Консультация "Развитие творческих способностей"
статья (подготовительная группа) на тему

Консультация для воспитателей и родителей о развитии творческих способностей посредством различных видов театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.razvit.tv-kih_spos-tey.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей.

Кукольный театр.

Театр- один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным воспитанием и образованием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности ( обучением вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере.

Для правильной организации педпроцесса рекомендуется учитывать следующие принципы:

1.Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2.Ежедневное включение театрализованных игр и других элементов театрализованной деятельности во все формы организации педпроцесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические игры и сюжетно-ролевые.

3.Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализации.

4.Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5.Подготовленность и заинтересованность педсостава.

В занятиях по художественно-творческой деятельности, а также при знакомстве с произведениями художественной литературы педагог может использовать различные виды театров:

-настольный картонный театр;

-пальчиковый театр;

-театр мягкой игрушки;

-сценические постановки;

-театр кукол би-ба-бо;

-теневой театр;

-театр на фланелеграфе и др.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественно-театральных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, воспитатель, окружая ребенка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач. Нужно дать ребенку возможность перевоплотиться, и вы увидите, с каким интересом он примется за это занятие.

Театрализация учит дошкольника не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

Ребенок в театрализованной деятельности передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать все это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, как надо перевоплощаться, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г. Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называется игрой). Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией» («Кино и дети», 1971).

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольные, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонационная выразительность, дикция.

Вторая группа – игры – драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнителя роли. При этом могут быть использованы куклы – бибабо (куклы, надетые на палец), шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец.

Для того, чтобы театрализованные представления имели место быть, к этому должен быть готов и сам педагог. Его желание играть и его отношение к театрализации имеет большое значение, так как преподаватель для детей является образцом для подражания. Умение педагогов выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жеста, побуждают ребенка воспроизвести услышанное, дают ему определенный эталон для подражания.

В процессе использования театрализованной деятельности в детском саду наблюдается развитие творческих способностей у детей в плане воплощения сценического образа; усвоение представлений о невербальных и вербальных средствах воплощения образа; развитие познавательной активности у детей; формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля; для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомление детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; теневым театром; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игрой – драматизацией.  

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...