«Формирование характера и интеллекта у детей дошкольного возраста».
материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Формирование характера и интеллекта у детей дошкольного
возраста».
(2- младшая группа)
Родители , бабушки, дедушки должны помнить, что характер и интеллект формируются до школы. Нельзя оставлять ребёнка невоспитанным, утешаясь обычным в таких случаях: «Вот вырастет, поумнеет, тогда и выправится сам собой».
Не столь очевидно другое утверждение: нельзя оставлять ребёнка и без дошкольного образования.
Забегая вперёд: умного ребёнка легче воспитать. Только вот как учить и воспитывать? Каковы возможности воспитанников – учеников?
Хаос мнений: «Главное – гены: умным нужно родиться».
«Нет, всё дело в школе, постановке образования».
«Образование? Ерунда! Образованные тоже бывают подлецами. Главное – воспитать безошибочное чувство на добро и зло»…
К сожалению, пока мало надёжных качественных данных, настоящей современной науки – и это по такому важному вопросу! Одно несомненно: воспитанию – первое место.
А воспитать, не развивая интеллект, - дело трудное. На ограниченного человека действует и ограниченная среда. Воспитание возможно, конечно, и только примером, авторитетом в семье. Но если бы все родители были идеальными! Другое дело – умный ребёнок. На него влияет широкое окружение: книги, радио, телевидение.
Итак, основной тезис: умного ребёнка легче воспитать. Снова вернулись к началу: где же взять ум?
Попытки ускорить развитие не были столь же показательны, как эксперименты с его замедлением, поставленные самой жизнью в случаях с «Маугли». И всё же исследования по раннему обучению, проведённые в последнее десятилетие, довольно красноречивы. Все дети, которых рано и правильно учили, были отличниками; среди их сверстников, не прошедших, такого «курса», успевал на отлично лишь один из десяти.
Вывод: основы интеллекта закладываются в первые годы. Если взять за единицу интеллект 17-летних (выпускников средней школы), то окажется, что, чуть ли не половина его закладывается уже к 4 годам, а к 6 – целые две трети! Темпы дальнейшего нарастания определяются исходным уровнем перед школой. Похоже, что школа, которая вроде бы может лишь прибавлять к нему некие одинаковые для всех порции информации, в действительности умножает его на определённый коэффициент: ведь вместе с объёмом знаний увеличивается и тяга к новым знаниям.
Как же выглядит система раннего активного воспитания?
Первое условие – правильная дозировка воздействий в зависимости от возраста. Если нового много, оно не воспринимается, так как устаёт внимание, человек теряет нить. Более того, это может привести к перенапряжению и срывам. Если нового мало, следить надоедает, становится скучно. Система не действует. Есть оптимальное соотношение порции нового к уже накопленной информации.
Второе условие – форма воздействия. Любовь и ласка. Ровность в обращении. Твёрдость в главном, но без упорства. Кроме того, личный пример – для воспитания чувств.
Разумеется, необходимо время. Один час «квалифицированной» работы – разговоры с ребёнком. Ещё 1-2 часа – «технической» работы, например, чтения. О гигиене, режиме питания, физической культуре не говорю – это разумеется само собой. А теперь конкретнее – о расписании занятий.
ПЕРВЫЙ ГОД. Игрушки и разговоры. С ребёнком следует рано и много говорить. Показывать и называть предметы. С полугода – читать книжки с картинками. Наблюдать реакцию и по ней дозировать сложность, продолжительность, интервалы, переключения. Общение со взрослыми – вот главный источник информации для годовалого младенца.
ВТОРОЙ ГОД. Формирование речи. Активно учить говорить. Разговаривать, спрашивать, читать. Учить играть с игрушками.
ТРЕТИЙ ГОД. Продолжение предыдущего. Расширять словарь, умеренно заботясь о правильности произношения. Читать и беседовать. Учить заниматься самостоятельно – играть с игрушками, рисовать. Общение даёт информацию, новый материал. Творчество развивается в одиночестве.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД. То же плюс учение как обязанность с очень осторожным нажимом. 15-20 минут в день, но именно обязательной работы. Буквы, слоги, счёт. Грамматически правильная речь. Рисование. Самостоятельные занятия с игрушкой.
ПЯТЫЙ ГОД. Чтение, письмо. К 5 годам ребёнок должен уметь прочесть простые слова, написать их печатными буквами. Полчаса обязательной работы. Элементарное самообслуживание. Стимулировать самостоятельные занятия.
ШЕСТОЙ ГОД. Техника чтения. Отлично, если к 6 годам ребёнок будет читать для своего удовольствия (к сожалению, такое удаётся редко). Самостоятельные занятия: рисование, куклы, простые наборы для конструирования. Письмо. Арифметика.
Понятно, что лишь грубая схема. Сроки можно немного сдвинуть, но главные пункты обучения крайне важны: речь, счёт, рисование, чтение, умение заниматься самостоятельно в одиночестве. Результаты проверяются по сумме сведений и навыков, а также по развитию воли. Успехи обязательны. Они, помимо всего прочего, источник положительных эмоций для ребёнка.
Не буду говорить о специальных вопросах воспитания, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Подчеркну лишь сказанное: раннее развитие интеллекта обучением облегчает решение сугубо воспитательных задач; умный ребёнок легче усваивает нормы поведения. К сожалению, он рано начинает понимать и недостатки воспитателей. Поэтому важно включать в программу хорошие книги и хорошие кинофильмы.
Естественно, возникает масса вопросов, возражений. Вот главные.
- «Как быть с телевизором? Воздерживаться. Нет ничего проще: включил, и вроде бы никаких забот – ребёнок молчит, и информацию получает. Изучено: неэффективно. Поэтому ограничиваться детскими передачами.
- «Где взять время?» Можно найти и должно. Надо запомнить: воспитание – не просто серьёзная работа, это очень важное дело. Для самого малыша, для родителей, для общества, для нашего будущего. Проблема облегчается тем, что в наших семьях обычно по 1-2 ребёнка на 3-4 взрослых. Возраст старости удлинился, есть бабушки, дедушки, не говоря уж о воспитателях в детских садах и яслях.
- «Не умеем». Да, это не просто. Но доступно в принципе всем. Нужно учиться. Для обучения родителей есть много каналов: телевидение, радио, книги. Поначалу физически трудно разговаривать с ребёнком 2-3 часа: иссякают темы, устаёшь придумывать. Выход? Читать книги, это много легче. Кроме того, в них есть мораль, воспитательный материал.
Надо сказать, редкие дети охотно берутся за чтение: вначале оно связано с большим напряжением внимания. Следует проявить некоторую настойчивость, но ни в коем случае нечрезмерную, иначе может появиться отвращение к учению. Дозировать настойчивость следует в зависимости от степени усвоения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...
Формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно да...
Рекомендации для педагогов"Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для педагогов...
«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/246-4.pdf...