Основные формы работы и методики, применяемые в театральной группе «ИГРА».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Купряхова Людмила Васильевна

 

В статье описаны основные формы работы и методики, применяемые  в театральной  группе «ИГРА», всятые мною за основу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема:   « Формирование универсальных учебных действий        

                        при реализации стандартов второго поколения

                         на уроках окружающего мира».

                        ГОУ  СОШ №1929    1 класс «А»

                        Учитель Никашкина В.А.

    Практика формирования универсальных учебных действий при реализации стандартов второго поколения на уроках окружающего мира находит всё большее применение. Учитель всё чаще предлагает задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.

        Системно – деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

       - определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

       - изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;

       - стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;

       - индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

       В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

       Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных жизненных ситуациях. Успех урока во многом зависит от его организации.

      В своей работе   хочу поделиться опытом,  как на уроках окружающего мира в первом классе   применяются универсальные  учебные действия.

       Постановка проблем  и их решение  присутствует на каждом уроке. Ученику  предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций материал урока.

       В цели любого урока присутствует процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка  путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

      Требования к уроку:

- развитие познавательных потребностей учащихся;

- расширение кругозора ученика, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний;

 - способность развивать специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске;

- логическое действие учащегося  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 - стремление и попытки использования познавательных исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-  учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве.  Педагог  не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным.

     О степени сформированности  у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:

  -  интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;

  - осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;

 - желание и умение ухаживать за живым существом;

 - эмоциональность восприятия и общения с животным.

    Фрагмент урока.  

     При прохождении темы: «Кто такие насекомые и рыбы?» на уроке ставится учебная проблема: признаки насекомых,  признаки и разнообразие рыб.

    1. На экране  картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.

    -  Разделите картинки на две группы.    ( Бабочка, стрекоза, жук.  Щука, карась, сом.)

   - По какому признаку вы разделили картинки? ( В первой группе – насекомые, во второй – рыбы.)

Постановка проблемы,  которую будем решать на уроке.

   Детям предлагается ситуация представить, что сейчас лето. Светит яркое солнце. Они оказались на зелёной лужайке. Здесь живут друзья Муравьишки.  (Включается лёгкая мелодия.)

  - Но кто же они? Догадайтесь!

    На экране появляется изображение луга. Открывается наглядное пособие «Природное сообщество. Луг.»

   - В эту пору на лугу очень весело.  Ответы и рассуждения детей.

   - Множество пчёл носится возле цветущих трав! Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

   - Назовите друзей Муравьишки.  ( Пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

    На экране появляются соответствующие картинки.  ( Стрекоза, пчела, жук, стрекоза.)

   - Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

   - О чём мы сегодня будем говорить на уроке?   (О насекомых.)

  - Как по другому мы можем назвать Муравьишку?   (Насекомое.)

 - Почему всех их называют насекомыми? Вот на этот проблемный вопрос мы постараемся с вами ответить и доказать.  Научиться узнавать какое из животных – насекомое.

  - Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

    Над цветком порхает, пляшет,

    Веерком узорным машет.    (Бабочка.)   (На экране появляется бабочка.)

   По учебнику рассматриваем строение бабочки.  Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

   - Сколько крыльев у бабочки?   (Четыре.)

   - Сколько мы видим?    (Два.)    Почему?

   - Сколько ног у бабочки?     (Шесть.)

   - Какие насекомые прилетели к бабочке?     (Стрекоза, божья коровка).

    На экране появляются следующие картинки. Дети рассматривают их и находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей.

   - Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать?  

(Их шесть.)

 2. Работа по учебнику.

     Дети высказывают свои суждения. Анализируют и  убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.

3. В процессе наблюдения за насекомыми постепенно усложняются задания: предлагается определить среду обитания; найти зависимость способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе данного насекомого; классифицировать насекомых, выделяя общие и специфические признаки, присущие данному представителю. Рассказы о пользе данного насекомого готовятся учениками заранее.

   Такое постепенное усложнение программного материала способствует формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.

4. Проводится дидактическая игра «Узнай насекомое».

     Загадываю загадки.  Дети отгадывают и прикрывают кружочками рисунок в учебнике с соответствующим насекомым.

5. Работа по учебнику.  Включается изобразительная деятельность.

    Дети рассматривают рисунок. Узнают насекомых. Дети рассуждают, какая окраска помогает спрятаться от врагов насекомым.  Раскрашивают рисунок.

6. Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Предлагаю логические задачи двух типов:  «Закончи рассказ учителя», «Найди ошибку и исправь её».

      Учитель рассказывает: «Собрались насекомые на лесной полянке  и стали объяснять друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают рассказ: «Муравьи прячутся зимой под муравьиной кучей в земле. Там им тепло», «Я – жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок  - в земляной норке.

     Учитель предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти в нем ошибку: «Жили - были две бабочки- подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. « Наверное, она заболела, - решила бабочка, - надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу-ка я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке».

 Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».

    Целесообразно использовать логические  задачи, в результате решения которых уточняются знания младших школьников об условиях жизни животного, отличительных признаках, способах ухода за ними, воспитывается сочувствие и желание помочь ему.

7. Работа на Mak Bok.

     - Найди среди других групп животных насекомых.

     - Соедини подходящую картинку со словом насекомые.

    -  Нарисуй бабочку при помощи инструмента «Карандаш».

     - При помощи инструмента «Заливка» раскрась бабочку.

 8.  Вывод. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объектив исследования с разных сторон.

     Итог  урока.  Ученики стараются обобщить материал, высказать своё мнение  о том,  что узнали нового, интересного. Что получилось на уроке лучше всего, оценить свою работу по отдельности, и  класса в целом.

   

   

   

   

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы работы по развитию зрительного восприятия.

Зрительное восприятие-восприятие освещенности,цвета,величины,формы предметов,определение движения и направления движения предметов,ориентировка в пространстве. Основные задачи и формы работы по р...

Игра,как основная форма работы по развитию речи.

Опыт работы по использованию игры для развития речи дошкольников....

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.

Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...

Игра как основная форма работы в адаптационной группе «Вместе с мамой».

В данном материале представлены виды игр, которые могут быть использованы на занятиях в адаптационной группой, также содержание групповых игровых сенсов....

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Основные формы работы с семьей.

Схема в помощь воспитателю....