Скоро в школу. Самостоятельность. В помощь родителям
статья (подготовительная группа) по теме

Ильина Наталья Васильевна

Как развить у ребёнка самостоятельнось, научить принимать решения, самостоятельно искать ответы на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу. Самостоятельность. В помощь родителям.

Никто из нас не родился самостоятельным.  Рядом с нами всегда находились взрослые, которые учили нас, как правильно поступать, и как поступать не нужно.  Подрастая, мы пытались совершать самостоятельные поступки – часто ошибаясь, но приобретая новый опыт. Он учил нас или поступать правильно, в следующий раз, или выкручиваться, чтобы не попало.  Мы можем заучивать с детьми наизусть, как поступать хорошо, а как нельзя ни в коем случае, но как только возникает та самая ситуация, всё выходит из-под контроля. Мы не можем научить детей быть нами, но можем их научить принимать правильные решения. Ведь, когда они пойдут в школу, нас с вами рядом не будет.  И чем ребёнок самостоятельнее, тем он увереннее в себе, тем легче ему адаптироваться к новой - школьной жизни.

Это не так сложно на самом деле.  Нам понадобиться немного терпения, умение держать себя под контролем и не решать за ребёнка поставленные задачи.

Начинаем с простого. Вы каждый день сталкиваетесь с мелкими бытовыми проблемами, которые проходят мимо вашего ребёнка. Вы их решаете на ходу, самостоятельно и даже не думаете, что эти мелкие проблемы можно использовать во благо воспитания.

Этап первый:

Начинаем вовлекать ребёнка в мелкие проблемы и ищем решение вместе. Для этого вы должны озвучить проблему и поделиться ею с ребёнком, добавив при этом, что вы не знаете, что делать и спросив: «Что мы будем делать?» Именно «мы» - это очень важно! Таким образом, ребёнок начинает чувствовать себя взрослее, ведь к нему обращаются на равных и спрашивают совета. Учится участвовать в жизни семьи не только в совместных развлечениях.

Какими могут быть эти простые проблемы? Например, у вас закончилась соль. Спросите у ребёнка, что делать. Вам самим будет интересно узнать, что он вам посоветует. Ребёнок может посоветовать просто «сходить в  магазин» или сложнее - «спросить у соседей». Но, это может быть и «обойдемся без соли», «давай, насыплем ещё чего-нибудь» и так далее.

Каждый день понемногу и вы не заметите, как ваш малыш станет более рассудительным и серьёзным.

Задачи можно усложнять, исходя из того, с чем может столкнуться ребёнок, когда пойдёт в школу. Например, дети часто теряют ключи. «Потеряйте» и вы свой ключ. Забудьте его на работе, пусть он провалится в подкладку пальто.  И придя с ребёнком после детского сада, не найдите у себя ключа. Что же делать? Дайте возможность высказаться сначала вашему сыну или дочери. Если варианты будут неподходящими – подайте идею «Кажется, я знаю, что делать! Позвоним папе, бабушке с дедушкой. У них есть ключи». Но, куда вы пойдете, пока приедет папа, бабушка с дедушкой? Опять спросим у ребёнка. Опять выслушаем и при необходимости подскажем варианты поведения.

С чем ещё может столкнуться ваш ребёнок? С потерей карточки-пропуска в школу, проездного (а до школы нужно ехать), с потерей денег на обед. Вспомните своё детство и попробуйте проанализировать ситуации, с которыми вы столкнулись. Обыграйте их с ребёнком.

Конечно, невозможно предусмотреть все, но в большинстве случаев ваш ребёнок не растеряется. Модель поведения у него будет уже отработана.

Этап второй:

Поручения. Этот этап тоже очень важен для воспитания самостоятельности. Поручения могут быть внутри дома – подмести, убрать, протереть, помыть. Это, как правило, нравится детям, но имеет большее отношение к трудовому воспитанию. А вот как научить ребёнка самостоятельно принять решение - подмести или помыть, это уже сложнее. Тут нам опять поможет «мы». Предложите ребёнку ситуацию, в которой вам нужна помощь, но саму помощь не озвучивайте. Как вариант: «Мне сегодня нужно многое успеть – убраться, приготовить ужин к папиному приходу, позаниматься с тобой. Чем ты мне можешь помочь?». И обязательно отметить за семейным ужином, что у вас был сегодня помощник. День за днем, ситуация за ситуацией и ребёнок уже сам начнёт предлагать свою небольшую помощь, или браться за дело не ожидая ваших просьб.

Как правило, мы с вами устаём после работы и забываем, как это важно приобщить ребёнка к семейным делам. Просто отправляем его играть, смотреть телевизор, а сами начинаем в суете браться за домашние дела. А потом, спустя несколько лет удивляемся, в какой момент наш ребёнок отбился от рук. А тут, любое дело сообща – это и общение, и тренинг самостоятельности.

От поручений внутри дома переходим к поручениям в общественных местах. Начнем с магазина, куда мы зайдём после детского сада вместе с ребёнком. Поручения: «Пока я выбираю сыр, возьми два малиновых йогурта», «Выбери три зелёных яблока и взвесь их» (покажите ребёнку заранее, как вы это делаете). Стоя у кассы, можете вспомнить, что забыли взять хлеб, который любит папа. Потом немного сложнее – вспомните, что не купили что-то уже за кассой. Дайте деньги и скажите что купить. Тут внимание следует обратить на то, что это лучше делать в небольших магазинах самообслуживания. Чтобы ребёнок был всегда на виду. Ведь главное – это безопасность наших детей.

К вопросу о безопасности. Это тоже важный момент.  Мы с вами учим детей переходить дорогу с раннего возраста. Но самостоятельно дорогу наши дети не переходят. А по пути в школу, у некоторых детей бывает нужно перейти несколько дорог.

Формируем у наших детей хорошие привычки: правильное поведение при переходе улицы, рядом с проезжей частью и во дворах, через которые проезжают машины. 
Учите ребёнка быть внимательным. Например, подходя к переходу, где нет светофора, обратите внимание на припаркованные у края дороги машины. Они самые опасные, потому что заслоняют обзор проезжей части. Обратите так же внимание, что на зелёный свет светофора, на переходе, двигаются не только пешеходы, но и поворачивающий на переходимую улицу транспорт.
Попросите ребёнка перевести Вас через дорогу, соблюдая правила. Начните с самых простых переходов. Это будет своеобразным тренингом поведения при переходе улицы. Если, хотя бы один раз в день, ребёнок проявит самостоятельность и осмотрительность при переходе улицы, то со временем это превратится в привычку. Итак, с определённого момента вы становитесь ребёнком, а ваш ребёнок – взрослым и переводит вас через все дороги по пути домой или в детский сад.

Этап третий:

Самостоятельное выполнение заданий. Хоть он и третий по порядку, но начинается раньше других. И без него, у нас есть шанс окончить школу  ещё раз. Это, конечно неплохо, во второй раз, получить полезные школьные  знания. Но лучше пусть их получит ваш ребёнок.

Здесь есть важное правило, которым нужно начать пользоваться как можно раньше. Когда ваш малыш хочет всё делать сам:

- Не делать ничего за ребёнка, что он может сделать самостоятельно.

Как бы вам ни хотелось, чтоб он быстрее съел кашу, оделся, убрал игрушки, закрасил картинку в раскраске. Конечно, бывают исключения,  когда ребёнок заболел или  очень устал.

Обязательно поощрять его действия добрыми словами. Но, не стоит хвалить его за то, что он дышит или играет. Похвала должна быть за действительные усилия.

Дети – почемучки и задают много вопросов. Среди них такие, которые не требуют ответа. Попробуйте на эти вопросы отвечать встречным вопросом: «А ты как думаешь?» Пусть ребёнок учится рассуждать и высказывать свои рассуждения вслух. Ответы на вопросы, которые требуют вашего разъяснения, попробуйте найти вместе – в энциклопедиях, интернете, опытным путем. Покажите ребёнку пути поиска ответов. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь почему, где, как…?», «Где бы нам с тобой найти ответ?»

В детском саду иногда задают творческие задания – нарисовать, найти информацию, составить рассказ по экскурсии. Очень важно, чтобы ребёнок не забывал эти задания и ответственно к ним относился. Так же впоследствии он будет относиться к домашним заданиям в школе. В силу возрастных особенностей дети, часто не придают значения заданиям.  Чтобы помочь вспомнить задание -  расспросить о том, чем занимались сегодня и что узнали нового. Как правило, воспитатели и учителя сообщают родителям о заданиях. Если ребёнок не называет задания, то предложите ему сами выполнить его и принести в садик или школу. Например: «Ты столько узнал про животных.  Попробуй нарисовать животное, которое тебе больше нравится. Ты отнесешь его в садик и покажешь детям и воспитателю». Ребёнку подготовительной группы задания формулируются более четко и слово «задание» для него становится уже привычным.

Важно, чтобы для выполнения заданий было отведено определённое время. Ни в коем случае не перед сном, когда ребёнок уже устал. И не сразу после садика. Если ребёнок будет выполнять задания в усталом состоянии, то у него очень быстро возникнет негативное отношение к выполнению заданий, даже если они будут ему интересны. Сидеть над ребёнком и контролировать каждое его действие, тоже не очень хорошо. Лучше быть рядом и заниматься своим делом: «У меня тоже есть задание. Ты будешь выполнять своё, а я своё». Если в доме есть школьники, то можно предложить ребёнку: « Маша делает уроки, а ты выполняй своё задание. А потом вы вместе будете играть».

Чаще просите у ребёнка помощи, совета, считайтесь с его мнением, давайте поручения, верьте в него и он вырастет самостоятельным и уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

помощь родителям в обучении ребенка одеваться самостоятельно

Пошаговые инструкции по формированию навыков одевания. ...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Заниматься ли до школы?"

Ребенок идет в школу. Как он будет учиться? Понравится ли ему в школе? У родителей возникает вопрос: Заниматься ли до школы? Да, конечно. Но обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому,...

Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"

Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы!  Целью проведения данного анкетирования является  выяснение психологической готовности к школе не только  будущ...

Проект развивающей среды дошкольной образовательной организации, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!»

Проект развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме "Скоро в школу!"  ...

Игровая встреча "Скоро в школу" с детьми и родителями

Методическая разработка  "Скоро в школу" с детьми и родителями детей 6 - 7 лет представленная в форме игр с целью   - сформировать психологическую готовность дошкольников 6-7 ...

Проект развивающей среды подготовительной группы, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!».

Проект развивающей среды подготовительной группы, направленной на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу!»....