Скоро в школу
материал по теме

Рогачёва Руфина Зарлыкановна

Памятка для родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек.

Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

  1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 
    1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 
    2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
    3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
    4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. 
  2.  Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 
    1. Привлекательность игрушки для ребёнка. 
    2. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 
    3. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
     

  1. Дополнительные критерии
  1. Возможность использования игрушки в коллективной игре. 
  2.  Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями). 
  3.  Прочность и долговечность игрушки. 
  4.  Использование экологически чистых материалов. 
  5.  Качество описания игрушки. 
  6.  Качество упаковки игрушки. 


Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают. Марк Туллий Цицерон

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. - Р. Шуман

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо



Предварительный просмотр:

Хороша ложка к обеду, а игрушка к возрасту

Цель:

  1. Привлечь внимание родителей к проблеме влияния игрушек на психическое развитие ребенка.
  2. Показать достоинства и недостатки современных игрушек.
  3. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей.

Материал:

Мяч или мягкая игрушка,  мел, доска, шариковые ручки; вопросы на отдельных листах для игры “Карусель”.

Приветствие:

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

  1. «Давайте поздороваемся». Поздороваться глазами, поздороваться локтями, поздороваться спинками.
  2. «Знакомство». Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребенка.

Вступительное слово:

Часто светлые воспоминания о детстве  связаны  с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья. Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.

Давайте вместе с вами вспомним, какими игрушками играли в детстве вы? По очереди все родители высказывают свое мнение, ответы записываются на доске.

Родителям предлагается рассчитаться по кругу: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” и таким образом разделиться на 3 группы.  

Каждая группа родителей показывает свою любимую в детстве игрушку, остальные пытаются ее угадать.

Сегодня мы с вами поговорим о ценности игр и игрушек. Игрушке принадлежит важная роль  в развитии ребенка. От того какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие.

Мы предлагаем вам провести экспертизу игрушек. Каждой группе родителей предлагается описать 1 – 2  игрушки по схеме:

  1. Внешний вид:
  1. эстетический вид, какие чувства вызывает;
  2. из какого материала сделана;
  3. цвет;
  4. форма, размер;
  5. качество, износоустойчивость (добротность);
  6. экологичность, безопасность;
  1. Игровые возможности применения
  1.     однотипность действий
  1. полифункциональность (гибкое использование в соответствии с замыслом игры)
  1. Влияние игрушки на развитие личности ребенка

Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают.

Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покемоны, монстры, человек — паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки — трасформеры: человек— машина, человек – робот, человек— чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка — это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

Взять наши добрые кубики со сказками, мозаику, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и воспитательную ценность многими поколениями детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Ее главное назначение — дарить малышу нежность.  А что продается у нас в “Детском мире”? существа неизвестных пород, невообразимой кричащей окраски, ни одной  не хочется взять в руки, погладить.  Или взять огромную черную обезьяну свирепого вида, сидящую на пальме – если она попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены!

Давайте посмотрим на наши современные Барби. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной, в лучшем случае подружкой, а не мамой.

Какие же игрушки нужны нашим детям? Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

Для 2-летних очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы ("Волшебный сундучок", "Сюрпризное яйцо"), которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", "доктора", "детский сад" и т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.  Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.

Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

Советы родителям

  1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст
  2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр.
  3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.
  4. Прежде, чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, кегли и т.д., которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, конструкторы, детское лото, домино).
  5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности ребенка, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.
  6. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать. Это куклы и разные комплекты посуды к ним, мебель, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», др.
  7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Большую часть жизни наши дети проводят в игре. Но вопрос как играют наши дети и умеют ли они играть до сих пор остается открытым. Многих родителей волнуют вопросы, связанные с игровой деятельностью и поведением в ней ребенка. давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

А теперь предлагаю поиграть в игру “Карусель”.

Трем группам: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” раздаются по 2 разных вопроса. За определенное время— 5 мин., вы письменно должны ответить на вопрос. Вопросы с ответами по кругу переходят следующей группе. В итоге каждая группа отвечает на все вопросы и это дает нам возможность подкорректировать и уточнить ответы по данной проблеме.

Каждый вопрос написан на отдельном листе:

* У ребенка много своих игрушек, но его привлекают вещи для взрослых: папина бритва, мамина косметика, сотовые. Как быть?

* Я собираюсь с ребенком на прогулку и надо срочно убрать разбросанные игрушки. Как привлечь ребенка к их уборке, не заставляя его силой и не ругаясь?

* Как приучить ребенка беречь игрушки?

* Мой ребенок очень любит стрелять из автоматов, пистолетов, играть в военные игры. Значит ли это, что он вырастит агрессивным и не чувствительным к переживаниям другого человека?

* У нас дома много игрушек, но мой ребенок в них не играет, хотя каждую очень просил. Почему?

* Где и как правильно хранить игрушки?

Обсуждение вопросов и рекомендаций, предложенных родителями.

Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему его вопросу и хочется надеяться, что сегодня у каждого из нас стало на 1 или даже 2 проблемы меньше. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься.

Обратная связь. Все родители высказывают свое мнение и передают мяч (игрушку) по кругу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С детьми играть – ум развивать». Игровая школа мышления.

Слайд 2

Игра – дело серьезное. Игра – это труд. Игра – это школа произвольного поведения. Игра – это школа морали в действии. Игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Слайд 3

Обучение и игры не враги, цели которых противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга…Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столько же активность ума, сколько чувства и воли. П.Ф.Каптерев.

Слайд 4

Правила организации игр. Правило первое. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако, нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, которые выполнить нелегко. Правило второе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре. Правило третье. Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры. Правило четвертое. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы их вообще не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Правило пятое. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Но игра – дело серьезное, и нельзя превращать е в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Слайд 5

Назовите слова – ассоциации, возникающие при словосочетании «любимая игра» Интерес Удовольствие Развитие

Слайд 6

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Какие игры можно организовать с ребенком, если вы заняты на кухне? Как быть, если любая неудача вызывает в игре у ребенка угнетенное состояние или слезы? Какие подвижные игры вы можете назвать? Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор? Чем вы руководствуетесь, когда покупаете игрушки? Есть ли у вас игры, сделанные своими руками?

Слайд 7

Функции игры Развлекательная (развлечение, пробуждение интереса); Коммуникативная (освоение диалектики общения) Игротерапевтическая (преодоление трудностей) Диагностическая (самопознание в процессе игры) Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) Самореализация (в игре как на полигоне человеческой практики) Социализация (усвоение норм человеческого общежития)

Слайд 8

Классификация педагогических игр По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические . По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие; По игровой методике игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные; По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические; По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, технические со средствами передвижения.

Слайд 9

Уважаемые родители! Самое главное – это те счастливые минуты и часы, которые вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого мы придумываем игры и затеи.

Слайд 10

Практикум «Пословица недаром молвится» Вдумайтесь в начало пословицы, подберите подходящий конец. Землю красит солнце,… …а лень портит Труд кормит, … …мать учения Возьми книгу в руки,… …не будет скуки Повторенье - … …а человека труд

Слайд 11

Преобразование слов Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово: Столб Волк Всласть Укол Тепло Клад Лампа Полк



Предварительный просмотр:

 «Снятие напряжения

 в 12 точках»

   

   «Снятие напряжения

      в 12 точках»

  1. Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  2. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.
  3. расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
  4. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их
  5. Расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  6. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону.
  7. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  8. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторите три раза.

  1. Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  2. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.
  3. расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
  4. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их
  5. Расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  6. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону.
  7. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  8. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторите три раза.



Предварительный просмотр:


Как любую болезнь, это «заболевание» легче предотвратить, чем вылечить.

Вот ряд правил, которые являются своеобразной прививкой от формирования мортальных образов.

  1. Ограничивайте время компьютерных забав. Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН определили: до 7 лет (когда ребенок сильнее идентифицирует себя с образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность) работать с искусственным  образом можно ежедневно не более 20 минут.  В 7—12 лет ребенок способен выдержать за компьютером 2—3 часа (но не ночью). После 12 лет — период наименее тревожный, поскольку уже формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Но это усредненные данные, их надо корректировать c  учетом  особенностей конкретного ребенка.
  2. Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период времени от компьютерных игр.
  3. Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.
  4. В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу.
  5. Ребенок обязательно должен делать гимнастику дома, а также заниматься в спортивном   кружке. Он должен двигаться и испытывать от этого радость.
  6. Не следует демонизировать компьютер. Лучше заставить информационные технологии служить во благо ребенку. Сами отберите и предложите своему малышу добрые игры. Устанавливайте с ним доверительные отношения, чтобы он и, взрослея, советовался, во что играть на компьютере.
  7. Игры, основанные на эмоционально положительных образах, способствуют творческому развитию и раскрытию  психических возможностей ребенка. Такие программы построены на принципе обратной связи: получая заряд положительных  эмоций, игрок выполняет добрые действия, и лишь в таком случае игра продолжается. Если же ребенок совершает какой-то недобрый шаг по отношению к героям игры, происходит «сбой» программы. Компьютер словно говорит: «Дружище, ты погорячился. Остынь, улыбнись и давай жить дружно».
  8. Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью.
  9. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.

Если мы сумеем развить эмоциональную сферу ребенка, дадим радость движений и при этом современные компьютерные технологии  сделаем базой для развития духовно - творческих способностей, то никакие мортальные образы не будут страшны нашим детям. Недопустимо, чтобы компьютерные забавы превращались у детей в рабскую зависимость



Предварительный просмотр:

                               

 

 

                   

             

               

Маленькие дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать  потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. И время для занятий можно найти всегда и везде. Совсем необязательно отводить специальные часы для того, чтобы усердно заниматься чтением, счетом, развитием логики, памяти.. Принудительное обучение - верный способ навсегда отбить у ребенка желание познавать мир. Все можно делать на ходу, между делом, например, в транспорте или по дороге в детский сад.

Школа в автобусе

Вы добираетесь до детского сада на транспорте?

Самое время поиграть! 

  1. Можно вспомнить про игры со словами. Пополняя лексический запас ребенка, вы незаметно для него (и для себя) можете подкорректировать его речевые проблемы и даже начать обучение грамматике.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Начните с тематических уроков — "одежда", "посуда", "мебель", "транспорт" и т.д., а также учебных игр — "Мишка одевается", "Я мою посуду", "Квартира для куклы" и т.д.

  1. Поиграйте  с ребенком в игру  «Четвертый лишний»

Назовите ребенку четыре предмета, три из которых относятся к одному обобщающему понятию, и предложите определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какой из предметов  лишний и почему. Набор слов может быть разным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

  1. Можно сыграть с ребенком в игру "Что,  на что похоже и почему?" Например: "Лист на что похож? Чем? На что похожи облако, лужа, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: "Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.); "А на траву?" (Цветом.); "А на каплю?" (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".

  1. Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно и дома, и  по дороге в детский сад.

  1. Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

  1. А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

  1. Если в транспорте нашлось укромное местечко, ехать вам не одну остановку, и ребенок еще умещается на ваших коленях, используйте ручку и калькулятор. Вы можете дать первый урок арифметики прямо в автобусе, приобщая ребенка к миру цифр и счета.

  1. С помощью ручки можно сделать вот что: на каждом пальце малыша нарисуйте смешную рожицу. Если вы знаете  приговорки типа "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка", вам обеспечена увлекательная игра до конца вашей поездки, с возможным перенесением дальнейшего действия домой. Если нет - не беда, придумывайте истории на ходу; например, как Мизинец пошел в гости к Безымянному, как они здоровались, разговаривали, спорили, прощались. Вы можете дать замечательные уроки вежливости и правил общения с людьми.
  2. Любой журнал или книжка с картинками дает превосходный материал для развития фантазии и воображения. Закройте половину нарисованного предмета рукой или листом бумаги. Попросите ребенка угадать, что там.

Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Эти упражнения можно выполнять по дороге домой  или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!



Предварительный просмотр:

   

Скоро в школу…


 

Скоро в школу... Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой забывают  простую  истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

     В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

     Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе 

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.  Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"

Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...