Скоро в школу
материал по теме
Памятка для родителей будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 999.5 КБ |
![]() | 65.5 КБ |
![]() | 101.5 КБ |
![]() | 44 КБ |
![]() | 113 КБ |
![]() | 489.5 КБ |
![]() | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек.
Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
- Социальная и психологическая безопасность игрушки.
1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. - Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
1. Привлекательность игрушки для ребёнка.
2. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
3. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
- Дополнительные критерии
- Возможность использования игрушки в коллективной игре.
- Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
- Прочность и долговечность игрушки.
- Использование экологически чистых материалов.
- Качество описания игрушки.
- Качество упаковки игрушки.
Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают. Марк Туллий Цицерон
Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. - Р. Шуман
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо
Предварительный просмотр:
Хороша ложка к обеду, а игрушка к возрасту
Цель:
- Привлечь внимание родителей к проблеме влияния игрушек на психическое развитие ребенка.
- Показать достоинства и недостатки современных игрушек.
- Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей.
Материал:
Мяч или мягкая игрушка, мел, доска, шариковые ручки; вопросы на отдельных листах для игры “Карусель”.
Приветствие:
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
- «Давайте поздороваемся». Поздороваться глазами, поздороваться локтями, поздороваться спинками.
- «Знакомство». Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребенка.
Вступительное слово:
Часто светлые воспоминания о детстве связаны с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья. Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.
Давайте вместе с вами вспомним, какими игрушками играли в детстве вы? По очереди все родители высказывают свое мнение, ответы записываются на доске.
Родителям предлагается рассчитаться по кругу: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” и таким образом разделиться на 3 группы.
Каждая группа родителей показывает свою любимую в детстве игрушку, остальные пытаются ее угадать.
Сегодня мы с вами поговорим о ценности игр и игрушек. Игрушке принадлежит важная роль в развитии ребенка. От того какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие.
Мы предлагаем вам провести экспертизу игрушек. Каждой группе родителей предлагается описать 1 – 2 игрушки по схеме:
- Внешний вид:
- эстетический вид, какие чувства вызывает;
- из какого материала сделана;
- цвет;
- форма, размер;
- качество, износоустойчивость (добротность);
- экологичность, безопасность;
- Игровые возможности применения
- однотипность действий
- полифункциональность (гибкое использование в соответствии с замыслом игры)
- Влияние игрушки на развитие личности ребенка
Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают.
Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покемоны, монстры, человек — паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки — трасформеры: человек— машина, человек – робот, человек— чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка — это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Взять наши добрые кубики со сказками, мозаику, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и воспитательную ценность многими поколениями детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Ее главное назначение — дарить малышу нежность. А что продается у нас в “Детском мире”? существа неизвестных пород, невообразимой кричащей окраски, ни одной не хочется взять в руки, погладить. Или взять огромную черную обезьяну свирепого вида, сидящую на пальме – если она попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены!
Давайте посмотрим на наши современные Барби. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной, в лучшем случае подружкой, а не мамой.
Какие же игрушки нужны нашим детям? Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Для 2-летних очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы ("Волшебный сундучок", "Сюрпризное яйцо"), которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", "доктора", "детский сад" и т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.
Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Советы родителям
- Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст
- Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр.
- Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.
- Прежде, чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, кегли и т.д., которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, конструкторы, детское лото, домино).
- Приобретая игрушки, учитывайте склонности ребенка, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.
- Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать. Это куклы и разные комплекты посуды к ним, мебель, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», др.
- Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.
Большую часть жизни наши дети проводят в игре. Но вопрос как играют наши дети и умеют ли они играть до сих пор остается открытым. Многих родителей волнуют вопросы, связанные с игровой деятельностью и поведением в ней ребенка. давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.
А теперь предлагаю поиграть в игру “Карусель”.
Трем группам: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” раздаются по 2 разных вопроса. За определенное время— 5 мин., вы письменно должны ответить на вопрос. Вопросы с ответами по кругу переходят следующей группе. В итоге каждая группа отвечает на все вопросы и это дает нам возможность подкорректировать и уточнить ответы по данной проблеме.
Каждый вопрос написан на отдельном листе:
* У ребенка много своих игрушек, но его привлекают вещи для взрослых: папина бритва, мамина косметика, сотовые. Как быть?
* Я собираюсь с ребенком на прогулку и надо срочно убрать разбросанные игрушки. Как привлечь ребенка к их уборке, не заставляя его силой и не ругаясь?
* Как приучить ребенка беречь игрушки?
* Мой ребенок очень любит стрелять из автоматов, пистолетов, играть в военные игры. Значит ли это, что он вырастит агрессивным и не чувствительным к переживаниям другого человека?
* У нас дома много игрушек, но мой ребенок в них не играет, хотя каждую очень просил. Почему?
* Где и как правильно хранить игрушки?
Обсуждение вопросов и рекомендаций, предложенных родителями.
Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему его вопросу и хочется надеяться, что сегодня у каждого из нас стало на 1 или даже 2 проблемы меньше. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься.
Обратная связь. Все родители высказывают свое мнение и передают мяч (игрушку) по кругу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – дело серьезное. Игра – это труд. Игра – это школа произвольного поведения. Игра – это школа морали в действии. Игра – ведущая деятельность в детском возрасте.
Обучение и игры не враги, цели которых противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга…Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столько же активность ума, сколько чувства и воли. П.Ф.Каптерев.
Правила организации игр. Правило первое. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако, нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, которые выполнить нелегко. Правило второе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре. Правило третье. Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры. Правило четвертое. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы их вообще не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Правило пятое. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Но игра – дело серьезное, и нельзя превращать е в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Назовите слова – ассоциации, возникающие при словосочетании «любимая игра» Интерес Удовольствие Развитие
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Какие игры можно организовать с ребенком, если вы заняты на кухне? Как быть, если любая неудача вызывает в игре у ребенка угнетенное состояние или слезы? Какие подвижные игры вы можете назвать? Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор? Чем вы руководствуетесь, когда покупаете игрушки? Есть ли у вас игры, сделанные своими руками?
Функции игры Развлекательная (развлечение, пробуждение интереса); Коммуникативная (освоение диалектики общения) Игротерапевтическая (преодоление трудностей) Диагностическая (самопознание в процессе игры) Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) Самореализация (в игре как на полигоне человеческой практики) Социализация (усвоение норм человеческого общежития)
Классификация педагогических игр По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические . По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие; По игровой методике игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные; По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические; По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, технические со средствами передвижения.
Уважаемые родители! Самое главное – это те счастливые минуты и часы, которые вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого мы придумываем игры и затеи.
Практикум «Пословица недаром молвится» Вдумайтесь в начало пословицы, подберите подходящий конец. Землю красит солнце,… …а лень портит Труд кормит, … …мать учения Возьми книгу в руки,… …не будет скуки Повторенье - … …а человека труд
Преобразование слов Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово: Столб Волк Всласть Укол Тепло Клад Лампа Полк
Предварительный просмотр:
«Снятие напряжения
в 12 точках»
«Снятие напряжения
в 12 точках»
- Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
- Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.
- расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
- Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их
- Расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
- Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону.
- Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
- Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторите три раза.
- Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
- Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.
- расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
- Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их
- Расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
- Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону.
- Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
- Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторите три раза.
Предварительный просмотр:
Как любую болезнь, это «заболевание» легче предотвратить, чем вылечить.
Вот ряд правил, которые являются своеобразной прививкой от формирования мортальных образов.
- Ограничивайте время компьютерных забав. Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН определили: до 7 лет (когда ребенок сильнее идентифицирует себя с образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность) работать с искусственным образом можно ежедневно не более 20 минут. В 7—12 лет ребенок способен выдержать за компьютером 2—3 часа (но не ночью). После 12 лет — период наименее тревожный, поскольку уже формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Но это усредненные данные, их надо корректировать c учетом особенностей конкретного ребенка.
- Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период времени от компьютерных игр.
- Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.
- В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу.
- Ребенок обязательно должен делать гимнастику дома, а также заниматься в спортивном кружке. Он должен двигаться и испытывать от этого радость.
- Не следует демонизировать компьютер. Лучше заставить информационные технологии служить во благо ребенку. Сами отберите и предложите своему малышу добрые игры. Устанавливайте с ним доверительные отношения, чтобы он и, взрослея, советовался, во что играть на компьютере.
- Игры, основанные на эмоционально положительных образах, способствуют творческому развитию и раскрытию психических возможностей ребенка. Такие программы построены на принципе обратной связи: получая заряд положительных эмоций, игрок выполняет добрые действия, и лишь в таком случае игра продолжается. Если же ребенок совершает какой-то недобрый шаг по отношению к героям игры, происходит «сбой» программы. Компьютер словно говорит: «Дружище, ты погорячился. Остынь, улыбнись и давай жить дружно».
- Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью.
- Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
Если мы сумеем развить эмоциональную сферу ребенка, дадим радость движений и при этом современные компьютерные технологии сделаем базой для развития духовно - творческих способностей, то никакие мортальные образы не будут страшны нашим детям. Недопустимо, чтобы компьютерные забавы превращались у детей в рабскую зависимость
Предварительный просмотр:
Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. И время для занятий можно найти всегда и везде. Совсем необязательно отводить специальные часы для того, чтобы усердно заниматься чтением, счетом, развитием логики, памяти.. Принудительное обучение - верный способ навсегда отбить у ребенка желание познавать мир. Все можно делать на ходу, между делом, например, в транспорте или по дороге в детский сад.
Школа в автобусе
Вы добираетесь до детского сада на транспорте?
Самое время поиграть!
- Можно вспомнить про игры со словами. Пополняя лексический запас ребенка, вы незаметно для него (и для себя) можете подкорректировать его речевые проблемы и даже начать обучение грамматике.
Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Начните с тематических уроков — "одежда", "посуда", "мебель", "транспорт" и т.д., а также учебных игр — "Мишка одевается", "Я мою посуду", "Квартира для куклы" и т.д.
- Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»
Назовите ребенку четыре предмета, три из которых относятся к одному обобщающему понятию, и предложите определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какой из предметов лишний и почему. Набор слов может быть разным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
- Можно сыграть с ребенком в игру "Что, на что похоже и почему?" Например: "Лист на что похож? Чем? На что похожи облако, лужа, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.); "А на траву?" (Цветом.); "А на каплю?" (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".
- Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно и дома, и по дороге в детский сад.
- Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
- А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
- Если в транспорте нашлось укромное местечко, ехать вам не одну остановку, и ребенок еще умещается на ваших коленях, используйте ручку и калькулятор. Вы можете дать первый урок арифметики прямо в автобусе, приобщая ребенка к миру цифр и счета.
- С помощью ручки можно сделать вот что: на каждом пальце малыша нарисуйте смешную рожицу. Если вы знаете приговорки типа "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка", вам обеспечена увлекательная игра до конца вашей поездки, с возможным перенесением дальнейшего действия домой. Если нет - не беда, придумывайте истории на ходу; например, как Мизинец пошел в гости к Безымянному, как они здоровались, разговаривали, спорили, прощались. Вы можете дать замечательные уроки вежливости и правил общения с людьми.
- Любой журнал или книжка с картинками дает превосходный материал для развития фантазии и воображения. Закройте половину нарисованного предмета рукой или листом бумаги. Попросите ребенка угадать, что там.
Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Эти упражнения можно выполнять по дороге домой или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Предварительный просмотр:
Скоро в школу…
Скоро в школу... Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой забывают простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-25210-1431254313.jpg)
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-734663-1516908180.jpg)
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-877314-1488096611.jpg)
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...