«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».
статья по теме

Пахар Елена Боорисовна

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных программ,  поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

     В нашем дошкольном учреждении – детский сад комбинированного вида №25 «Россияночка» ведётся большая совместная работа с родителями по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ.

     Цель данной работы это:

-формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечение физического и психического саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pahar_e.b..doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совместная работа детского сада и семьи по организации

здоровьесберегающей системы в ДОУ».

                                       

     Последнее время перед дошкольным образованием встает вопрос: какие направления должны стать приоритетными в работе дошкольных образовательных учреждений?

     Конечно же первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребёнка.

     Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

     Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных программ,  поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

     В нашем дошкольном учреждении – детский сад комбинированного вида №25 «Россияночка» ведётся большая совместная работа с родителями по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ.

     Цель данной работы это:

-формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечение физического и психического саморазвития.

     В рамках работы по организации здоровьесбарегающей системы в ДОУ педагогическим коллективом разработана и внедряется программа «Если хочешь быть здоров» активными участниками, которой являются родители воспитанников.

     Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья.

     Цель данной программы: научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.

     Для достижения поставленных целей необходимо:

-сформировать навыки ухода за телом;

-создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм;

-научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

-дать основные представления о строении и функции тела;

-убедить: если беречь свое тело, правильно питаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, красивым, умным;

-формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;

-ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;

-дать представления о правилах ухода за больным;

-создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью.

     Реализация программы осуществляется через интеграцию непосредственно образовательной деятельности  в образовательных областях: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и в совместной деятельности педагога с детьми, родителями.

     При создании программы мы руководствовались следующими принципами.

Доступность:

-учет возрастных особенностей;

-адаптированность материала к возрасту детей.

Систематичность и последовательность:

-постепенное подача материала от простого к сложному;

-частое повторение усвоенных правил и норм.

Наглядность:

-учет особенностей мышления.

Динамичность:

-интеграция программы в разные виды деятельности.

Дифференциация:

-учет возрастных особенностей;

-создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

     Для изучения особенностей культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития в рамках дошкольного учреждения и реализации программы «Если хочешь быть здоров» педагогами разработан мониторинг, задачами которого являются:

-изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни;

-изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

-изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

     -задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

     -задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

     -задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

-изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с валеологической культурой.

     Для решения обозначенных задач используем комплекс мониторинговых методов: наблюдение, беседы с детьми, игровые задания, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности, личностно-социальные характеристики детей, анкетирование родителей и педагогов.

     Нами выделены обобщенные критерии оценки культуры здоровья дошкольников:

-интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций;

-проявление этого интереса в самостоятельной деятельности дошкольника;

-наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач;

-адекватность детских ответов и решений, их осознанность;

-полнота и глубина валеологических знаний и решений, валеологическая эрудированность;

-применение валеологических знаний умений и навыков ребенком в повседневной жизни, поведении;

-самостоятельность применения валеологических знаний, умений, навыков.

     Одним из основных направлений работы по программе «Если хочешь быть здоров» является работа с родителями.

     Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность.

     В рамках программы мы определили для себя следующие задачи работы с родителями:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2.Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4.Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний.

5.Валеологическое просвещение родителей в создании позитивной микро среды в семье.

6.Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

     В работе с родителями воспитанников педагогический коллектив использует следующие формы и методы:  тренинги, консультации, семинары, семинары-практикумы, родительские собрания, педагогические беседы с родителями, дни открытых дверей, родительские всеобучи, круглые столы, совместные праздники, досуги и развлечения, выставки, конкурсы, информационные вестники, родительские энциклопедии, анкетирование, тестирование, родительский клуб «Мой малый дом – моя семья».

     Ожидаемые результаты реализации программы:

1.Полученные детьми знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2.Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3.Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

4.Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

5.Снижение количества часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

6.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

7.Повышение заинтересованности педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанников в укреплении здоровья дошкольников.

8.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

     Своё выступление хочу закончить словами известного русского педагога В.А. Сухомлинского:

      «Я не боюсь еще и еще раз повторить:

      Забота о здоровье – это важнейший

      Труд воспитателей и родителей.

      От жизнерадостности, бодрости детей

      Зависит их духовная жизнь

      Мировоззрение, умственное развитие,

      Прочность знаний, вера в свои силы».

Воспитатель МДОУ детский сад

комбинированного вида

№25 “Россияночка

Пахар Елена Борисовна