Главные вкладки

    Консультации для родителей по теме: "Сюжетно-ролевая игра"
    материал (младшая группа) по теме

    Сологуб Елена Дмитриевна

    Консульрации для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            


                     Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

          Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в    ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

          Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

         Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

             Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

    сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

            Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

            Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

     

    Анкета

    Фамилия  родителя_________________________________________________

    1.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________3.Какие         игрушки        наиболее        интересны        для  него?_________________


    __________________________________________________________________4.Какая         любимая        игра        у        вашего        ребёнка.___________________


     __________________________________________________________________


    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и  другое)?_________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

     __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8.Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок ( с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________ Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    9.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или с ребёнком,  какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности


    Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

       Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

       Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать  какую-то другую игру, где он будет более успешен, и   пригласить, остальных играть,  вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное? требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

       Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

       Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать – рисуйте  вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

       А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

       А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

       Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

       Главное – не  оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя  сверстниками.

       Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

       Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

       В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй»,  то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

       Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию.  Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже  ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

       Задача родителей – обеспечить  ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с  младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное  помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её  решать, тем легче она окажется.

    Помощь дошкольных учреждений семье

    в организации игр.

       Для того чтобы наметить конкретные мероприятия по улучшению игровой деятельности, проанализировали  игры детей дома, изучили усло вия для игры, использование игры членами семьи в ка честве средства воспитания. Мы провели анкетирование родителей.

       В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учёта их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят детскими играми.

    На вопрос: «Имеется ли у ребёнка место для игры? — 63% родителей дали отрицательный ответ. А на вопрос: «Какие игры пред почитает ребёнок?» — 68% ответов родителей были пример но одного содержания: «Занят  куклами, машинами, не мешает взрослым».

      Проанализировав указанные недостатки, воспитатели наших дошкольных учреждений, определили основные задачи по их устранению: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью.

       Мы разработали несколько вариантов игровых уголков в до машних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, слайдов, предложили их для просмотра родителям. Составили примерный пере чень игр и игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанных руками родителей. По изготовлению таких игрушек провели ряд консультаций с практическим показом, активизировали работу кружков мяг кой игрушки, объявили конкурс для родителей «Сделай своими руками».

       

       Игрушки, сделанные руками родителей, дети приносят в детский сад, играют, ими с большим увлечёнием, часто повторяя: «Эту игрушку мы сделали вместе с папой (мамой)».

       Для педагогической пропаганды мы используем беседы. Проведён цикл лекций по организации игровой дея тельности детей, в которых родителям давались конкретные рекомендации о том, какие игрушки нужны детям, какие игры можно организовать в семье.

          В группе  оформили для родителей стенд «Игра — дело серьёзное», в материалах которого рассказывалось об организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь на чать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты ис пользовать. Здесь же давались разнообразные советы (например, как из старой шторы сшить бальное платье для игры, как смастерить ширму и незатейливые театральные де корации в домашних условиях).

       Периодически оформляем фотовыставки игрового материала. После каждой выставки выясняем, какую пользу она принесла родителям, что привлекло их внима ние, как используются полученные знания в воспитании детей, и обязательно просим высказать критические за мечания, которые помогают определить, над, чем следует ещё работать.

       Большой популярностью пользуются стенды для ро дителей в детских садах. Читая их материал, родители по лучают необходимую педагогическую информацию, знако мятся с событиями в группе, с рекомендациями по обо гащению содержания сюжетно-ролевых игр, по воспи танию нравственных качеств в процессе игровой деятель ности, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.

       Дошкольные работники организуют встречи детей с ро дителями в группе, где дети узнают о труде взрос лых. В доступной форме кто-либо из родителей рас сказывает детям о своей профессии, подчёркивая при этом общественную значимость своего труда. Ценность таких встреч заключается ещё и в том, что они сбли жают родителей с детским садом. А в репертуаре детских

    игр появляются новые, любимые игры в сварщиков, крановщи ков, строителей и т. д.

       Для пропаганды педагогических знаний мы используем групповую газету, где наряду с другими освещаем и вопросы игровой деятельности. На пример, в газете были помещены статьи: «Игра как сред ство нравственного воспитания», «Пусть сбудутся надежды!», «Уголки детства».

       В настоящее время в дошкольном учрежде нии нашего налажено сотрудничество педагогов и родителей, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья.Консультация для родителей на тему: "Сюжетно-ролевая игра"

    Значение сюжетно-ролевой игры для ребёнка в возврасте 4-5 лет. Роль взрослых, родителей в обучении игровым навыкам. Рекомендации по игровому взаимодействию с ребёнком....

    Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

    Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

    Консультация для родителей на тему : " Сюжетно -ролевая игра в семье"

    сюжетно-ролевые игры-обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии каждого дошкольника.Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспар...

    Консультация для родителей на тему: "Сюжетно - ролевая игра в жизни дошкольника"

    Консультация дляродителей на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"...

    консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевая игра"

    в материале вы найдете практические советы по развитию навыков игры у детей в домашних условиях....

    Консультация для родителей на тему: «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника».

    Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взро...


     

    Комментарии

    Грицаенко Светлана Николаевна

    Спасибо за очень познавательный материал для родителей, мы взяли его на вооружение!
    Павлова Мария Александровна

    Сегодня, темы сюжетно-ролевых игр, очень актуальна, и материал который здесь представлен очень полезен!