Главные вкладки

    Ребенок в мире социальных отношений
    материал (старшая группа) по теме

    Боршош Светлана Сергеевна

    В современной педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации школьников и подростков, т.е. их адаптации и последующей интеграции в мир общественных отношений. Не менее актуальны, на наш взгляд, проблемы социализации дошкольников. Одно из важнейших направлений социального развития, обеспечивающее успешный переход в новый жизненный этап (школьную жизнь), - развитие коммуникативной компетентности ребенка 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rebenok_v_mire_socialnyh_otnosheniy.docx18.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ребенок в мире социальных отношений

    Социально-нравственное воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное  отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

    Так же основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.

    Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, новенький не может сам справиться и т.п.), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым поступкам детей.

    Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний доброжелательный тон. Образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.

    Каждый ребенок должен знать элементарные культурного поведения: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.  Знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше служат детям; если игрушка сломалась, надо попросить воспитателя ее починить.

    Понимать, что детям бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе (подойти, поговорить, предложить игрушку)

    Проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях их жизни, поступках. Дошкольники среднего возраста в привычной обстановке, а в незнакомой обстановке при поддержке взрослых в отношениях со сверстниками должны следовать требованиям культуры поведения. Уметь в небольшой подгруппе объединиться для общей игры, развернуть общий сюжет, проявлять внимание к желаниям других детей, стремиться к согласованным действиям. С удовольствием принимать участие в общих делах: украшать группу к празднику, готовить сюрпризы для именинников. Проявлять интерес к событиям жизни других детей. Спрашивать у воспитателя о причинах долгого отсутствия своих друзей, радоваться возвращению сверстников после болезни. Обращаться к сверстникам по имени, избегать грубого тона. Уметь рассказать о своих друзьях, о сверстниках в группе, об их любимых занятиях, некоторых чертах характера (веселый, добрый, умный). Ласково обращаться к малышам, уметь проявлять терпение, нежность.

    Формирование навыков

    успешного социального взаимодействия

    В современной педагогике большое внимание уделяется вопросам социализации школьников и подростков, т.е. их адаптации и последующей интеграции в мир общественных отношений. Не менее актуальны, на наш взгляд, проблемы социализации дошкольников. Одно из важнейших направлений социального развития, обеспечивающее успешный переход в новый жизненный этап (школьную жизнь), - развитие коммуникативной компетентности ребенка, включающей в себя следующие составляющие.

    1. Адекватные эмоциональные проявления
    2. Уверенность в себе и своих возможностях
    3. Усвоение определенных норм и общечеловеческих ценностей.

    В своей практике воспитатели используют ситуативные игры-истории с элементами драматизации, направленных на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

    1. Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающие тематику игры)
    2. Подготовка к инсценированию стихотворения.
    3. Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
    4. Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
    5. Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
    6. Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
    7. Подведение итогов, выводы.

    Основная задача, которую предстоит решить детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом. Данная форма игры дает эффективность в развитии показателей коммуникативной компетенции.

    Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя. Они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

    Серия таких игр-историй направлена на развитие следующих умений:

    1. Сопереживать (отзывчивость)
    2. Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
    3. Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как основа технологии вхождения ребенка в мир социальных отношений

    Методическое пособие поможет  воспитателям  ДОУ  спланировать свою работу по патриотическому воспитанию детей....

    Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

    Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

    Консультация для воспитателей по теме: «Введение ребенка в мир социальных отношений»

    Социально-коммуникативное развитие дошкольника на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в деятельности детских садов. Создание условий для реализации данного направ...

    Консультация для воспитателей по теме: «Введение ребенка в мир социальных отношений»

    Социально-коммуникативное развитие дошкольника на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в деятельности детских садов. Создание условий для реализации данного направ...

    Памятка для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ войти в мир социальных отношений"

    памятка, где описаны рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с ОВЗ...

    Круглый стол «Ребенок входит в мир социальных отношений»

    Круглый стол "Ребенок входит в мир сциальных отношений"...