Специфика реализации проектного метода в работе со старшими дошкольниками
статья (подготовительная группа) по теме

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост –  научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему  успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности [2].

Проектная деятельность, как подчеркивают Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, направленный на изучение сказок А.С. Пушкина. Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в 2011 году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие, а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А.С. Пушкина.

Цель проекта«Путешествие по произведениям А.С. Пушкина» - познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с фактами биографии поэта.
  2. Ввести детей в мир сказок А.С. Пушкина.
  3. Привить детям  интерес к личности сказочника.
  4.  Пробудить в детях интерес к книге и литературе.
  5. Расширить литературный кругозор детей и познакомить с понятием «рифма».
  6. Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре.
  7. Прививать детям навыки слушать и пересказывать сказки.
  8. Развивать внимание, мышление, речь, память детей и сформировать умение анализировать сказку.

Участники проекта: проект охватывал педагогов и воспитателей старших и подготовительных к школе групп, семьи дошкольников.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

Подготовительный этап(октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.):

  • Оформление стен и  лестниц в соответствии с темой проекта.
  • Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
  • Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Рассмотрим в сокращенном виде планирование проекта образовательным  областям в соответствии с ФГТ на примере подготовительной к школе группы.

1. Физическое развитие(образовательные области «Физическая культура, «Здоровье»): утренняя гимнастика «Герои сказок»; подвижные игры: «Ветер», Хороводная игра «Прялица»;  народные игры «Дедушка», «Заря заряница»; свободное общение, беседы: «Контакты с незнакомыми людьми», «Предметы требующие осторожного обращения», «Безопасность на воде»; создание условий для самостоятельной деятельности.

2. Познавательно-речевое развитие(образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»): этические беседы с детьми (нравственные уроки) по сказкам А.С. Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»; беседа: «А.С. Пушкин – сказочник»; выполнение заданий в рабочей тетради «По сказкам А.С. Пушкина»; экскурсии; русские народные прибаутки в сказках А.С. Пушкина; опыты «Чудеса и превращения в сказках А.С. Пушкина»; дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому?»; составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»; составление текстов для озвучивания мультфильмов по сказкам; викторина по сказкам А.С. Пушкина «В гости к золотой рыбке»; пересказ сказок А.С. Пушкина; разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина; конкурс чтецов; этюды по произведениям А.С. Пушкина.

 3. Художественно-эстетическое развитие (образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»): продуктивная деятельность -  лепка мини-скульптур по сказкам А.С. Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»; рисование «Иллюстрация к любимой сказке»; составление коллажа по сказкам; прослушивание сказок А.С. Пушкина на дисках и кассетах; слушание музыки - оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» -  СD «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; вечер музыкальных развлечений «Сказка о царе Салтане».

 4. Социально-личностное развитие(образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность»): экскурсии, поисковая экспедиция; сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»; ручной труд - «Ремонт книг»; изготовление настольных театров из бросового и природного материала; вырезывание героев для теневого театра; изготовление декораций и волшебных предметов, масок героев; составление правил обращения с книгами.

Поскольку педагоги ГБДОУ №62 работают по комплексной образовательной программе «Сообщество», помимо требований ФГТ, было важно учесть распределение деятельности по центрам активности, запланировать работу с родителями воспитанников.

Книжный уголок: собирание библиотечки сказок А.С. Пушкина; составение словарика трудных слов из сказок А.С. Пушкина; дополнение развивающей среды - кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по тематике сказок.

     Центр сюжетно-ролевых игр: разработка сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки); разработка сюжетно-ролевой игры «Типография» (трафареты, белая и черная переводная бумага, печатки, карандаши, фломастеры, краски).

 Центр театрализованной деятельности: создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые, теневые).

Центр строительно-конструктивных игр: дополнение развивающей среды   альбом «Архитектура в сказках А.С. Пушкина»; составление схемы последовательности строительства зданий из сказок А.С. Пушкина; приобретение строительных наборов, имеющих детали старинного зодчества.

Взаимодействие с семьёй: привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А.С. Пушкина; организация поисковой экспедиции в г. Пушкин «В поисках Камерона»; чтение родителями сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»; организация прогулки «По пушкинским местам г. Санкт-Петербурга»; сочинение загадок по сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»; чтение дома «Сказки о попе и о его работнике Балде», обсуждение прочитанного; помощь в оснащении центра настольными играми по сказкам А.С. Пушкина; проведение экскурсии в «Музей хлеба»; подбор фотографий, открыток по теме «Памятники А.С. Пушкина  в Санкт-Петербурге»; оснащение Центра литературы 12-томной Детской энциклопедией; чтение родителями «Сказка о золотом петушке»; помощь в организации мини-музея «Камни»; приглашение родителей на КВН; организация  выставки детских работ «Любимые сказки».

  • Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ.

Основной этап(сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.):

  • Разработка и апробация содержания проекта «Путешествие по произведениям А.С. Пушкина» (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
  • Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
  • Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.
  • Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.
  • Создание мини-музеев  в группах.
  • Проведение совместных мероприятий с МО «Озеро Долгое» «Путешествие по сказкам».
  • Выступление актеров с представлением «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Организация досуга «Интерактивные игры с Бабой Ягой».
  • Участие девочек подготовительной группы в конкурсе «Спортивных танцев» среди детских садов Приморского района с танцем «Золотая рыбка».

Заключительный этап(октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.):

  • Организация выставки продуктов детской деятельности.
  • Проведение КВН, инсценировок, экскурсия Царскосельский лицей   (г. Пушкин).
  • Создание презентаций для детей и родителей в русле проекта.
  • Подведение итогов работы по проекту.

Метод проектов полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб., 2011.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. – М., 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика реализации проектного метода в работе со старшими дошкольниками

        Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...

Проектный метод в работе с родителями дошкольников

. Активное участие родителей в педагогическом процессе, создаёт необходимые условия для укрепления семьи, формирования её здорового образа жизни, желании организовывать совместную двигательную де...

«Роль семьи в реализации проектного метода в специфике ДОУ». (из опыта работы)

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Проектный метод в экологическом воспитании старших дошкольников

Статья об использовании проектного метода в экологическом воспитании старших дошкольников...

"Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками"

Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, н...

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"

Статья на тему: "Реализация проектного метода в работе с дошкольниками"...