Зачем логопед задает домашние задания?
статья (подготовительная группа) на тему

Статья для родителей о важности выполнения домашнего задания с ребенком .В статье логопед рассказывает как нужно выполнять домашние задания с ребенком, сколько времени уделять этой работе и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы  во время проведения ежедневных «логопедических часов»,  во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме,  на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.

- серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.

- задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно

- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

- Папку с индивидуальной  рабочей  тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

- на протяжении всего учебного года еженедельно по средам (с 16.00 до 17.30) проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед  покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.

2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

3-время проведения занятий 10-15 минут

4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.  

Уважаемые родители! Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 103»

Г. Новокузнецка

Шияненко Н.В.

2011 -2012г.

За время работы в речевой группе детского сада мне пришлось заниматься с детьми четырех-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Анализируя литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста, я сделала вывод о том, что многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, В.А.Ковшиков, Г.А.Каше и др.) и комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают:

окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Специальное исследование состояния фонематических функций, проведенное мной в позволило сделать вывод о несформированности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Исследование фонематических функций проводилось по пяти основным направлениям:

1. Исследование слухового внимания.

2. Исследование простых форм фонематического восприятия.

3. Исследование сложных форм фонематического восприятия.

4. Исследование фонематического синтеза.

5. Исследование фонематических представлений,

Также исследование фонематических функций в последующие годы (2011 - 2012 гг.) позволило сделать следующие выводы: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям. Задания 2,3,4 направлений (т.е. исследование фонематического анализа, синтеза и представлений) детям непонятны и невыполнимы для них.

Анализ данных позволяет установить, что у детей дошкольного возраста с ОНР I и 2 уровня отмечается недоразвитие всех функций фонематической системы.

Исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.

Перед тем, как начать рассматривать методику развития фонематического восприятия, следует уточнить само понятие «фонематический слух».

Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О.В.Правдина, Логопедия. Москва. 1973 г., стр.10).

Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л.С.Волкова. Логопедия. Москва- 1989 г., стр.,526),

Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р-И.Лалаевой), /Логопедия, Волкова Л.С.. Москва. 1989г./

Термин «фонематическое восприятие» обозначает - «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Сказать что-либо нового по формированию фонематических функций у детей дошкольного возраста сложно. При разработке методики коррекции фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи были обобщены методические материалы по развитию этих функций у детей, таких авторов, как Раисы Ивановны Лалаевой, Людмилы Владимировны Лопатиной, Людмилы Георгиевны Парамоновой.

Цель коррекционно-логопедической работы - развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Коррекционная работа основана на ряде принципов:

- Принцип дифференцированного подхода.

Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально - психологическими особенностями детей.

- Онтогенетический принцип.

Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности.

- Принцип поэтапного формирования умственных действий.

В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи, а затем во внутреннем плане.

- Принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала.

Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.

Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются общедидактические принципы: принцип наглядности и доступности материала, принцип сознательного усвоения знаний, принцип активности обучающегося, принцип учета возрастных особенностей ребенка.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

I. Развитие слухового внимания и памяти.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

- Игра «Отгадай, что я делаю?»

Процедура:     Дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.....

- Игра «Парад звуков»

Необходимый материал:

-картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток, ...),

-звучание этих предметов (магнитофонная запись),

-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.

Процедура:     Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую                                     картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

- Игра «Сделай так же»

Необходимый материал:

-ритмичные муз-ные инструменты: 2 барабана,2 дудочки, 2 бубна,... Процедура:     Логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

- Игра «Колокольчик»

Процедура:     Дети встают в круг, логопед передвигает за спиной

колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.

- Игра «Что говорят животные?»

Необходимый материал:    а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;

б) фигурки животных.

Процедура:     Логопед имитирует голос какого-либо животного, а

ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.

- Игра «Кто тебя позвал?»

Процедура:     Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

- Игра «Тихо — громко»

Процедура:     Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

- Игра «Сделай также».

Процедура:  Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.                                     А - плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У - гудит пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

Процедура:     Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Взрослый предлагает ребенку сказать, например: МЯУ

громко (кот рядом и просит, есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукопод ражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, ИА, КУ-КУ и т п.

2. Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала.

- Игра в лото.

Процедура:   У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

- Игра «Запомни и назови».

Процедура:     Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

- Игра «Запомни и покажи».

Процедура:     На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.

- Игра «Подбери слово».

Процедура:     а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя  голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные ... (перина, подушка, рубашка).

Ой. Ребята, верь, не верь -

От меня сбежала ... (кошка, дверь, стенка).

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня ...» (плечом, коленом, ногой).

От грязнули даже стол

Поздним вечером ... (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то ... (спички, щетку, ножик).

Опустела мостовая.

И уехали ... (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке –

До чего люблю я ... (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пес.

У него в чернилах ... (лапа, шея, нос).

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и ... (детишки, ребята, малыши).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, ... (ручку, тетрадь, книгу).

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук.

Такой большой на ветке ... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка

На него свалилась ... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери.

Запирайте на ночь ... (двери).

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке ... (мяч).

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети …(книжки).

Не полезет Влад на ель,

У него в руках ... (портфель).

«Я трудится, не привык! "-

Отвечает ... (грузовик).

Мы собрали васильки,

На головах у нас ... (венки).

Пес козе принес букет,

Сытый будет ей ... (обед).

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи ... (туч).

То назад, то вперед

Может плавать ... (пароход).

Не дрожи Сережка,

Это ж наша ... (кошка).

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал:    сочетания из 2-5 гласных.

Процедура:     Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на            заданный звук.

Инструкция:    Послушай и подними руку, если услышишь звук...

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал:    ряд из гласных звуков (2-3).

Процедура:     Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция:    Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их .

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал:    сначала открытые слоги, затем закрытые

(примечание:  щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов,

взрывные - в закрытых слогах).

А) Определение наличия гласного звука.

Б) Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

3. Фонематический анализ слов.

Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

односложные слова, типа: ус, дом, рис;

двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

односложные слова со стечением в начале слова: стул;

односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка;         трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п.

А) Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал:    с учетом вышеизложенной последовательности.

Процедура:     Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция:    Подними руку, если в слове есть звук ...

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

Б) Выделение первого ударного гласного из слова.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Процедура:     Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

Инструкция:    Назови первый гласный звук слова:

- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука)    напиши гласную букву, стоящую в начале слова

- подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного

и т.д.

в) Вычленение первого согласного звука из слова.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Процедура:     Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.

Инструкция:    Назови первый согласный звук:

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

- обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;

- (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

г) Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал:    сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.

Процедура:     Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Инструкция:    Назови последний звук в слове:

- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его;

- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

Речевой материал:    в описанной последовательности  (сначала слова,

типа: сок, дом, рис).

Процедура:     Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция:    Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

- подними руку, если в слове «сильный» звук ...

- (для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).

III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Процедура:     Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.

Инструкция:  Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):

- назови сколько звуков в слове;

- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

-  отбери картинки с заданным количеством звуков;

- отстучи количество звуков в слове;

- напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;

-  разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Речевой материал:    в описанной последовательности.

Процедура:   Логопед предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.

Инструкция:  Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:

- послушай слово и назови слово по звукам;

- выложи цветными фишками слово;

- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал:    Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция:    Найди место звука ... в слове;

- назови картинку, место звука ... в слове;

- отбери картинки, в названии которых звук ...стоит на 2 (3,4) месте;

- назови место звука ... в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- назови «соседа справа» звука ... (вариант: «сосед слева», соседей);

- назови, после какого звука стоит звук ... (вариант: перед каким звуком);

- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);

- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, ...,  последний);

- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;

- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме ..., объясни почему);

- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

IV. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Процедура:     Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например: ......, потом......., затем.......).

Инструкция:    Назови слово, которое я загадала.

V. Развитие фонематических представлений

Речевой материал:    в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Процедура:     Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Инструкция:    Придумай слово со звуком ... :

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

4. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-...;

- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;...

- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,... (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.

СПИСОК     ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Р.А.Белова-Давид. «К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников.» М., 1969 г.

2. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи».

3. Лалаева Р.И. Конспекты лекций. СПб, 1996 г.

4. Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей». Д-д, 1990 г.

5. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л.С., М., 1995 г.)

6. Логопедия. (под ред. Правдиной О.В., М., 1969 г.)

7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г.

8. Рыбина Э.В. «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» Дефектология ,1989 г.

9. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа.» СПб, 1998г.

10. В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995 г.

Система упражнений по развитию фонематического восприятия

у детей с ФФН.

Составили:

Учителя-логопеды

Шевякова Н.В.

Попова С.В.

I. Подготовительный этап

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в основной части индивидуального занятия.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

Дифференциация по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три раза).)

Логопед предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.

Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Развитие речевого слуха. У нас в гостях Маша и ее друзья».

Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.

Описание игры: логопед говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия». Логопед может показать изображение лягушонка и сказать, что он поможет найти похищенного теленка, если ребенок поиграет с ним в эту игру.

Дифференциация звучания по темпу:

Игра «Угадай, кто идёт».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: логопед делит детей на две группы: зайцы и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.

Эту игру можно предложить детям на фронтальном занятии на тему «Знакомство с предложением» во время динамической паузы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Описание игры: логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.

Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)

На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)

А потом он разыгрался. Лил да лил,

Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)

Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из – за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.

1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.

Эту игру можно предложить детям в основной части занятия на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой дети «превращаются» в овощи. Логопед может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикулиционной гимнастики на индивидуальном занятии, предложив ребенку выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при пыполнении упражнения “Лошадка”).

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив детям внимательно послушать песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре.

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

Дифференциация по силе звучания:

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Игра «Иди-беги».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия на тему «Слова - действия».

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Дифференциация голосов по тембру:

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Лягушки».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

Игра «Улиточка».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:  Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Угадай, кто я».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Дифференциация по силе голоса:

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.

Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “ У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.

Дифференциация голоса по интонации:

Игра «Хорошо»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.

Игра «Узнай по интонации»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.

Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).

Игра «Кто сказал?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.

Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.

Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».

Игра «Малыши»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.

Игра «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.

Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.

(произносит звук низким голосом)

Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.

(произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы]и буква “ы” » или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Развитие речевого внимания:

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).

Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».

Игра «Кто внимательнее?»

Цель: развитие устойчивого речевого внимания.

Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Ригу-рагу»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

II. Основной этап работы

Цель: развитие фонематического восприятия.

Дифференциация слов, близких по звучанию:

Игра «Игрушка ошибается»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: любимая игрушка ребёнка.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия по развитию фонематического восприятия.

Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

Такое задание можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

Игра «Слушай, смотри»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки медвежонок, медведь, девочка.

Описание игры: логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [м×]». Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном занятии.

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Дифференциация слогов:

Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет.

Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).

Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.

Игра «Медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.

Описание игры: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.

Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Игра «Малыш»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: кукла-мальчик

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по –бо, пу – бу, па –па- па, ба- ба –ба.

Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.

Игра «Какой слог лишний?»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)

Эту игру можно использовать в основной части фронтального или индивидуального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

Игра «Телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.

Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

Игра «Веселый мяч»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.

Дифференциация фонем:

Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).

Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)

Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.

Игра «Успокой Таню»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: мяч, ширма, кукла.

Описание игры: логопед показывает ребенку куклу и читает отрывок стихотворения: Наша Таня громко плачет: А-А-А! Уронила в речку мячик. Логопед предлагает успокоить Таню, когда она заплачет: поднять над головой мяч, когда услышит звук «а». логопед четко произносит звуки за ширмой: «а», «о», «а», «у», «а», «а», «о», «и», «а».

Эту игру можно провести в основной части индивидуального занятия после изучения темы «Звуки «а», «у», «и», «э», «о», «ы». Лесная школа». Можно предложить эту игру во время динамической паузы, предложив бросить мяч логопеду, услышав звук «а», затем логопед возвращает мяч ребенку и продолжает называть звуки.

Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.

Игра «Песни леса»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.

Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии. Можно, в зависимости от темы занятия, менять выделяемый звук, его окружение.

Игры со звуковыми символами:

Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» – полым овалом , звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.

Игра «Кто внимательный?».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: один символ звука или несколько.

Описание игры: логопед называет гласные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующие символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.

Игра «Телевизор».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.

Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.

Игра «Полёт птицы»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперёд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук.

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.

Игра «Лошадка»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед учит ребенка показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот».

Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.

В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).

Занимаемся в садике и дома!

Рекомендации  родителям.

Составила:

Учитель-логопед

Шарипова О.А.

Занимаясь дома с малышом 3 – 4 лет надо помнить, что очень важно не перегрузить ребенка информацией и не отбить у него интерес к учебе.  Учитывая этот важный фактор, занимайтесь   с ребенком всего по 15 – 20 минут в день.

Не торопите и не одергивайте ребенка во время выполнения заданий.

Если у ребенка что-то не выходит старайтесь ему помочь, но в то же врмя не подавляйте инициативы.

Занимайтесь с ребенком в тихой спокойной обстановке. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться и сделает занятие более  продуктивным.

Придерживайтесь «золотого» правила – от простого к сложному.

Не оценивайте результаты ребенка слишком строго, акцентируйте внимание ребенка на его успехи.

По окончании работы обязательно похвалите ребенка.

         

Что может сделать родитель для лучшего  умственного и речевого развития ребенка.

На прогулке и дома показывайте ребенку различные предметы и рассказывайте о них. Подробно рассказывайте ребенку о том, что его заинтерисовало. Разговаривая с ребенком не упрощайте свою речь.

Читайте малышу интересные книги. Разглядывая с ребенком иллюстрации, учите его показывать вам картинки, каторые вы называете, и рассказывать о том, что на них нарисовано.

Сделайте семейный фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего ребенка. Разглядывая фотографии, просите рассказать вам о том, что он делает.

Внимательно слушайте ответы ребенка.

Помните, ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и  слушает его.

Беседуя с ребенком, четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, копируя его произношение.

Играйте  вместе с ребенком в сюжетные игры.

 Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Мелкая моторика – речь – мышление.

Игры с пальчиками.

Заниматься этой тренировкой можно уже с ребенком 2 – 3 лет.

 Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их  в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры «Сорока белобока», «пальчики» не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период.

Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, а затем разжимать их.

Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку. Затем покажите как расслаблять и встряхивать кисти рук.

Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

Очень полезны упражнения «цветочек», «замок», «домик» и т.п.

А теперь можно поиграть: «Кто быстрее прибежит?» Устройте бега «человечков». Переберая пальцами по столу, старайтесь обогнать друг друга.

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

 Современный метод обучения детей чтению являются звуковым  аналитико – синтетическим.  Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.  И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок  не сможет грамотно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединять вместе соответствующие звуки,ребенок не овладеет чтением. Но без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление звукового анализа и синтеза.  Кроме того, впоследствии сформированность основ фонематического восприятия оказывает положительное влияние на освоение письма в школьном возрасте, т.к. является профилактикой многих форм дисграфий и дислексий (нарушения письмя и чтения у детей).

На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

Узнавание не речевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.)

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например:  как говорит “мяу” котенок, мама – кошка, папа – кот).

Различение слов, близких по звуковому составу (крыша – крыса, лак – рак, дочка – ночка, танки – санки, мишка – мышка, миска – мишка и т.д.)

Дифференциация слогов (повторение за взрослым серии слогов: па – ба – па, ба – па – па, ля – ла – ля и т.д.)

Дифференциация фонем (п – б – б, с – з – с и т.д.).

Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем логопед задает домашнее задание?

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей...

Консультация для родителей на тему: "Зачем логопед задает домашнее задание?"

Материал поможет родителям в выполнении домашнего задания, которые учитель-логопед задает в конце недели....

Консультация для родителей "Зачем логопед задает домашнее задание?"

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти»Плутарх...

Консультация для родителей. Зачем логопед задает домашнее задание?

Консультация для родителей. Зачем логопед задает домашнее задание?...

Зачем логопед задает домашнее задание?

Часто родители считают, что, если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно!?...