Рекомендации родителям и воспитателям
методическая разработка по теме

Карачевцева Елена Дмитриевна

Развитие музыкального слуха дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_vospitetelyam_i_roditelyam.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям  и родителям

Относительно развития музыкального слуха дошкольников.

Уважаемые воспитатели! Уважаемые родители!

Я очень рада, что вы заглянули на эту страничку, и не сомневаюсь в вашей любви к детям, ведь только любящие сердца способны думать о самом главном в нашей жизни – воспитании детей, формировании думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Возможно, вы не откроете для себя здесь чего-то нового, но недаром ведь говорят, что новое – это давно забытое старое, а самое главное для нас – создание условий для активизации у ребенка способности к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Итак:

  1. Охраняйте детский слух от резких слуховых эффектов.
  2. Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.).
  3. Подумайте о правильном отборе игрушек. Они должны быть с нежным мелодичным звучанием.
  4. Развивайте зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  5. Развивайте речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  6. Развивайте дикцию на материале скороговорок и стихов.
  7. Развивайте чувство ритма и координацию движений.
  8. Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

А сейчас я предлагаю некоторые упражнения и игры, которые должны помочь в решении этих задач.

Игры и упражнения на речевое дыхание

* * *

Цель. Расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Ход упражнения. И.П. – сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох  через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.

* * *

Цель. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Ход упражнения. И.П. – сидя или стоя. Дышим одной ноздрей. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.

Мы отдыхаем

Цель. Укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.

Ход упражнения. И.П. – сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Ветер

Цель. Укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

Ход упражнения. И.П. – сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Игра со свечой

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а  только заставить «танцевать пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Мыльные пузыри

Цель. Та же.

Ход игры. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо постараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки. Улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно – пузыри!

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

- Мой – со сливу!

- Мой – с орех!

- Мой – не лопнул дольше всех.

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для губ

Веселый пятачок:

  1. На счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
  2. Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
  3. Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую;
  4. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для шеи и челюсти

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходи мо освободить мышцы шеи и челюсти.

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
  2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю че люсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голо су пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горя чую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

Зарядка для языка

  1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно даль ше вперед, медленно двигается вправо — влево.
  2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
  3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьет ся о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
  4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
  5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно даль ше и пытаться достать им до носа и подбородка.

Упражнения на три вида дыхания

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер          –  ССССССС...

Шумят деревья        –  ШШШШШ...

Летит пчела             –  ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит                  –  ЗЗЗЗЗЗЗЗ...

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос        –  ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель          –  ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель        –  33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится     –  Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила             –  С! С! С! С!

Заводится мотор    –  Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и со единять все три вида выдыхания в одном упражнении. На пример:

Мотоцикл

Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой

Больной зуб

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень бо лит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слег ка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тяну щийся.

Капризуля

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно зву чит голос.

Колокольчики

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очере ди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

Колыбельная

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напева ют колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

Игры и упражнения

на опору дыхания

Дрессированные собачки

Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предла гает остальным детям – цирковым собачкам решать прос тейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо от вета «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

Птичий двор

Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появи лась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

Эхо ( по Н.Пикулевой)

Ведущий        

Собирайся, детвора!

Начинается игра!

Да ладошек не жалей!

Бей в ладошки веселей!

Сколько времени сейчас?

Сколько будет через час?

И неправда: будет два!

Дремлет ваша голова!

Как поет в селе петух?

Да не филин, а петух?

Вы уверены, что так?

А на самом деле как?

Дети

Ра! Ра!

Ра! Ра!

Лей! Лей!

Лей! Лей!

Час! Час!

Час! Час!

Два! Два!

Ва! Ва!

Ух! Ух!

Ух! Ух!

Так! Так!

Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Игры на расширение

диапазона голоса

Чудо – лесенка

 

Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, по вышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи...

А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

Самолет

Ход игры. В правой руке дети держат воображаемый игру шечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровож даются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

Михайлова М.А., Воронина Н.В.

«На бабушкином дворе»

(для самых маленьких!

Цель. Развивать творческое воображение, способствовать улучшению качества движений, их выразительности и пластичности.

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки,

Милые внучатушки.

Дети двигаются друг за другом или врассыпную дроб ным топающим шагом. С окончанием текста останавливаются.

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, с хорошо оттяну тым вниз носком («носочек смотрит вниз»). Корпус следует держать прямо, голову слегка поднять. Руки расправлены и несколько отведены назад. Во время дви жения дети активно «машут крыльями», поднимая и опуская руки.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Под текст первых двух строчек дети идут на носках, сложив руки за спиной. Затем переходят к легкому бегу, руки отводят назад, «помахивая», как «крылышками», кистями.

Вот козленок озорной

Вдруг затряс бородой,

Головой качает,

Рожками пугает.

Дети подпрыгивают, отталкиваясь одной ногой от пола, делают небольшие повороты головой вправо - влево прижимают к голове указательные пальцы рук, имитируя «рожки».

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет,  умывается,

Лапкой вытирается.

На первые две строчки дети идут мягким «пружинным» шагом, затем останавливаются и выполняют образное движение «кошка умывается».

Вот щенок озорной.

Он с лохматой головой,

Бегает и лает,

Во дворе играет.

Выполняется легкий «пружинный» бег (можно с неболь шим, покачиванием из стороны, в сторону — «озорной» ); руки согнуты в локтях перед грудью (как «лапки» у собачки), кисти свободные; голова («мордочка» у собач ки) приподнята.

Уточка-голубушка

По двору идет.

Уточка вразвалочку

Деточек ведет.

Дети идут «пружинным» шагом, слегка раскачиваясь; руки сложены за спиной, «как крылышки».

Вот веселые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

Дети, стоя на месте с согнутыми в локтях руками, выполняют движение, напоминающее «твист» (с легки ми полуприседаниями делают быстрые развороты бед рами вправо и влево).

Цок, цок, цок, цок,

Вот лошадка - серый бок.

Начала она скакать,

Приглашает поиграть!

Дети выполняют движение прямого галопа.

Сгибая в локтях руки с «уздечкой», дети держат их

перед грудью или вытягивают перед собой.

Лады, лады, ладушки.

Где были? - У бабушки!

Нас бабуся привечала,

Всех ребяток угощала.

До свиданья, бабушка,

Бабушка-Забавушка.

Дети двигаются друг за другом «паровозиком» или врас сыпную «на автомобиле» дробным топающим шагом, помахивают левой рукой, прощаясь с бабушкой.

Боромыкова О.С. 

Цель. Развивать чувство ритма, творческую фантазию ребенка.

Упражнение   «Пильщики»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад.

Двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.

Опускают броском руки вниз.

Меняются местами друг с другом.

Упражнение-игра «Кот-царапка»

Кот сибирский,

Кот царапка

Учит деток танцевать,

Ну-ка, детки,

По команде

Раз, два, три, четыре, пять

Грациозно, незаметно

Надо лапки поднимать.

Левой, правой, левой, правой,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети сжимают правую ладонь в кулак.

Сжимают левую ладонь в кулак.

Сжимают и разжимают кулачки.

Правую руку поднимают вверх и сжимают в кулак.

Левую поднимают и сжимают в кулак.

Сжимают и разжимают кулачки.

Поочередно гладят правой и левой руками ушки по 2 раза правой, по 2 раза левой.

Поочередные махи кистями рук.

Хлопают в ладоши.

Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках»

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук, тук-тук,

Тук, тук, тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут.

Дети, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону.

Грозят пальцем правой руки.

Проигрыш: ходят на носках по всему залу в разных направлениях.

Идут, громко топая пятками.

Сходятся все у стула, где «спит» мама.

Мама просыпается и догоняет детей.

Литература

  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям – Ярославль: Академия развития, Академия, К°, Академия Холдинг, 2000.
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям и воспитателям гиперактивного ребёнка

буклет для родителей - Как помочь гиперактивному ребёнку в домашних условиях справиться со своим поведением...

Рекомендации родителям и воспитателям (по инертным -медлительным детям)

Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов)  тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей воз...

Рекомендации родителям и воспитателям по снижению уровня агрессивности у детей.

      Часто родители и педагоги обращаются за помощью к педагогу -психолу с целью разобраться в агрессивном поведении ребенка.  Бывает и такое, что вспыльчивый и агрессивный...

Рекомендации родителям и воспитателям.

Материал, поможет вам в методической работе....

Рекомендации родителям и воспитателям по взаимодействию с тревожными детьми.

Тревожность детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается к склонности к волнению в разнообразных ситуациях.Характерные черты детей, склонных к тревожности. Внешние проявления...

:«Рекомендации родителям и воспитателям на I (подготовительном) этапе постановки звуков»

:«Рекомендации родителям и воспитателямна I (подготовительном) этапепостановки звуков»...