«Использование занимательного и игрового материла в математическом развитии детей»
статья по теме

Использование занимательного и игрового материала

в математическом развитии детей

               

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но он насыщен познаниями. Дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением для себя открывающий этот мир, ведь каждый день приносит ребенку что-то новое. Очень важно именно в этот период дать детям первичный уровень знаний, без которых не возможно успешное обучение в начальной школе. Но не достаточно просто дать знания. Основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Решение этой трудной задачи возможно только при условии, если занятия математикой будут интересны и увлекательны, если дети будут заниматься любимым делом.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильной организации педагогического процесса, с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленный придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Математика по праву занимает очень важное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, самостоятельность, инициативу, фантазию и смекалку, учит логике.

 Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих не только формированию математических представлений у детей, но и развитию познавательной активности и устойчивого интереса к занятиям.

Многообразие занимательного математического материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_i_zanim_mat-l.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование

занимательного и игрового материла в математическом

развитии детей»

Использование занимательного и игрового материала

в математическом развитии детей

        

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но он насыщен познаниями. Дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением для себя открывающий этот мир, ведь каждый день приносит ребенку что-то новое. Очень важно именно в этот период дать детям первичный уровень знаний, без которых не возможно успешное обучение в начальной школе. Но не достаточно просто дать знания. Основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Решение этой трудной задачи возможно только при условии, если занятия математикой будут интересны и увлекательны, если дети будут заниматься любимым делом.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильной организации педагогического процесса, с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленный придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Математика по праву занимает очень важное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, самостоятельность, инициативу, фантазию и смекалку, учит логике.

 Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих не только формированию математических представлений у детей, но и развитию познавательной активности и устойчивого интереса к занятиям.

Многообразие занимательного математического материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Развлечения

Логические игры, загадки, упражнения

Дидактические и развивающие игры и упражнения

Нестандартные средства

Загадки-шутки, ребусы, кроссворды, математические фокусы, магические квадраты

Игры-головоломки (геометрический конструктор, Панграмм, Квадрат Пифагора, Колумбово яйцо, Пантомино, Волшебный круг, Вьетнамская игра, Кубики для всех)

Словесные игры (Что лишнее, Игры на транзитивность (Маша старше Пети, …)

Шашки, шахматы

Игры с блоками Дьенеша, кубиками, игры на включение, нахождение

Игры с наглядным материалом

Сюжетные игры

Словесные игры

Деловые, проблемно-практические игры

Блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера

Символы, знаки, модели

Литературный материал, фольклор

        

Дидактическая игра является важным средством развития детей. Она вызывает живой интерес к процессу познания. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

        Следует отметить, что дидактическая игра становится эффективным средством обучения в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах». Игра формализованная, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы.

        Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

  1. дидактическая задача (связана с целью и содержанием планируемых занятий)
  2. содержание (содержанием является окружающая действительность, например, природа, люди и их быт, события и явления окружающей жизни);
  3. правила (определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывает путь к достижению цели)
  4. игровые действия (это проявление активности детей в игровых целях)

Благодаря игровым действиям, игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным и эмоциональным.

В детском саду накоплен большой опыт применения дидактических игр и упражнений для развития математических способностей детей («Назови соседей», «Найди недостающее», «Выложи правильно», «Сосчитай и назови», «Чего не стало» и др.), разнообразные игры типа лото, домино и др. Однако, в таких играх и упражнениях дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные навыки.

На помощь воспитателю в решении задач математического развития дошкольников приходят сюжетные игры, в которых знания не только уточняются и расширяются, но в силу их неоднократного практически-действенного воспроизведения качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

В таких играх, как «Магазин», «Семья», «Транспорт» и др. ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Но для того, чтобы ребенок смог смоделировать деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, нормы отношений, существующие между взрослыми. С этим его должен познакомить воспитатель.

Некоторые принципы организации

сюжетно-дидактических математических игр

  1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях для последующего отражения их в игре.
  2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят математические понятия и действия.
  3. Отображения знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
  4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.
  5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего вместе с детьми игровую роль.
  6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка)
  7. Переход от практического счета предметов и действий к счету в плане представлений, а затем – к операциям с числами.

Педагогам, организующим сюжетно-дидактические игры следует свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми (А.А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»).

Игры-головоломки на воссоздание

из геометрических фигур

образных и сюжетных изображений

Особое место среди математи ческих развлечений занимают игры на составление плоскостных изо бражений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специаль ных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбирают ся не произвольно, а представляют собой части разрезанной определен ным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат — соста вить увиденное на образце или за думанное. Они включаются в актив ную практическую деятельность по подбору способа расположения фи гур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в до школьном возрасте зависит от уров ня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свой ства, отличительные признаки, вла деть способами обследования форм зрительным и осязательно-двига тельным путем, свободно переме щать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изо бражения, выделять в них и в окру жающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и состав лять их из частей.

Последовательные этапы освоения игры «Танграм» в группе детей 5 лет.

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразова ние их с целью составления из 2-3 имеющихся новой. На этом этапе освоения игры проводится ряд упражнений, направленных на раз витие у детей пространственных представлений, элементов геомет рического воображения, на выработ ку практических умений в состав лении новых фигур путем присоеди нения одной из них к другой, соот ношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети со ставляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им пред лагают выполнить задание в плане представления, а затем — практи чески: «Какую фигуру можно соста вить из 2 треугольников и 1 квад рата? Сначала скажите, а затем со ставьте». Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фи гур-силуэтов по расчлененным об разцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем бо лее сложных способов составления фигур.

Для успешного воссоздания фи гур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фи гуры на плоскости очень важно уме ние мысленно представить измене ния в расположении фигур, которые происходят в результате их транс фигурации. Наиболее простым ви дом анализа образца является зри тельный, но он невозможен без раз витого умения видеть пропорцио нальное соотношение частей фигуры. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на дан ные анализа, в процессе апробиро вания различных намеченных ва риантов составления.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должны быть эффективно использованы воспита телем не только с целью упражнения в расположении частей составляе мой фигуры, но и в приобщении де тей к зрительному и мысленному анализу образца. Детям показы вают расчлененный образец (заяц) и объясняют цель: составить такого же. Несмотря на кажущуюся лег кость «копирования» способа про странственного расположения час тей, дети допускают ошибки в сое динении фигур по сторонам, в про порциональном соотношении. Ошиб ки объясняются тем, что детям этого возраста недоступен самостоятель ный анализ расположения частей. Они затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений. Так, дети могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания взрослого. Таким образом, исходя из особенностей анализа и практи ческих действий детей, можно опре делить содержание работы на вто ром этапе развертывания игр: это усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей, и выражение речи способа соединения и пространст венного расположения частей.

За анализом следуют упражне ния в составлении, ориентируясь на образ. Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения. Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру фигуре-силуэту, получаемому в ре зультате составления из имеющегося у детей набора фигур к игре. Это облегчает на первых занятиях ана лиз и сопоставление (проверку) вос созданного изображения с образцом. На следующих занятиях, по мере накопления опыта в составлении фигур, нет необходимости придер живаться этого правила.

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является вос создание фигур по образцам контур ного характера (нерасчлененным) — третий этап освоения игры, что явля ется доступным детям 6-7 лет при условии их обучения.

Воссоздание фигур по контур ным образцам требует зрительного членения формы той или иной плос костной фигуры на составные час ти, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Оно воз можно при условии правильного расположения одних составных час тей относительно других, соблюде ния пропорционального соотноше ния их по величине. Воссоздание осуществляется в ходе выбора (поисков) способа составления на ос нове предварительного анализа и последующих практических дейст вий, направленных на проверку раз личных способов взаимного распо ложения частей. На этом этапе обу чения одна из главных задач со стоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изобра жению, комбинаторных способно стей.

При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению по образ цам без указания составных частей важно показать детям, что без пред варительного тщательного рас сматривания образца составить фи гуру на плоскости трудно. Детям предлагают составить 1-2 фигуры силуэтов по образцам контурного характера из числа тех, что состав лялись ими ранее по расчленен ным образцам. Процесс состав ления фигуры при этом прохо дит на основе сформированного представления и проведенного в на чале занятия зрительного анализа образца. Такие упражнения обеспе чивают переход к воссозданию фи гур по более сложным образцам.

Учитывая то, что безошибочно указать расположение составных частей в анализируемом нерасчле ненном образце детям сложно, необ ходимо предлагать им провести пред положительный анализ образца. При этом каждый анализирует образец самостоятельно, после че го выслушиваются несколько ва риантов расположения частей, пра вильность или ошибочность которых воспитатель не подтверждает. Это побуждает к практической провер ке результатов предварительного анализа расположения частей в со ставляемой фигуре, поиску новых способов пространственного распо ложения составных элементов.

За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следуют упражнения в составлении изобра жений по собственному, замыслу. На занятии детям предлагают вспом нить, какие плоские фигуры они учи лись составлять, и составить их. Каждый из детей составляет по очередно по 3-4 фигуры. Эти заня тия включают и элемент творчества. При передаче формы некоторых фи гур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а состав ные элементы отдельных частей рас полагают несколько иначе, чем это делали ранее по образцу.

В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фи гур-силуэтов дети, задумав соста вить какое-либо изображение, мыс ленно, в плане представления, чле нят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем сос тавляют. Дети придумывают и со ставляют интересные фигуры-си луэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре «Танграм»

Детям подготовительной группы с целью развития творчества можно предложить и более сложные зада ния. Из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре «Танграм» составить фигуру-силуэт, сюжет, как по образцам, так и по собственному замыслу.

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях

Из многообразия математичес ких игр и развлечений детям в до школьном возрасте доступны, инте ресны загадки и задачи-шутки.

В загадках математического со держания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отно шения: Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) Пять братцев в одном до мике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солн це станет, туда он и глянет. (Под солнух.)…

Задачи-шутки — это заниматель ные игровые задачи с математиче ским смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчи вость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. По строение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь кос венно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. ос новное, благодаря чему можно до гадаться о решении, дать ответ, за маскировано внешними условия ми, второстепенными (ниже приво дятся задачи-шутки для детей 6-7 лет): 1. Ты да я да мы с тобой. Сколь ко нас всего? (Двое.) 2. Как с по мощью только одной палочки обра зовать на столе треугольник? (По ложить ее на угол стола.)...

Назначение загадок и задач-шу ток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умст венной деятельности, выработке уме ния выделять главные, существен ные свойства, математические отно шения, замаскированные внешними несущественными данными. Они мо гут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблю дений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого си туация.

Изучение особенностей восприя тия и понимания детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) задач-шуток показало, что успех ре шения их зависит от того, насколь ко дети понимают шутку, т. е. умеют ли выделять ее в литера турных произведениях, придумы вать. В противном случае дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начи нают производить действия с числа ми. Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребен ку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, ана логичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правиль ности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, дога дываться, решая подобные задачи.

На занятиях по формированию у детей 6-7 лет элементарных мате матических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их 'в данном случае состоит в создании у ребят положи тельного эмоционального состоя ния, интереса к предстоящей дея тельности на занятии, активности. Воспитатель предлагает 1-2 простые занимательные задачи, которые ре шаются детьми быстро, с небольшим обоснованием или без него.

Занимательные вопросы, задачи, загадки используются воспитателем и в ходе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знании у детей о числах, их назна чении, геометрических формах, вре менных отношениях. При этом за нимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

В процессе обучения детей реше нию арифметических задач применя ется прием сравнения задачи-шутки, загадки математического содержа ния, с арифметической задачей. В ходе анализа задач, нахождения сходства и различия между ними уточняется понимание детьми струк туры арифметической задачи, на значения чисел, необходимость вы полнения арифметических действий с числами. Задачи-шутки подбира ются педагогом согласно цели и со держанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приема сравнения, уровня сформированности у детей представлений об ариф метических задачах, развития у них логического мышления.

На протяжении занятия, особен но при переходе от одной части за нятия к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут слу жить средством активизации, пе реключения внимания детей, интел лектуального отдыха.

Так, методически правильно по добранный и к месту использован ный занимательный материал (за гадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюда тельности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению мате матических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Игровой материал для обучения детей правилам дорожного движения

Материал полезен воспитателям ДОУ, студентам и родителям. В нём изложены различные методические приёмы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....