Рекомендации родителям и воспитателям по взаимодействию с тревожными детьми.
статья (младшая группа)

Беляева Елена Александровна

Тревожность детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается к склонности к волнению в разнообразных ситуациях.

Характерные черты детей, склонных к тревожности. Внешние проявления тревожности.

Рекомендации родителям и воспитателям при взаимодействии с детьми, склонных к тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и воспитателей

по взаимодействию с тревожными детьми.

Практика показывает, что одной из причин обращения к психологам является нарушение поведения ребенка или подростка, в основе которых зачастую лежит состояние тревожности.

Тревожный ребенок трудно адаптируется в новых условиях, всегда боится быть неуспешным и сдается без борьбы даже в обычных ситуациях. Такому ребенку трудно отвечать на поставленные вопросы перед большой аудиторией, говорить громко и четко, его всегда сдерживает боязнь насмешек, ему легче промолчать, чем ответить невпопад. У них, в силу определенных причин, бывает утеряно базовое доверие к миру и ребенок живет во враждебном для него мире, который он сам создал (чаще всего с помощью родителей). Он заранее ожидает ситуацию, когда ему необходимо будет защитить себя. Часто это состояние проявляется как неадекватная форма агрессивного поведения.

В семье такой ребенок требует постоянного подтверждения родительской любви различной формой поведения. Тревожно-боязливые дети бывают привязаны к маме в буквальном смысле слова: на улице всегда берут ее за руку, дома требуют, чтобы мама спала с ним, боятся оставаться одни дома. Другие сворачиваются в клубочек, как ежики, не подпускают к себе с ласками даже близких. При этом, сами же страдая от этого, и живут в постоянном ожидании любви и ласки. Такое искаженное мироощущение ребенка приводит ко многим изменениям поведения, а затем и характера ребенка.

Для тревожных детей характерно следующее:

- высокие требования к себе и своим поступкам, самокритичность;

- низкий уровень самооценки;

- тревожные дети постоянно ищут поддержки со стороны взрослого, поощрения во всех видах деятельности;

- соматические проблемы: часто наблюдаются и соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, головная боль, нарушение сна, нарушение питания (ест плохо или ест очень много), учащение сердцебиения и затруднения дыхания в тревогогенных ситуациях.

Внешние проявления тревоги детей выражается в том, что ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы, крутит пальцы, теребит кончик носа, сосет палец, грызет ногти, ручку, карандаш. Ребенок бывает напряженным, скованным, суетливым, не может расслабиться. Все время что-то теряет, роняет, часто плачет.

Для того чтобы избегать проявлений тревожности у детей, родителям необходимо изменить свое отношение к ребенку, тактику своего поведения. У тревожного ребенка  занижена самооценка, поэтому необходимо его хвалить при всех возможных ситуациях. Нужно видеть поступки ребенка, даже если они не столь значительны вообще в целом, но для ребенка они очень много значат. Эта похвала в большинстве случаев должна быть не с глазу на глаз, а при возможности всеобщей, на глазах у других детей, сверстников и просто знакомых людей. Это поднимет самооценку ребенка, покажет, что он не хуже других, а в некоторых моментах даже лучше.

В основе тревожности детей лежат разнообразные страхи. В исследованиях выделен ряд страхов и тревог, типичных для детей разного возраста. Для дошкольников - это страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ.

Для младших школьников - боязнь оценки со стороны взрослых, выраженный страх, связанный со школой (боязнь опаздывать, получить плохую оценку и затем сообщить об этом доме, отвечать у доски и др.), боязнь "опасных" людей, смерти. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, а так же войны, болезни и смерти родителей.

Родителям стоит попытаться осознать причины тревожности, какие страхи лежат в их основе. Разобравшись в этом, близкие люди смогут помочь ребенку пережить проблему совместно. Ребенок будет ощущать эту поддержку и легче сможет пережить наступающую тревогу.

Поняв проблему, родители могут  вместе с ребенком обсудить ее, показать ее незначительность.  Очень эффективно нарисовать свой страх. При этом родители тоже могут нарисовать свой страх. Это покажет малышу, что не только у него есть страхи, а даже у мамы и папы. Нарисовав свои страхи, их необходимо обсудить. Зачастую дети боятся воображаемых существ. На рисунке страшная Баба-Яга. Чтобы ребенок не боялся нарисованного существа, можно разорвать рисунок, родители могут сами дорисовать изображение и тем самым сделать Бабу-Ягу доброй, веселой и улыбчивой. Такое совместное приближение к проблеме покажет ребенку, что все не так страшно.

Тревожные дети боятся совершить ошибку, боятся быть обсмеянными. Поэтому родителям необходимо относится к поступкам детей с положительной направленностью, положительной оценкой. При ответе ребенка на какой-либо вопрос не стоит торопить ребенка – пусть он сначала хорошо подумает, все взвесит и отвечает, не боясь неправильного ответа.

В любой деятельности, которая связывает ребенка и родителей, не нужно подгонять малыша. Он будет очень переживать, если мама или папа будут неудовлетворенны его поступками. Пусть он действует в своем темпе, а после выполнения похвалите его.

Ни в коем случае нельзя забывать о телесных контактах. Это очень важно для переживания ребенком ситуации любви и близкого контакта. Любая ласка мамы или другого близкого человека дает ребенку возможность осознать свою необходимость, его самооценка повышается.

Попадание ребенка в новые условия также может привести к появлению тревоги. Для того чтобы адаптация прошла успешно, родителям не стоит бросать ребенка – нужно быть рядом с ним, не оставлять его в этой сложной ситуации. Совместное переживание даст возможность понять, что здесь нет ничего страшного. Постепенно ребенок свыкнется с новой ситуацией, адаптируется, и тогда малыша не будут тревожить новые рамки.

Таким образом, тревожным детям необходимо больше внимания и понимания со стороны родителей, их положительная оценка. Не стоит торопить таких детей – у них свой темп выполнения любой деятельности. Пусть они сделают медленнее, но верно, это повысит самооценку ребенка, укрепит его позицию. Тревожность постепенно пройдет, если сами родители поймут ее истоки и совместно с ребенком будут ее преодолевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с тревожными детьми"

В моем материале Вы можете узнать и помочь деткам, которые нуждаются в Вашей помощи.- Критерии выявления тревожного ребенка.  -Анкета по выявлению тревожного ребенка.-Причины появления и развития...

статья "Взаимодействие с тревожными детьми" опубликованная в сборнике заочной международной конференции.

Моя статья опубликованная в сборнике заочной конференции. VI Международная научно-практическая конференция «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА».Рассказала о работе с де...

консультация для педагогов «О СПЕЦИФИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ»

Данная статья дает понятие  о тревожных состояниях детей, как правильно определить в группе детей тревожного ребенка В статье представлены практические рекомендациии по взаимодействию с такими де...

«Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми»

Консультация для родителей . советы по взаимодействию с гиперактивными детьми....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» д...

Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми.

Рекомендации педагогам-воспитателям по работе с тревожными детьми. Как играть с тревожными детьми....