Работа с родителями
материал по теме

Шарко Елена Васильевна

 Материал для ширм-раскладушек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. Ушаков

Мне дорог Бах …

Ну как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Ещё нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века

Душе моей!

1927

           Рецепт на … музыку

Если у вас разболелась голова, вы вполне можете обойтись без таблетки анальгина. И нервный стресс можно вполне снять без успокоительных капель … Вот что по этому поводу думает лауреат премии Ленинского комсомола композитор Олег Иванов, известный вам по песням «Товарищ», «Талая вода», «Олеся», «Горький мёд» и другим.

- Ещё до того, как начал сочинять музыку, я окончил лечебный факультет Алтайского медицинского института и некоторое время работал врачом «скорой помощи». Вот почему веду разговор не только о музыке, но и о её лечебных свойствах. Давным-давно, три тысячи лет тому назад, игрой на арфе, например, лечили царя Саула от меланхолии. Бах отмечал, что в обязанности городского трубача входило успокаивать душевнобольных людей. Писательница Жорж Санд в прошлом столетии сообщала в письме к композитору Мейерберу, что она лечится музыкой от депрессии. А Гомер, если вы помните, описал, как в Трое была подавлена эпидемия с помощью музыки. Так что, как видите, она может не только приносить удовольствие, но обладает и способностью лечить.

Тем, у кого «скачет» давление, могу сказать: мажорная музыка повышает кровяное давление, а минорная, наоборот, понижает его. Если вы устали и вам хочется покоя, лучше слушать классику, к примеру, одну из сонат Бетховена. Чтобы состояние стало бодрым и энергичным, неплохо послушать музыку ритмическую, жизнеутверждающую, весёлый марш.

Музыка способна творить чудеса. Правда, кроме положительных эмоций, она может вызывать и отрицательные. Воздействуя, скажем, на подкорку головного мозга, вызвать и гнев, когда она звучит слишком громко. Не секрет, что громкая музыка разрушительно действует на слуховой аппарат. Особенно от этого страдают любители рока.

Музыка помогает сосредоточиться, ускоряет процесс мышления. Подсказывает выход из кажущегося безвыходным положения, вдохновляет на творчество, даёт силы. Ведь недаром с незапамятных времён в армии всегда были оркестранты и зачастую противники старались в первую очередь избавиться от них.

Мой совет: Обязательно посвятите хоть один вечер в неделю хорошему концерту. Можно пойти в филармонию, можно дома послушать пластинку или радиоприёмник. Конечно, я не могу вам «предписать» один-единственный музыкальный рецепт. Вы лучше знаете себя и потому сами должны решить, какая музыка и как действует на вас. В одном убеждён совершенно точно: людей, абсолютно равнодушных к музыке, нет.

     Что такое музыкальный слух?

Люди обладают неодинаковой способностью различать звуки по их высоте, громкости, тембру (окраске). Одни обладают острым слухом, у других он хуже.

Музыкальному слуху свойственно тонкое распознавание интервалов в звуковой гамме. Обладающие им люди легко различают гармонические сочетания звуков, четко воспринимают ритм, улавливают диссонансы, отличают минорное звучание аккордов от мажорного и другие оттенки.

В основе музыкального слуха лежат физиологические особенности процессов анализа звуковых сигналов и превращения их в звуковые образы  в слуховых центрах мозга. Эти особенности обычно бывают врождёнными, но проявляются и развиваются под влиянием музыкального воспитания. Известно, например, что музыканты лучше распознают и запоминают тон настройки того инструмента, на котором они играют. Способность запоминать тон или созвучия, то есть слуховая память, играют важную роль в музыкальном слухе. Хорошая слуховая память в сочетании с умением безошибочно определять высоту любого музыкального тона лежит в основе так называемого абсолютного слуха. Он тоже может развиваться и совершенствоваться тренировкой и упражнениями, занятиями музыкой. Вместе с тем абсолютный слух совсем не обязателен для музыкантов-исполнителей. Более важен он для дирижёров. Различают три формы музыкального слуха.

Внешняя – это восприятие музыки, определение высоты звуков и сравнение их с другими. Внутренней называют способность человека представлять музыку в сознании, внутренне слышать её, воспроизводя мелодию в памяти, создавая её в процессе творчества или читая ноты. Таким внутренним слухом обладают почти все люди. Он не зависит от состояния слухового аппарата и целиком определяется деятельностью центральной нервной системы, но может развиваться лишь на базе предшествовавшего прослушивания мелодии. Существование этой внутренней формы музыкального слуха даёт возможность композитору, потерявшему слух, сохранить творческую деятельность. Люди с врождённой глухотой не обладают внутренним слухом. Смешанная форма сочетает в себе две первые. В этом сочетании внешний музыкальный слух есть основа, на которой формируется внутренний, во всём многообразии возникающих ощущений и эмоций.

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия.»

Г. Свиридов.

«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь это ребёнок, отрок ли взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своём уме, носить в своей душе и слышать слухом.»

Г. Нейгауз.

«Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. То, что ЧУЖДО человеческому сердцу, не может быть источником музыкального вдохновения.

Где сердце не затронуто, - не может быть музыки.»

П. Чайковский.

           Музыка и развитие личности ребёнка.

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфическому эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и проявлений.

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребёнка. Почти каждое произведение, с которым знакомится ребёнок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей всё более ясно и устойчиво сосредотачивается на самой музыке, на её выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится – не нравится) ребёнок постепенно приходит к способности оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряжённое внимание, значит, и умственный труд, умозрение», - пишет академик Б.В. Асафьев.

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления – его эмоциональности. Музыка вырабатывает способности эмоционального, т.е. ярко окрашенного чувства мышления, которому присущи увлечённость, расположение к творческому подъёму.

Способность к эмоционально – образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребёнка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая её. Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского и т.д. Это показывает, что дети почувствовали торжественный подъём в музыке марша, что до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его даёт композитор.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память детей.

Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей очень значительна. Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребёнок, которому свойственна бодрая, весёлая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудовые поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащённой внутренней жизни ребёнка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости, любви к труду.

Если ребёнок поёт песню с удовольствием, значит, её содержание стало частицей его внутреннего мира, он ощутил и увидел красоту явлений окружающей его жизни, почувствовал в себе душевные силы, ищущие выхода в хорошем деле.

В музыкальном воспитании интеллектуальная деятельность гармонично сочетается с эмоциональными переживаниями. Благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...