застегивает рамки с застежками                 • Нанизывает диски на
    вертикальные и
    горизонтальные штырьки        • Наблюдение за движущимся предметом (шариком)                                 • Манипулирует
    выдвижными ящичками                

    • Установление причинно- следственных связей              • Наблюдает за
    движущимися предметами
    • Освоение алгоритма деятельности                            • Координация работы руки и глаза                                          • Координация работы ног и глаза                                         • Работа с партнером — установление очередности действия                                   • Предвидение результата собственных действий

    • Потребность в завершенности процесса

    • Потребность в выборе материала

    • Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка

    • Потребность в усложнении задачи

    • Потребность в социальном взаимодействии

     3. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
    Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до
    5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.
    Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
    - является основой для интеллектуального развития
    - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
    - Развивает наблюдательность
    - Готовит к реальной жизни
    - Позитивно влияет на эстетическое чувство
    - Является основой для развития воображения
    - Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).                                                                                                                                            - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно — познавательной деятельности                                                                                                                                                    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов                                                                                         - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности                                                                    - влияет на расширение словарного запаса ребенка                                                                                             - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

    Как и в других зонах, ребенок сам выбирает материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.

    Оборудование и материалы:                                                                                                                                        1. Открытые полки для материала                                                                                                                                             2. Индивидуальные рабочие коврики                                                                                                                         3. Рабочий столик                                                                                                                                                        4. Сенсорный модуль с геометрическими телами                                                                                                      5. Коробочки с цилиндрами                                                                                                                                  6. Цветные кубики                                                                                                                                                      7. Блоки цилиндров                                                                                                                                                    8. Розовая башня из пяти кубов                                                                                                                                        9. Коричневая лестница из пяти призм                                                                                                                             10. Вкладывающиеся коробочки                                                                                                                                          11. Матрешка - пятерка не раскрашенная                                                                                                        12.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник                                                                                                      13.Набор вкладок с предметами разной формы                                                                                           14.Коробки с цветными табличками                                                                                            15Пирамидка                                                                                                                                                           16.Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке                                                                       17.Простая мозаика                                                                                                                                                  18. Лото                                                                                                                        
    19.Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)
    20.Игрушки с контролем по форме и по цвету.
    21.Сортировка камушков и шариков по цвету в баночки .
    22.Сортировка мелких предметов (например, деревянных грибков разной формы)
    23.Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью среднего пинцета                                            24. музыкальные инструменты      
                                                                                                                   Ожидаемые результаты:

    Умения

    Навыки

    Потребности

    • различает предметы по форме                                          • различает предметы по величине                                        • распознает плоские геометрические фигуры                  • сопоставляет фигуры с проекциями                                 • распознает основные цвета                                                     • различает звуки по громкости                                          • различает звуки по высоте

    • ношение предметов                    • осуществление последовательного построения                                     • подбор соответствия                 • подбор пар                                    • алгоритмизация деятельности                                      • сравнение по определенному параметру

    • работа по памяти

    • сформированная потребность в выборе материала                                   • сформированная потребность в завершении работы                                             • потребность с помощью контроля, заложенного в материале, проверить и оценить свои действия.

    4. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

    Ребенок в возрасте 1,5 — 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У детей 1,5 – 3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

    а) Чувствительность пальцев

    обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость — мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

    б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

    в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

    г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

    Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

    Оборудование и материалы (упражнения)

    1. Сортировка природного материала

    2. Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие

    З. Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик

    4. Пересыпание ложкой

    5. Просеивание

    б. Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками

    7. Перекладывание ложкой

    8. Забивание гвоздиков и цветных шаров

                                         Ожидаемые результаты:

    Умения

    навыки

    Потребности

    • Умеет совершать

    различные виды предметной деятельности:

    • пересыпание                              • перекладывание                   • сортировку                             • опускание и проталкивание предмета в отверстие                                     • использует инструменты: пинцет, ложку, молоточек и т.д.

    • координированная работа руки и глаза                              • координированная работа обеих рук

    • осуществление «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев                                        • точные движения кисти

    • воспроизведение

    алгоритма сложных действий                                      • манипуляция мелкими предметами с помощью пальцев

    • Поддержание порядка

    • Использование предметов по назначению

    • Соблюдение

    точности в действиях

    • Наблюдение за процессом работы                                   • Завершение работы

    • Выбор материала

    5. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ

    Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки — пролитая вода — и простой способ ее устранения — протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы — взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

                              Оборудование и материалы:

    1. Клеенчатые фартуки.

    2. Полотенца для рук.

    З. Полки-столики для размещения материала.

    4. Подносы для размещения материала.

    7. Набор сосудов разных форм для переливания воды.

    8. два тазика и половник для переливания воды.

    9. двойная миска и резиновая груша для переливания воды.

    10.две миски и губка на подносе для переноса воды.

    11 .Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.

                                        Ожидаемые результаты:

    Умения

    Навыки

    Потребности

    Совершать виды деятельности:                              -Переливать из одного сосуда в другой                            -Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половик                                       - Вылавливать плавающие предметы с помощью сита                               -Вытирать пол, поднос, стол                                           -Вытирать руки                        -Сбивать пену венчиком

    - Зрительный контроль ошибок.                                            - Координированная работа обеих рук                                      - Координированная работа руки и глаза                             - Ношение сосудов с водой             - Освоение сложных алгоритмов деятельности      -Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт

    - Поддержания порядка

    -Самостоятельной деятельности

    - Сформированная потребность в выборе материала

    - Сформированная потребность в усложнении задач

    6. Зона продуктивной изодеятельности

    Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулем, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Мантесори).

    Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может уже начать собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки. Иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть  мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник. Способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

    Оборудование и материалы:

    1. Стол для коллективных работ.
    2. Выставка работ
    3. Цветные восковые мелки
    4. Цветные карандаши
    5. Деревянные овощи с липучками ( для резания)
    6. Природные материалы.
    7. Соленое тесто
    8. Пальчиковые краски

    Ожидаемые результаты

    Умения

    Навыки

    Потребности

    - Оставлять след в виде линии и кругов

    - Создавать цветные пятна

    - Раскатывать колбаски и шарики из теста

    -Приводить в порядок инструменты и рабочее место

    - Составлять простейшие композиции

    - Различать цвета

    - Заполнять вырезанный из бумаги контур

    - Рисовать узнаваемые образы

    - Работать с предметами, оставляющими след: карандаши, мелки

    -Использовать пальчиковые краски

    - Получение первичных знаний о свойствах художественных материалов через действие с ними

    - Заполнять рисунком все предоставленное пространство

    -Рассматривать изображение

    -Сформированная потребность в завершении и оформлении работы

    - Потребность в общении с другими членам группы

    7. Зона развития речи

    В возрасте от 3 до 7 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь, то к 3 годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги. Согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

    В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до 3 лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна давать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.

    Оборудование и материалы:

    1. Все предметы окружающей среды.
    2. Материал для сопоставления предмета и изображения
    3. Книги
    4. Набор муляжей овощей и фруктов
    5. Наборы фигурок животных
    6. Карточки животных «Мама-папа-детеныш»
    7. Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок
    8. Колбы с бусинами
    9. Мелкая мозаика
    10. пальчиковые куклы

    Ожидаемые результаты:

    Знания

    Умения

    Навыки

    Потребности

    Знание названий окружающих предметов            Знание названий овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев(по 5-6) Название классов животных (по 4-5) Название насекомых, птиц, зверей (по4-5)  Названия детенышей животных (по 5-6)  Названия геометрических фигур       Названия основных цветов

    Подобрать обобщающее слово Выделить и назвать признаки предметов Произносить звуки и звукосочетания родного языка

    Говорить предложениями Использовать предлоги Производить  согласование времени и числа

    Сформированная потребность в общении  Потребность в самовыражении с помощью речи   Потребность в систематизации новых знаний и понятий            Потребность решать свои проблемы с помощью речи

     «КРУГИ» В ГРУППЕ
    Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие
    (5- 10 минут) коллективные занятия — «круги». Их содержанием могут быть:
    ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов — колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них, дети.

    Особенность организации педагогического процесса в методике Монтессори в том, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, он активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной деятельности, отталкиваясь от индивидуальных интересов и побуждений. Он занимается с материалом, которые сам выбирает, сам определяет место и длительность работы с ним.
    Какова же роль монтессори-педагога? Он становится коллегой, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.

    Прежде всего, монтессори-педагог создает пространственно-предметную среду, направленную на развитие детей, а также заботится о поддержании порядка в ней: следит за тем, чтобы материалы после завершения упражнений были положены на место. В поддержании порядка участвуют и сами детишки, приучаясь к аккуратности.

    Педагог демонстрирует родителям и детям монтессори-материалы, рассказывает, как с ним нужно обращаться. Это, пожалуй, наиболее знакомая всем задача педагога. В методике Монтессори это называется презентация.

    А что должен делать педагог, после того как все объяснил? Контролировать выполнение заданий и исправлять ошибки, скажете вы. И не угадаете! Только не монтессори-педагог! В монтессори-материалах заложена возможность самостоятельного контроля ошибок, и монтессори-педагог, демонстрируя материал детям и родителям, рассказывает, как можно проверить, правильно ли выполнено упражнение. Пусть малыш сам исправится, когда увидит, что допустил ошибку. Ведь развитие это не только приобретение знаний и навыков, но и путь к самостоятельности.

    Одной из самых важных функций монтессори-педагога является наблюдение. Мария Монтессори понимала под воспитанием «помощь психическому развитию ребенка с самого момента рождения». Позднее она трактовала процесс воспитания и образования ребенка более широко, а именно как «помощь в жизни». Ключевым здесь является слово «помощь»: именно оно во многом определяет роль и позицию монтессори-педагога по отношению к ребенку. А помощь должна быть "оперативной" и тактичной. Поэтому монтессори-педагог постоянно должен следить, чем склонен заниматься ребенок, справляется ли он с материалом, не пора ли предложить ему новое, более сложное  задание.

    Кстати, роль педагога с удовольствием примеряют на себя некоторые детишки. Иногда можно увидеть, как более старшие ребята что-то показывают и рассказывают малышам.

    Занятия в Монтессори-группах дети посещают вместе со взрослыми, поэтому у монтессори-педагога появляется еще одна задача – объяснить родителям их роль на уроках. Ведь успешность группы "Вместе с мамой" существенно зависит от взаимодействия монтессори-педагога и родителей.

    Задача родителей – помочь монтессори-педагогу создать благоприятную атмосферу для обучения. Для этого принимается ряд правил поведения на занятиях – педагог рассказывает,
    как и почему нужно хвалить ребенка, как направлять его развитие и т.п. Родители, как и монтессори-педагог, должны наблюдать за ребенком, без необходимости не вмешиваясь в работу малыша с материалом, предоставляя ребенку возможность насладиться самостоятельными открытиями.
    Монтессори-педагог также дает рекомендации родителям, как организовать развивающую среду дома.
    Дисциплина на занятиях все же присутствует. Правила в группе принимаются не только для родителей, но и для детей. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов. Например, "Мы берем материал только с полки".
    И уж конечно монтессори-педагог не допустит конфликтов – дети не должны мешать друг другу заниматься. Например, если ребенок вдруг захочет отнять материал у другого, то ему объясняют, что нужно подождать.
    Почти все занятие монтессори-педагог проводит на корточках. Почему? Учитель должен быть рядом, на уровне ребёнка, обучение должно проходить "глаза в глаза". Вот что об этом пишет известный монтессори-педагог Елена Хилтунен в своей книге
    "Уроки на корточках": "Странная на первый взгляд позиция – взрослый, сидящий на корточках, стоящий перед ребенком чуть ли не на коленях и именно так объясняющий важные вещи. Во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на пол и его взрослый педагогический авторитет? Но стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего над ним всем телом. Да и вообще, согласитесь, нелегко общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги. Вот и сопротивляются наши дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и тоже."
    Нельзя говорить нельзя

    Речь идет вовсе не о ситуациях, когда, например, малыш тянет пальчики к розетке, что ставит под угрозу его здоровье или даже жизнь. И не о ситуациях, когда малыш берет без разрешения чужие вещи.  А нужно обратить внимание родителей на то, что в большинстве случаев можно и нужно обойтись без категоричного запрета нельзя.

    Остановимся на слове нельзя. Часто слыша его, ребенок теряет интерес к занятиям. Малыш скорее направится к выходу, чем к материалам, с которыми, по мнению мамы, он не сможет обращаться правильно. Поэтому в наших группах слово нельзя недопустимо.
    Любое
    нельзя лучше перевести в можно. Если ребёнок бросает материал, мы стараемся не говорить ему, что так нельзя, а переключаем его внимание, например, на мяч. Мяч бросать можно! А с материалом следует обращаться бережно.

    Говоря о слове нельзя, хочется напомнить, что запрет должен быть последовательным. Если уж запрещено, то запрет не должен нарушаться. Ни при каких обстоятельствах. Ведь родители часто твердят нельзя, но, увидев слезы ребенка, в итоге смягчаются и разрешают. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, то он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать.
    Важно отличать
    нельзя от опасно. Опасно – это розетка, плита, утюг. Поговорите с малышом, объясните, чем именно опасны эти предметы. Скажите ребенку, что не хотите, чтобы ему было больно, что переживаете за него.

                                 Не исправляйте детские ошибки!

    Также не нужно исправлять ошибки ребенка. В этом случае теряется основная наша цель – РАЗВИТИЕ. Перед ребёнком должна стоять задача,  и он должен пытаться решить её, а не бездумно повторять за мамой её действия.  Ведь нам важно, чтобы малыш не просто механически запомнил "правильную" последовательность действий, а научился самостоятельно искать решения.

    Чем больше мы подсказываем и поправляем, тем меньше ребёнок думает сам и, соответственно, медленнее протекает его развитие.
    Поэтому на
    вводных семинарах о методике Монтессори мы с родителями будущих "учеников" договариваемся не употреблять на занятиях слова нет, нельзя, неправильно, не сюда, не так и т.п.  На наших занятиях можно обойтись без этих негативных высказываний.

    На занятиях в Монтессори-группах мы стараемся создавать доброжелательную атмосферу, условие, необходимое для формирования интереса к обучению. Но какой же может появиться интерес, если ребенка постоянно поправлять, указывать на ошибки. Это будет только раздражать ребёнка.

    Только оцените,  какова разница в развитии между Вами и Вашим чадом. Поставьте себя на его место. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы, когда мы изучаем что-то новое и сложное, рядом находился кто-то во много раз умнее и постоянно указывал нам на наши промахи. А именно в такую ситуацию ставим мы своих любимых малышей, регулярно поправляя их. Опять же, чем больше мы произносим негативных слов, тем больше вероятность того, что ребёнок просто откажется заниматься и попросится домой.

    Очень часто мы говорим своим детям «Молодец!», считая, что поступаем правильно. Ведь похвала подбадривает ребенка, поднимает настроение, подталкивает на дальнейшие поступки, вызывающие одобрение. Однако, как показывают исследования и практика, такая похвала вызывает зависимость и отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

    Сейчас, когда ребенок совсем маленький, у него существует врожденная потребность в познании и малыш с удовольствием познаёт всё окружающее. Ему, как правило, интересны все предметы: посуда, папины инструменты, кусочки ткани, обувь, стоящая у порога. Да все что угодно!

    Когда же мы, самые близкие ребенку люди: мамы, папы, бабушки и дедушки, начинаем хвалить ребенка, произнося молодец или умница, в его сознании формируется зависимость от похвалы. Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И, что самое страшное, остаётся на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растёт, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.

    Всегда следует помнить, что наши детки не всегда будут находиться рядом с нами, среди близких, они постоянно будут в коллективе. Сначала это будет детский сад, затем школа, институт или армия, рабочий коллектив. А в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум, и стрессу - в худшем случае.

    Говоря ребенку молодец вы оцениваете не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность. Зависимость от похвалы может иметь самые разнообразные негативные последствия. Ведь когда детишки совсем маленькие, родители являются для них непререкаемым авторитетом, и малышам важна похвала из их уст. Но в подростковом возрасте все меняется – большое значение приобретает оценка сверстников, а мнение родителей уходит на второй план. Именно в этот период жизни велика вероятность пойти не той дорогой. Не секрет, что подростки часто совершают необдуманные поступки, приводящие к самым печальным последствиям, чтобы получить признание у сверстников.                                                                                                                                 Однако наша эмоциональная реакция на поведение детей должна проявляться, и они сами её требуют, заглядывая нам в глаза. И мы обязательно должны отреагировать и похвалить, но похвала не должна касаться личности ребенка. Нужно хвалить ребенка за отдельные действия следующими словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал, удачный выбрал цвет и прочее.                                                                                                                                                 Это, кстати, касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом. Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает. Привыкнуть, конечно, нелегко. Но это необходимо для воспитания полноценной, самодостаточной личности, не зависящей от чьего-либо мнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

    Игра является отражением  социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка...

    Индивидуальные особенности детей

    Почему мы такие разные???...

    Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».

    План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах ...

    "УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ."

    "Дошкольный возраст - время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный перио...

    «ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

    «ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»...

    Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

    Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

    Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....