Готовность детей к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Радионова Елена Ивановна

При подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно выявить его готовность по трем направлениям:

физиологическая готовность

специальная

психологическая готовность

В консультации раскрыто значение каждого направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность детей к школе

(консультация для родителей).

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка. Каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. И от того насколько успешным будет начало школьного обучения зависит его дальнейшая учёба. Что это значит « готовность ребёнка к школе?»

Главное- это сформировать в ребёнке психологическую готовность к обучению, интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.

Это достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребёнок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощённым, активным. Но все эти качества необходимо в нём развить. Понятие «готовность к  обучению в школе» включает в себя 3 аспекта:

1    Физиологическая готовность

2    Психологическую готовность.

3    Специальную готовность.

Физиологическая готовность.– это физическое развитие ребёнка, его общее физическое состояние, развитие общей и мелкой моторики. Общая моторика – это умение ребёнка прямо и твёрдо ходить, бегать, прыгать, т. е. умение управлять своим телом в движении. Мелкая моторика – это развитие гибкости пальцев рук и развитие кисти рук.

Физиологами доказано, что развитии кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развиваются кисти рук при занятиях рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением различных поделок, владением ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Хорошо помогает и пальчиковая гимнастика, она входит как обязательный компонент в работу с детьми в нашем детском саду.

Например: - Этот пальчик в лес пошёл…….

                   -Дружат в нашей группе девочки…….

Или такой вид работы, как  шнуровка, вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц. Важная роль отводится и штриховке. Штриховка – это один из видов письма, а также важный элемент развития мелкой моторики кисти рук.

2 аспект подготовки к школе – это специальная готовность, а именно – это умение читать, считать, знать буквы алфавита. Но для начала нужно научить ребёнка правильно держать карандаш, ручку и обращать особое внимание на правильную посадку во время письма. Нужно ли писать письменные буквы? Нет, не нужно. Это работа учителя в школе, но в связи с современными требованиями, ребёнок должен знать печатные буквы и писать ими. Это требование к 7 летнему ребёнку. Очень хорошо, если он ещё и будет читать. Пусть он читает медленно, но понимает прочитанное, вникает в смысл. Остальное придёт со временем. Жан Жак Руссо писал : « Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро.»

3аспект: психологическая готовность:

1-это личностно – социальная готовность. Принятие позиции школьника, умение общаться, позитивно относиться к обучению в школе. Для того, чтобы учитель смог начать работу с ребёнком, им необходим контакт: ребёнок не должен тревожиться при встрече с учителем, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Нежелание учиться чаще бывает в таких случаях:

  1. в дошкольном детстве ребёнок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на отказ от усилия. Другими словами, родители всё делают за него.
  2. У ребёнка дома заранее сформировали страх перед школой ( Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!)
  3. Либо школу рисуют в радужных тонах. Столкновение с реальностью школьной жизни может вызвать сильное разочарование.

2 интеллектуальная готовность – она включает :

-развитие речи. Ребёнок должен осмысленно говорить, любить книгу, с помощью которой обогащать свой словарь.

  1. любознательность и наблюдательность.
  2. Развитую сенсорику- это знание детьми цвета, формы, величины, пространственных отношений.
  3. Развитую память, внимание, мышление.

3Эмоционально-волевую готовность – это самоконтроль, умение и стремление преодолевать трудности и умение содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.

Школьное обучение – непрерывный процесс общения. Важно научить ребёнка общаться и сформировать у него такие навыки:

  1. умение слушать и слышать своего товарища. Очень часто дети, разговаривая , кричат, перебивают друг друга. Говори тогда, когда собеседник закончит свою мысль.
  2. Пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей. Это важная проблема современного общения.

А взрослые в свою очередь должны чаще использовать поощрения для своего ребёнка, радоваться успехам. Ты у меня просто умница, я уверен в тебе, молодец, ты справишься, какая умная появилась у тебя мысль! – очень простые слова, но они значимы для ребёнка.

1 Сентября – это цветы, улыбки, поздравления, радостное волнение, а потом наступают школьные будни: радости и неудачи, познание нового и горечь обид. Необходимо время, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, приспособились к новым условиям  в школе. Это происходит не за один день. Самые напряжённые дни первые 5-6 недель. В этот период дети быстро устают, может наблюдаться снижение функции внимания и памяти, веса, нарушение сна, головные боли. Это как бы физиологическая буря, ребёнок начинает работать на пределе своих возможностей. Здесь необходимо терпение, терпение и ещё раз терпение. Помощь в этот период нужна больше морального плана. Этот период зависит вплотную от состояния здоровья ребёнка, от уровня стартовой готовности к школьному обучению.

-Анализ детских рисунков о школе

и рисунков родителей.

Анкета для родителей.

Анкета для детей. 

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Педагог – психолог Радионова Е.И.,

I квалификационная категория

г.Биробиджан, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...