"Дорожная азбука"
статья (подготовительная группа) по теме

Гокова Ольга Николаевна
Консультация для родителей

«Дорожная азбука»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley._dorozhnaya_azbuka_-_kopiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

г.Белгород

Консультация для родителей


«Дорожная азбука»

подготовила

воспитатель МБДОУ детский сад №1

Гокова Ольга Николаевна

г. Белгород

 2012

С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботится о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого внимания. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка - это обучение малыша правилам поведения дороге, правилам пользования транспортом.

     Разумеется, знакомя с ними детей, надо учитывать их возраст, меру сообразительности и степень доступности того или иного правила. Идти следует от простого к сложному. Это основное условие успешного усвоения ребенком такого материала. Даже самому маленькому можно и нужно прививать элементарные правила поведения на улице и дороге:

ни шагу на дорогу без взрослых, дорога предназначена только для машин, идешь с мамой за руку- не вырывайся, не сходи с тротуара. По мере того, как у ребенка повышается способность больше понимать и осмысливать, накапливать опыт ориентировки в окружающем, эти правила постепенно усложняются: уступи дорогу машине, через дорогу только шагом, играй только в стороне от дороги, не катайся на санках с горки в сторону дороги и т. д.. К моменту поступления в школу ребенок способен усвоить уже довольно много и должен быть вполне «грамотным» пешеходом.

     Какой ребенок не интересуется улицей? Непреодолимая сила влечет его со двора туда, откуда доносится шум проезжающих машин, пронзительные сигналы пожарных и «Скорой помощи». Кому не приходилось видеть малыша, робко стоящего в воротах и жадно следящего за всем происходящим на улице? Это, может быть, его первый самостоятельный выход в большую жизнь, и поэтому, не подозревая об опасности, с которой он может встретится на улице, спешит туда.

     Не потому ли матери бывают всегда так озабочены, выпустив малыша гулять во двор? Они то и дело выглядывают в окно, не покинул ли ребенок безопасную территорию. Но еще никому не удалось даже самым строжайшим запретом подавить ребячий интерес к чему-либо. Увиденное однажды на улице продолжает будоражить воображение маленького человека. И это в свою очередь не может не волновать нас, взрослых.

     С каждым годом все оживленнее становится движение на улицах городов, проселочных дорог и шоссе.

     Увеличение транспорта и скоростей обязывает пешеходов быть внимательнее вне стен дома. В еще большей степени это касается детей.

Статистика показывает, что случаи детского травматизма по-прежнему довольно часты. Их анализ позволяет сделать вывод, что причина дорожных происшествий кроется не только в безответственности водителей, но и самих детях. Оказавшись на дороге, они не проявляют должной осмотрительности, не знают элементарных  правил поведения. Все это обязывает обратить самое пристальное внимание на обучение детей дорожной азбуке.

     «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение ребят правилам дорожного движения. И это не случайно. Для современного ребенка окружающим пространством является не только квартира или участок детского сада, двор или сквер, огороженный забором, но и город с его широкими улицами и оживленным движением. Маленький человек должен уметь ориентироваться на ближайшей территории улиц и площадей, на проезжей части дороги, когда переходит ее, на перекрестках, пешеходных дорожках и тротуарах.

     Дорожные правила при всей кажущейся простоте сложны для усвоения даже взрослым, а маленьким детям особенно. Дело в том, что за каждым правилом стоит определенная ситуация. И ситуация эта не стабильная, а непрерывно меняющаяся.Чтобы понять то или иное правило, надо прежде всего зрительно представить себе то, что оно предполагает. Не каждому взрослому это под силу, а ребенку тем более.

     Образ мышления у детей конкретен. Для того чтобы ребенок что-то верно понял и прочно усвоил, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

     Вместе с тем не следует думать, будто показав и объяснив ребенку правила, он их навсегда запомнит и будет следовать им. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать. Обучение правилам не должно сводится лишь к призывам соблюдать установленный порядок. Нужно, чтобы эти правила были осмысленны ребенком, стали одним из непреложных законов его поведения на улице.

     По-настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будет разумно вести себя на улице - задача каждого родителя. Индивидуально занимаясь с ребенком можно использовать и художественное слово, и рисунок, и диафильмы. И особенно большое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример поведения на улице. Ни что не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если мать или отец, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушит правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицы в положенном месте и т. п., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.

     Для того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлекательным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например набором красочных рисунков «Пешеходу-малышу» с легкомысленным слоненком, беззаботно погнавшимся на велосипеде за грузовиком, с говорливыми сороками, усевшимися поболтать на дороге, с лисой, решившей кататься на самокате там, где ходят пешеходы.

     Выразительные рисунки, выполненные, разумеется, без намерения устрашить ребенка, но в то же время предупреждающие об опасности, заставляют его быть на улице осторожнее и вести себя осмотрительнее.

     Большой популярностью у ребят пользуются альбомы для раскрашивания. Один из таких альбомов называется «Дорожная грамота». Рисунки объединены не только темой, но и связаны четким, увлекательным сюжетом. Отец дарит сыну педальный велосипед, и сын вместе с подружкой отправляется путешествовать по городу. О том, к чему приводит незнание ребятами правил и дорожных знаков, и рассказывается в книге-альбоме. «Дорожная грамота» - это настоящий учебник правил движения для самых маленьких, которые еще только учатся держать в руках цветные карандаши.

     Интересен альбом «Еду, еду, еду». Он тоже предназначен для раскрашивания. Альбом рассказывает о путешествии игрушек по улицам, где они знакомятся с дорожными знаками, их значением. Дорожная азбука, поданная в игровой форме, вызывает у ребенка большой интерес.

     С особенным увлечением ребенок играет, когда он «вооружен» теми атрибутами, которые сопутствуют той или иной выбранной роли. Он чувствует себя в такие минуты настоящим машинистом, капитаном, милиционером, шофером. Альбом, который называется «Мы едем, едем, едем» - это набор листов плотной бумаги, из которых предлагается самостоятельно вырезать и жезл регулировщика, и милицейскую фуражку, и дорожные знаки.

     Издательства выпускают для детей и настольные игры которые знакомят с правилами уличного движения. Каждая такая игра преподносит детям материал по-своему, и не сухо, не назидательно, а в увлекательной форме. Настольные игры «Юные водители», «Красный, желтый, зеленый», «Говорящие знаки», «Светофор» - позволяют и проверить, и закрепить знание ребенком дорожной азбуки.

     Проверять и в то же время закреплять знание ребенком правил можно с помощью игр «Мы едем по улицам», «Знаки на дорогах». Последняя представляет собой набор основных дорожных знаков и маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам широкий простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами и перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, они могут под руководством взрослых организовать увлекательную и полезную игру. Ребенок учится в ней ориентироваться на улице, быстро находить правильное решение в сложной ситуации. Ему становится более ясна и понятна согласованность и логика в действиях водителей и поведении пешеходов.

     Почти в каждом доме сейчас имеется видеопроигрыватель. Можно приобрести фильмы: «Король дороги», «Мяч в воротах», «Мой племянник Борька», «На вашей улице», «Подарок», «Случай на дороге», «В погоне за приключениями».

     Ребята смотрят эти занимательные и поучительные ленты, по-настоящему переживают происходящие события. И это очень ценно, потому что в детском возрасте эмоциональная память играет большое значение в познании окружающего.

     Хорошим подспорьем родителям могут служить книги для детей о правилах дорожного движения. Например: Я.Пишумова «Это улица

моя», О.Тарутина «Для чего нам нужен светофор?», «Мы по городу идем», Дорожная азбука», Г.Титова «Стоп», В.Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек».

     Несколько книг принадлежат И.Серякову: «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота».

     Книга А.Дорохова «Красный, желтый, зеленый» предлагает вниманию ребят рассказы, в которых объясняется, что означают такие, например, слова как жезл, «зебра», перекресток, рядность, указатели, шлагбаум, юз, эстакада. Узнают ребята из книг, что такое осевая линия, как расшифровать ГАИ (и для чего оно создано). Слова и понятия в книге расположены в алфавитном порядке. Это полезно для тех, кто завтра  пойдет в школу, так как они лишний раз узнают о порядке букв в алфавите.

     Содержательная книга «Светофор», большая по объему и разнообразная по жанрам. В нее входят рассказы, очерки, стихи, рассказы в картинках.

     Сотрудники Госавтоинспекции проявляют огромную заботу о здоровье

и благополучии пешеходов, стремятся к тому, чтобы происходило меньше дорожных происшествий. А это возможно, если все люди, и в том числе и дети, будут хорошо знать и строго  соблюдать правила поведения на улице, точно соблюдать запрет, о котором оповещает дорожный знак. Его сигнал равносилен приказу, подлежащему неукоснительному исполнению.

Используемая литература:

М.С. Коган, «Правила дорожные знать каждому положено», Сибирское университетское издательство, 2007г.

Ф.С. Майорова, «Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг», ООО «Скрипторий», 2009г.

Н.А. Извекова, «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста», ООО «ТЦ Сфера», 2007г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...

Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...