"Повышение уровня сотруднчества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные формы совместной деятельности"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Куковерова Ольга Анатольевна

Публикация обощённого опыта по работе с родителями в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_urovnya_sotrudnichestva_avtosohranennyy.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их различные формы совместной деятельности.  

                                                       «Море родителей, но мало отцов и

                                                        матерей, которые интересуются  

                                                         своими детьми»  В.Г.Белинский                                                 

                                                           

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интелектуальных особенностей развития ребёнка , порой осуществляют воспитание вслепую.              Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.        И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели     детей  - это родители!

В статье 18 Закона РФ «Об  образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интелектуального  развития личности ребёнка  в раннем возрасте».

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш» - говорил              В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется  к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг другаи это всё отражается на воспитании наших детей.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды… Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители  на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  1. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  2. Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного  пространства, подразумевающее взаимодействие , сотрудничество между педагогами дошкольного учереждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому с 2009года я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада  и семьи  по теме «Повышение уровня сотрудничества. взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные формы совместной деятельности».

Работу с родителями веду систематически, коллективно и индивидуально по  4 направлениям:

  1. Информационно-аналитическое.

Знакомиться с родителями  начала  в неформальной  обстановке, а именно, когда делали косметический ремонт группы и оформляли  участок  к началу учебного года, где старалась установить с мамами и папами дружеские отношения.

Затем  вместе со старшим воститателем, психологом составили анкету и провели опрос  семей, где на основе собранных данных проанализировала специфику семьи и семейного воспитания.

 Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть её индивидуальные особенности.

В детском саду я работаю более 27 лет и для себя выработала критерий, который называю  «включённостью» родителей в образовательный процесс.

Сначала этот критерий отображал количественные показатели: присутствие родителей на общих и групповых мероприятиях ( посещение родительских собраний, консультаций, присутствие на детских  праздниках, открытых занятиях и т.д.).

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить 3 группы родителей:

- родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе и видят ценность любой работы детского учреждения,

- родители  - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации,

- родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей,

- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов,

- равнодушные  «мы же выросли – вырастут и наши дети».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятиях.

  1. Познавательное

Это обогащение родителей знаниями в вопросах  воспитания детей дошкольного  возраста.  Для этой цели  на групповые мероприятия приглашаю всех специалистов  (психолога, логопеда, старшего воспитателя, музыкального  руководителя, инструктора по физической культуре, старшую медсестру и т.д.) ДОУ. Совместная работа специалистов и родителей по реализации образовательной программы  и ФГТ (федерально- государственные требования) на всех  этапах дошкольного детства делает родителей равноотвественными участниками  образовательного процесса.

Цель моей работы :

 вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Для скоординированной работы детского сада и семьи я поставила перед собой  необходимость  решить следующую задачу:

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Для этого  я использую такие активные формы и методы работы с родителями:

- посещение воспитанников на дому

- общие и групповые собрания

- консультации и индивидуальные беседы

- занятия и развлечения с участием родителей

- выставки детских работ, изготовленные вместе с       родителями:

  1. «Осенний калейдоскоп» в нашем детском саду
  2. «Мастерская Деда Мороза» в нашем  детсаду
  3. «Калейдоскоп талантов»  -  эту выставка                организует Дом ремёсел ежегодно в нашем посёлке
  4. «Люблю тебя мой край родной» - выставка в            Доме творчества

- совместные туристические прогулки на лыжах

- приглашаю родителей на спортивные соревнования  по  лыжам и лёгкой атлетике между детскими садами посёлка

- дни общения («Радостный денёк»)

- день добрых дел ( помощь родителей)

- день или неделя открытых дверей

- привлечение родителей к подготовке и проведении праздников

- совместное создание предметно-развивающей среды

- работа с родительским комитетом

- утренние приветствия

- телефон доверия (мой номер есть почти у всех родителей)

В результате повысился уровень сотрудничества , взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы  совместной деятельности, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме, где тщательно к ним готовлюсь.

Объяв ление на собрание  -  тоже нетрадиционное:

«Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родителькое собрание, которое состоится…., где  представлены выставки ….  приглашены специалисты  … и будут решаться такие вопросы, как …»

Готовлю заранее фотовставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые  беру  в библиотеке и в методическом кабинете. Подбираю спокойную музыку, ставлю скромный букетик на стол, наливаю чай и угощаю вареньем…

Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить  родителям откровенно о проблемах.

В начале собрания проводим «зарядку для мозга»: задаём родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбираем педагогические ситуации, обсуждаем интересные темы, предлагаем нестандартные решения сложных вопросов.

На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету.

Родительсий комитет избираем каждый год, по 3 человека, чтобы все мамы в течение дошкольного  детства побывали активными.

Слова благодарности стараемся выражать в стихотворной форме собственного сочинения, например,

  1. Спасибо вам за труд большой

          За всё, что сделали с душой!

  1. В группе папа есть у нас – он помощник просто класс

        Пилит, чинит и строгает – всем нам очень помогает.

  1. Папы, мамы – молодцы! Всем нам помогают.

         Белят,  красят и поют и в игры играют!

С родителями на собраниях мы говорим не только о воспитании детей, но и взаимоотношениях мужа и жены в семье.

В конце собрания обязательно знакомим родителей с народной мудростью ( пословицы и поговорки), предлагаем практические советы и высказывания великих педагогов о воспитании детей и, конечно, читаем       рубрику :«Говорят дети».

Доверительные отношения с воспитателем устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Именно, так появились «Дни добрых дел» - это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д.

 Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

  1. Наглядно – информационное.

- родительский уголок (расписание непосредственно-образовательной деятельности, режимные моменты  дня ..)

- фотовыставки из жизни группы (« Наша адаптация»,            « Это я могу» и т.д.)

- эмоциональный уголок («Здравствуйте, я пришёл», «Вот я сегодня какой»)

- консультации  всех специалистов ДОУ                                    

- нормативные    документы

- санбиллютни

- объявления и рекламы

- продуктивная деятельность детей ( рисунки, поделки , …)

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была  уютная и красивая, поэтому наш родительский уголок оформляю по-сезонно:  украшаю осенними листочками, снежинками, цветочками, обязательно стихотворение поэта- классика, народные приметы, советы для родителей -  «Понаблюдайте с детьми». Часто украшаем  раздевалку коллективной работой детей , например, «веточка мимозы», «весенняя берёзка» и т.д.

Оформляю стенды:

 «Что мы узнали», «Благодарим», «День рождения»,              « Поздравляем  с праздником», « О здоровье» и т.д.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, но я считаю, что она необходима для  работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей.  Новая , красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат

  1. Досуговое.

Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во  взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Важный принцип моей работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад».  Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают  наши будни ярче, от  этого растёт моя самооценка , как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совмесной работы.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем,  другими воспитателями, с родителями.

Родители изготовляют костюмы, атрибуты и пособия к тетрализованным представлениям.

Если у родителей есть театральные способности, то мы предлагаем им роли в постановках, проводим с ними репетиции и консультации.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию .

Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, каждый год провожу спортивный праздник к Дню защитника Отечества, где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Хочется отметить совместные туристические прогулки в природу, особенно на лыжах, где наши родители резвятся как дети. Родители всегда меня тепло благодарят за эту инициативу, ведь многие не вставали на лыжи  ни разу, как закончили школу.

Я себе часто задавала такой вопрос: «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» , для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться  им со всеми детьми в группе.

Такая идея появилась - «Радостный денёк».

В результате, после большой предварительной работы с родителями, каждый месяц, в пятницу, к нам в группу приходили родители с каким -то интересным занятием.

Силами родителей проведены такие мероприятия:

  1. Беседа с детьми о «волшебных словах»

- Чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово»

- Подарок – месячная детская газета из интернета на весь год «Сентябрь», «Октябрь» и т.д.

  1. Беседа с детьми о народных промысла

     - Рассматривание изделий из бересты

- «Подарки берёзки»

  1. Беседа «весёлые загадки»

- Загадки на разные темы

- Подарок «Альбом загадок»

  1. Беседа о русской гармошке

- Наигрыши частушки, плясовые

- Пение детьми детских частушек, песенок и , конечно, пляска под гармошку.

( дедушка Валерии  к нам приходил 4 раза и радовал нас своей игрой)

  1. Беседа о профессии «парикмахер»

- рассматривание рабочих инструментов

- изготовление причёски для девочки

(мама Кристины тоже приходила к нам не один раз)

  1. Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами

- Поделки из бумаги

- Игры с поделками и и создание сожета.

  1. Беседа о школе, первой учительнице

- Рассматривание учебников, тетрадей     первоклассников

         - Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д.

«Радостный денёк» был действительно радостным!

Он способствовал близкому знакомству и непосредственному контакту родителей с детьми.

Я нахожусь в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование которых даёт хорошие результаты, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего  сотрудничества и взаимодействия.

Создала свой сайт на nsportal.ru в социальной сети работников образования, куда приглашаю родителей и своих коллег -  педагогов познакомиться с моими методическими  разработками.

                                                          Автор: О.А.Куковерова

                                                          Воспитатель                                                                                                                                        

                                                          МКДОУ д/с»Светлячок»

                                         пгт.Подосиновец  Кировской области                                                                                                                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге, методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД, игры....

Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей

Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал ...

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Педагогический проект «Повышение уровня сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗ путем вовлечения их в различные формы совместной деятельности».

ДОУ компенсирующего вида призваны, помочь родителямдетей с ОВЗ, установить доброжелательные и доверительные отношения со своим ребенком, могут научить родителей видеть и понимать «особые» потребности ...

Взаимодействие с родителями через вовлечение их в образовательный процесс

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы усл...

«Повышение уровня сотрудничества с родителями детей с ОВЗ путём вовлечения их в различные формы игровой деятельности»

Данное выступление можно использовать на педсоветах, семинарах для воспитателей. Здесь раскрываются формы работы сродителями детей с ОВЗ. Данная деятельность помогает детям с ОВЗ адаптироваться в детс...


 

Комментарии

Медведева Наталья Владимировна

Очень интересный материал.