Главные вкладки

    Поощрение и наказание. Ваш выбор.
    статья по теме

    Зыкова Елена Викторовна

    Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pooshchreniya_i_nakazaniya_vash_vybor.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребенке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.

            Начнем с вопроса для взрослого. Нравится ли вам самим похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребенку нужно еще больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница, разумница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не правильно, не хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.

            Не скупитесь на похвалу.  А за особые заслуги – съел нелюбимый суп, быстро и аккуратно оделся – что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно доверительно на ушко (дети очень это любят).

            В связи с этим вашему вниманию предлагаются различные варианты, позиции, положения известных русских и зарубежных авторов.

    О ПООЩРЕНИИ. Наши советы:

    1.Не хвалить ребенка особенно часто (имеется в виду каждоминутно), так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

    2.Предлагаем (если этого еще нет) дать ребенку второе имя – существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами и им, нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы – легкого поощрения.

    3.Чередовать в этом плане производное от имени: – Наташа – Натусенька – Наточка – Таточка – Наталочка – Ташенька и т.д.

    4.Обращаться ласково к ребенку в зависимости от его пола: - доченька – дочка – дочурка – внучка – внученька - сынок – сыночек – внук – внучок и т.д.

    5.Использовать все великолепие русского языка, обращаясь к ребенку с восторгом и в превосходной степени: умница, молодчина, великолепно, чудесно, прелестно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д. (только не лично он, а его поступки его таковым делают).

    6.Научить ребенка хвалить самого себя (Я молодец; или с помощью жестов рук и лица);

    7.Пожать руку, обнять, поцеловать.

    8.Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты).

    9.Поощрить без слов, жестами, мимикой, показом пальцами рук, глазами.

    10.Обнять на расстоянии.

    11.Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты… в субботу пойдем (в гости, цирк и т. д.)

    12.Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте – автобусе, на улице).

    13.За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребенок забудет) поощрения материального плана (купить любимую игрушку, мороженое). К этому методу прибегать нечасто.

    О НАКАЗАНИИ.

    1.Категорически нельзя наказывать едой.

    2.Нельзя сильно бить.

    3.Запрещается обзывать бранными словами (в том числе жаргонизмами и вульгаризмами).

    4.Нельзя кричать.

    5.Нельзя ставить в угол надолго.

    6.Нельзя наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

    7.Стараться не повторять свои требования множество раз.

    П.П.Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим:

    «1.Наказание апеллирует к животному страху;

      2.Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;

      3.Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;

      4.Освобождает от угрызений совести;

      5.Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;

      6.Наказание унижает и создает морального циника;

      7.Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток крови к половым

         частям;

      8.Наказание развращает воспитателя».

            Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

    1.Терпением. Это самая большая добродетель.

    2.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте

       предельно краткими.

    3.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.

    4.Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.

    5.Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания.

            В заключение отметим, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

            И еще. Напоследок внимательно вчитайтесь в смысл заключения американского доктора Бертона Л. Уайта:

    «Лучшими родителями оказываются те, которые преуспели в трех ключевых функциях:

    1.Они удачно оформляли и организовывали окружающее детей пространство;

    2.Они позволяли детям отрывать их от дел приблизительно на полминуты, в течение которых ребенку можно что-нибудь объяснить, рассказать, можно утешить и подбодрить его;

    3.Воспитывая своих детей, они выказывали по отношению к ним одновременно и несокрушимую твердость и великую нежность»

             

     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поощрение и наказание

    Консультация для родителей...

    Поощрение и наказание

    В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

    Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

    Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

    Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

    Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

    Памятка для родителей "Поощрение и наказание"

    Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....

    Консультация для родителей «Поощрения и наказания на ваш выбор».

    Консультация для родителей«Поощрения и наказания на ваш выбор».Родителям часто приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе родительская (народная), ст...