Самомассаж рук.
материал (подготовительная группа) по теме

Цели самомассажа: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_samomassazhu_ruk.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ  РУК.

Цели. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

  1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.                    

Очень холодно зимой,                                                                                                        Мёрзнут ручки – ой,                                                                                                              Надо ручки нам погреть,                                                                                                    Посильнее растереть.

  1. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо

Мы как древние индейцы

Добываем огонёк:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

  1. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

  1. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо – удальцы!

  1. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево – вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

  1. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх – вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

  1. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

  1. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево – вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

Влево – вправо, влево – вправо,

На другой руке сначала.

  1. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва её растянем,

А затем обратно стянем.

  1. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

очень вкусная трава!»

  1. «Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Для «марширования»:   Человечки на двух ножках

                                    Маршируют по дорожке,

                                    Левой – правой, левой – правой

                                   Человечки ходят браво.

Для «прыжков»:   Человечки на двух ножках

                        Стали прыгать по дорожке,

                        Прыг – скок, прыг – скок,

                        Всё быстрее: прыг-да-скок.

        

Для «бега»:                 Человечки на двух ножках

                        Побежали по дорожке,

                        Побежали, побежали,

                        Вдруг споткнулись и упали.

«Надуй шарик»


Цель. Формирование диафрагмального дыхания.



Описание. Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется родной или другой рукой). После вдоха сразу же произнести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть клетки принимает прежнее положение).



Вот мы шарик надуваем,



А рукою проверяем:



Шарик лопнул – выдыхаем,



Наши мышцы расслабляем.




«Часики»


Цель. Формирование диафрагмального дыхания.



Описание. Сидя на стуле, ноги развести в стороны на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение – полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.



Тик-так, тик-так,



Ходят часики вот так:



Наклон влево, наклон вправо,



Наклон влево, наклон вправо.




«Щука»


Цель. Формирование диафрагмального дыхания.



Описание. Сидя на стуле, ноги развести в стороны на ширину плеч, руки положить ладонями на рёбра. Вдох – легко надавливать руками на рёбра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на рёбра.



Щука в омуте жила,



Воду щёткою мела.



Щи готовила гостям,



Угощение лещам.


«Наклоны»


Цель. Формирование диафрагмального дыхания.



Описание. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперёд вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперёд – полный выдох (живот втягивается).



Долго дятел дуб долбит



(руки вперёд вверх),



Клювом дятел дуб долбит



(руки вниз назад):



Тук, тук, тук, тук, тук, тук



(руки вперёд, вверх),



Пауков найдёт он тут



(руки вниз назад).




«Шагают ножки»


Цель. Формирование диафрагмального дыхания.



Описание. Во время ходьбы на месте – руки вверх – вдох, опустить руки – выдох.





По ровненькой дорожке,



По ровненькой дорожке



Шагают наши ножки,



Шагают наши ножки.



По пням, по кочкам,



По камушкам, по камушкам,



В ямку – бух! (Присесть).




«Вдох - выдох»

Цель. Дифференциация носового и ротового дыхания

Описание. Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3

секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:

  1. вдох через нос – выдох через нос
  2. вдох через рот – выдох через нос
  3. вдох через рот – выдох через рот

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Как? Покажем малышам.

«Ветер дует»

Цель. Дифференциация носового и ротового дыхания

    Описание. Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко

(руки перед собой, присесть и подуть)

Я подую далеко

(руки перед собой, наклон вперёд, подуть),

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них).

«Деревце качается»

Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха.     Закрепление диафрагмального типа дыхания.

     Описание. Выполняется стоя. Наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо

(дуть, махи руками в лицо, сильная струя) –

Закачалось деревцо

(наклоны туловища вправо, влево).

Ветер тише, тише, тише

(дуть, махи руками в лицо, слабая

воздушная струя) –

Деревцо всё выше, выше

(потянуться, руки вверх).

        

 «Осенние листики»

Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.

          Описание. Выполняется стоя. В руках листики, сделанные из бумаги.

        Мы листики осенние

(руки вверх, покачивание влево – вправо)

        На веточках сидели.

        Дунул ветерок

(подуть на листочки)

        И мы полетели

(лёгкие взмахи руками),

        Мы летели, мы летели

(медленно приседать)

        И на землю тихо сели

(присесть).

«Одуванчик»

Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.

          Описание. Выполняется сидя на корточках. Раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

        Я шарик пушистый,

        Белею в поле чистом,

        А дунул ветерок –

        Остаться стебелёк.

«Снежинки»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



         Описание. Выполняется стоя. Держа в руках кусочек ваты, произвести вдох и подуть. Струя воздуха длительная и холодная.





        С неба падают зимою



        И кружатся над землёю



        Лёгкие пушинки,



        Белые снежинки.


«Пила»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



          Описание. Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедлением движения – выдох.





        Пила, пила



        Пили живей,



        Мы домик строим



        Для зверей.


«Повороты»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



          Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох.



        Боком – боком, боком – боком



        Ходит галка мимо окон.



        Ветром вся взъерошена,



        Снегом запорошена.


«Перекаты»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



         Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, подниматься на носки – вдох, опускаться на пятки – выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.





Ты носочки поднимай,



Ты носочки опускай.



Чики – чики – чикалочки!



Едет гусь на палочке,



Уточка – на дудочке,



Петушок – на будочке,



Зайчик – на тачке,



Мальчик – на собачке.


«Хлопки»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



Описание. Выполняется стоя. Руки опущены вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.



        



        С барабаном ходит ёжик,



        Целый день играет ёжик.



        С барабаном за плечами,



        Ёжик в сад забрёл случайно.


«Колёса»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



          Описание. Выполняется стоя. Руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.





Катились колёса,



Колёса, колёса,



Катились колёса,



Всё влево, всё косо.



Скатились колёса



На луг под откос,



И вот что осталось



От этих колёс.


«Зайка скачет»


Цель. Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания.



Описание. Выполняется стоя. Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, лёгкие. Дыхание свободное, темп средний.





Прыг – скок, прыг – скок,



Зайки скачут: скок – поскок



На зелёненький лужок.



Прыг – скок, прыг – скок,



Прыг – зайчонок под кусток.




«Погрей ладошки»


Цель. Развитие речевого дыхания.



Описание. Имитировать дутьё на озябшие руки, произнося при этом шёпотом: «Ф-ф-ф»





Зайка беленький сидит



(присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)



И ушами шевелит.



Зайке холодно сидеть



(встать, потирая ручки),



Надо лапочки погреть



(подуть на них).



Зайке холодно стоять.



Надо зайке поскакать



(поскакать)






        

«Жук жужжит»


Цель. Развитие речевого дыхания.



          Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «Ж-ж-ж».





Я – жук, я – жук, я здесь живу



(плавно размахивать руками),



Я всё жужжу, жужжу, жужжу



(ритмично переступать ногами).



Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-жж-ж-ж-ж



(руки рупором, произносить звуки на выдохе)




«Паровоз гудит»


Цель. Развитие речевого дыхания.



Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».





Мчится поезд во весь дух



(круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками)



Чух-чух! Чух-чух!



Паровоз гудит



(остановиться):



У-у-у-у-у-у



(погудеть)




«Петушок кричит»


Цель. Развитие речевого дыхания.



Описание. Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».





Тихо – тихо всё кругом



(сидеть на корточках),



Все уснули крепким сном.



Петушок один вскочил



(встать, руки поднять вверх),



Всех ребяток разбудил



(подняться на носки):



«Ку-ка-ре-ку-у!»



(произнести на выдохе).




«Ребята заблудились»


Цель. Развитие речевого дыхания.



Описание. Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау»





Летом Вова и Марина



В лес ходили за малиной.



Заблудились в лесу,



Закричали: «Ау-ау-ау!»




«Буква «О»


Цель. Развитие речевого дыхания.



Описание. Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.





Не под окном, а около



(руки вверх, в стороны, кругом)



Каталось «О» и охало



(дважды плавные круговые движения перед собой),



«О» охало, «О» охало



(те же движения)



Не под окном, а около



(руки в стороны, вниз).




        ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца полож...

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

Самомассаж ушной раковины для дошкольников.

Самомассаж ушной раковины - один из наиболее доступных и эффективных видов массажа, которому  легко научить  даже дошкольников....

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...