Преодоление общего недоразвития речи у детей в семье
статья по теме

Шириязданова Эльвира Вильевна

В статье даны советы родителям по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и предложены рекомендации по работе с неговорящим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_onr_v_seme.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление общего недоразвития речи у детей в семье

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Устранение ОНР – процесс трудный и долгий, включающий коррекционную  деятельность различных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов) при обязательном участии родителей.

На первом этапе обучения, когда ребенок практически является неговорящим, начинается работа над пониманием речи. Занятия проводятся в игровой форме с обязательным многократным повторением одного и того же материала. Ребенка учат понимать названия предметов и действий, а также вопросы: «Покажи, где сидит зайка. Куда идет девочка? Кому мама дает мяч?» и т.п.

При работе с неговорящим ребенком нельзя перегружать его пассивный словарь малопонятными для него словами. Важное значение имеет развитие речевого подражания в процессе совместной с ребенком игры, формируя так называемые отраженные действия: «Сделай, как я». Ребенка можно попросить поиграть на дудочке, покачать куклу, выполнить по подражанию различные движения руками, вызвать звуковой подражание («Как мычит корова? Как гудит машина?» и т.д.).

Затем постепенно стимулируется развитие слухового и зрительного внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. Важно научить ребенка сортировке предметов по цвету, форме и величине, сооружать простые постройки из кубиков по образцу, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции, затем показывать их на сюжетной картинке. Различными игровыми приемами ребенка следует побуждать к речевому общению, но ни в коем случае не принуждать, так как это может вызвать речевой негативизм и еще больше задержит развитие речи. Одновременно у ребенка стимулируют звукоподражание и общение с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би», мишка – «ми» и т.п.).

На втором этапе родители учат ребенка построению простых двухсловных предложений, запоминанию наиболее употребительных словосочетаний, работают над расширением объема понимания речи, обучают словоизменению и различению грамматических форм единственного и множественного числа существительных и глаголов. Ребенок должен научиться соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предлагаемых предметов. На этом же этапе стимулируют формирование первых форм слов. Вначале дети могут проговаривать лишь ударный слог, затем два и более слогов. Постепенно ребенка учат объединять усвоенные слова в двухсловные предложения.

На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить предложения, различать слова, сходные по звучанию, понимать действия, изображенные на сюжетных картинках, учат делить слова на слоги, исправляют звукопроизношение, работают над слоговой структурой слова.

На четвертом этапе работы ребенка учат грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов, формируют навык связной речи, расширяют объем предложений, учат сопоставлению грамматических форм глагола, составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, развивают и совершенствуют связную речь. Важно научить ребенка составлять рассказы по сюжетным картинкам, рассказывать сказки с опорой на серии сюжетных картинок, самостоятельно составлять рассказы. Важное значение имеют специальные игры-упражнения по словообразованию: ребенка учат понимать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы существительных, образовывать названия детенышей животных, используется ряд упражнений по развитию грамматической стороны речи.

При формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи у детей необходимо развивать фонематическое восприятие, умение опознавать и различать звуки в речи. Одновременно проводится работа над улучшением движений органов артикуляции и развитием ощущений этих движений. Специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, практикуются обычно в виде игр-упражнений «Сказка о Веселом Язычке». Ребенка знакомят со звуками также в процессе чтения ему сказок, в различных игровых играх.

Работа по развитию фонематического восприятия ведется также поэтапно: ребенка знакомят с конкретным звуком, подбирая к нему образ из сказки или рассказа («с» - работает насос, «ш» - сдувается шарик), затем учат различению  изолированных звуков, проводят работу по узнаванию звука в слове, учат определять место звука в слове и придумывать слова на заданный звук.

Родителям детей, которые испытывают значительные трудности при овладении речью, можно предложить следующие рекомендации. Если ребенок плохо различает звучащую речь, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно, при этом позаботьтесь о том, чтобы не мешали посторонние звуки. Говорите с ребенком так, как будто сообщаете ему что-то очень важное и личное. Любимым словом ребенка окажется то, которое он слышит чаще всего, например, его имя. Говоря с малышом, старайтесь до него дотрагиваться, чтобы он приготовился слушать. Помогите ребенку понять, что вы от него хотите, показывая ему это. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, даже если он не  пытается говорить, подобно сверстникам. Чтобы помочь ребенку научиться повторять ваши слова, следует, отчетливо их произнося, одновременно демонстрировать то, что эти слова означают. Детям с ОНР требуется  больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песенкам, играм с пальчиками. Не прекращайте попыток, читайте детские стишки, пойте песенки, когда кормите ребенка или занимаетесь какой-нибудь работой по дому, а он наблюдает за вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-воспитательная работа по преодолению общего недоразвития речи у детей в условиях учреждения"

В нашем реабилитационном центре был организован районный семинар "Коррекционно-воспитательная работа по преодолению общего недоразвития речи у детей в условиях учреждения" для педагогов детских садов ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....

Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.

Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной обще...

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал....

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...