«Подвижные и народные игры в воспитании здорового образа жизни у участников образовательного процесса».
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете.
«Подвижные и народные игры в воспитании здорового образа жизни у участников образовательного процесса».
Составила
воспитатель первой квалификационной категории
Гулевская Татьяна Федоровна.
г.Пущино 2007г.
☻ Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Движение – это жизнь. Физическая активность необходима, чтобы заботится о нашем двигательном аппарате, поддерживать высокую трудоспособность, бесперебойную работу мышц и нормальное состояние организма. Благодаря регулярным упражнениям наше тело обогащается эликсиром жизни - кислородом. Двигательная активность позволяет увеличить в крови уровень серотонина, который способствует улучшению настроения и входит в состав многих антидепрессантов. Еще одно немаловажное преимущество постоянных занятий спортом – это уменьшение выработки гормона стресса- адреналина, с которым наш организм часто не справляется именно из-за недостатка движения.
Движение – это отличный способ избавиться от избытка углекислого газа в организме, который возникает, если мы переутомляемся, и организм получает мало кислорода. При активных занятиях понижается не только уровень холестерина, но и количество жиров в крови, что вызывает укрепление иммунной системы. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.
☻ Подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести , смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что они по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.
☻ Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. По возможности необходимо увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
☻ Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
☻ Чтобы не перегружать детей, нужно подбирать игры по принципу общепринятой физической нагрузки:
- Игры , активизирующие детей, повышающие общий жизненный тонус. ( «Чье звено скорее соберется», «Найди себе пару», «Найди свой цвет»)
- Игры, во время которых развиваются отдельные группы мышц.( «Ровным кругом», «Угадай кто так работает», «Море волнуется»)
- Игры, совершенствующие навыки основных движений. («Пчелы и медвежата», «Наседка и цыплята», « Перелет птиц», «Ловишки»)
- Игры, успокаивающие дыхание и работу сердца ребенка. ( «Найди медвежонка», «Где звонили?»)
☻ Как правильно закончить подвижную игру. Конец игры должен регулировать работу сердца, возбуждение нервной системы и в тоже время сохранять хорошее эмоциональное настроение. Например, закончить хороводной игрой – с ходьбой по кругу и выполнением заданий воспитателя, или игрой типа «Найди предмет» для завершения сюжетной игры («Пчелы и медвежата» - найти медвежонка, заранее спрятанного воспитателем). Конечно, не обязательно заканчивать всегда игру именно так. Но воспитатель обязательно должен обдумывать конец игры, проявляя свою инициативу.
☻ При проведении игр с активными движениями необходимо следить за одеждой детей: она должна быть свободной, обувь облегченной, ничто не должно стеснять движений ребенка. При проведении игр на воздухе в холодное время года обращать внимание на верхнюю одежду. Для этого необходимо проводить разъяснительную работу с родителями о значении закаливания для организма, о нецелесообразности головных платков под меховой шапкой, длинных тяжелых шарфов, ремней, перетягивающих шубы и пальто.
Нужно стремиться, чтобы и одежда воспитателя во время подвижных игр тоже была удобной, так как от активности воспитателя во многом зависит и активность детей.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществить при помощи разнообразных подвижных игр.
Литература:
- Е.А.Тимофеева . Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.
- Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В.Кенеман. -М.: Просвещение, 1988.
- М.Бакина . Современные дети, современные игры. // Дошкольное воспитание №4 2005.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
- Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М., Просвещение, 1973.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада. М., Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"
презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...
Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....
"Дидактическая игра как воспитание здорового образа жизни у дошкольников"
Консультация для родителей...
Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дополнительного образования через здоровьесбережение
Презентация в помощь воспитателю ДОУ...
Доклад "Подвижные и народные игры в воспитании здорового образа жизни у участников образовательного процесса"
Подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. ...
Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
laquo;Создание условий для здорового образа жизнив системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение...
Программа "Расти здоровым» по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни всех участников педагогического процесса в МБДОУ "Детский сад № 11"
В программе представлен план действий, разнообразные формы работы: диагностика, анкетирование, практические занятия, консультации, семинары, педагогические советы. Содержание образовательного процесса...