Ребенку скоро пять... Или на что обратить внимание
методическая разработка (средняя группа) по теме

Черногорова Анжелина Евгеньевна

Рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvet_na_sayt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕБЕНКУ скоро пять… Или  на что обратить внимание»

Черногорова А.Е., учитель-дефектолог, педагог-психолог ГБОУ детского сада  № 2290.

Конечно, в  каждом возрасте необходимо  обращать внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

          В возрасте от 4-5 лет ребенок активно познает окружающий мир.  Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Это сенсорное развитие ребенка – рассматривание, выслушивание, ощупывание предметов. Изучение цвета, формы, величины, пространства.
         На протяжении всего дошкольного детства главной деятельностью является игра.  И через нее мы  активно развиваем ребенка. Для расширения сенсорного опыта существует огромное разнообразие игр. Предлагаем Вам несколько вариантов:

       «Чудесный мешочек»

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»

      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Взрослый показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Из каких фигур состоит машина?»

      Ребенку предлагается определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

 «Залатай коврик»  - еще одна из любимых игр у детей

      Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

Часто мы недооцениваем значение таких простых игрушек, как пирамидка, матрешка, кубики.  И случается так, что ребенок, собирая пазлы, не может действовать  простыми кубиками, в которых необходимо сложить картинку из 4 и 6 частей.

«Пирамидки»

      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

      «Матрешки»

      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

      «В какую коробку?» ( различие по величине)

  Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

      «Дальше — ближе» ( восприятие пространства)

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

      «Какого цвета предмет?»

      Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

«Уточним цвет предмета»

     Взрослый  предлагает  два растения, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

          

В среднем дошкольном  возрасте  необходимо развивать  такой важный психический процесс, как внимание. Когда мы говори о внимании, то подразумеваем сосредоточенность, углубленность в деятельность.

Игры, которые можно предложить ребенку:

Игра «Чья тень?» - ребенок сопоставляет цветную картинку и ее тень – силуэтное изображение

«Чем отличаются картинки?», другое название «Найди отличия», когда нужно внимательно посмотреть на похожие картинки и найти отличные детали на них.

 «Нади парную картинку», когда  ребенок находит такую же, как предложенную ему картинку из 10 других, лежащих на столе.

Развитие памяти  - еще один важный  компонент в развитии познавательной деятельности дошкольника.   

               Многие взрослые считают, что хорошая память дана ребенку от рождения. Но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Механическое зазубривание стихов и песен малопродуктивно для детей.

Можно ребенку предложить такую игру: «Давай построим!» - Образец постройки дается ребенку на 1-2 минуты. Потом предлагается по памяти воспроизвести ее из своих кубиков. Можно дать образец на бумаге, а детей просить выполнить задание из кубиков или других объемных фигур.

          Слуховую память можно развивать такими заданиями, как, например: «Запомни и повтори!» Взрослый стучит карандашом  определенное число раз и просит ребенка воспроизвести услышанное. Ребенок, в свою очередь, может дать задание взрослому.

  «Что изменилось?» - когда взрослый выкладывает перед ребенком 4-5 любых игрушек, просит их назвать, а потом просит малыша закрыть глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку,  или меняет какие-то из них  местами.  Малыш, открыв глаза, угадывает, что теперь не так.

Развитие воображения.  Воображение строится на умении видеть в каждом предмете разные стороны; не только фантазировать, но и направлять свою фантазию на решение разных задач.  Развитию воображения способствует загадывание загадок, составление картинок из нескольких фрагментов. Дети любят игру «На что похоже?», когда им предлагается нарисованная взрослым абстрактная фигура, похожая на какой-то предмет, например, как вариант – силуэт груши. Ребенок может сказать, что это похоже на грушу, на лампочку, на матрешку и т.д. По этому же принципу строится игра «Дорисуй картинку».

            Практически во всех играх, изложенных выше дети встречаются с игровыми действиями, в которых активно используются и речь, и мышление. Эти два процесса неразрывно связаны. Ребенка ожидает сложная и многоплановая жизнь, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов. Поэтому главное для ребенка -  быть активным, любознательным и самостоятельным, иметь развитое мышление и речь. Давайте вашему ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.

          Игры на развитие мышления и речи: « Кто что любит?» - в одном наборе карточек – животные, в другом – что этот зверь может есть. «Положи картинки на свое место» . Взрослый предлагает ребенку картинки с изображением любых  знакомых мест ( игровой уголок, обеденный стол, шкаф и др.) и картинки, которые можно разложить к предлагаемым. Можно обойтись и без картинок, а просто предложить побеседовать: «Какие предметы или что может храниться в холодильнике, шкафу, тумбочке?»

Игра «Домик и флажок». Вам понадобятся счетные палочки или карандаши ( 6 штук) Из шести палочек ребенок, по образцу взрослого составляет домик, а затем вместе о взрослым пытается превратить его во флажок.

«Назови одним словом». Можно с картинками, а можно и без них. Взрослый называет несколько слов:лиса, заяц, медведь, волк – это… ( животные).  Кровать, стол, стул, шкаф – это… ( мебель).Шапка, юбка, платье, шорты – это… ( одежда) и т.д.

«Покажи, что не подходит» - по типу игры «четвертый лишний». Когда предлагаются три картинки или предмета, сходные по существенным признакам, а один отличается. Например, банан, мандарин, яблоко и любая  игрушка. Ребенок сначала может не понять смысл игры. Вы объясняете, что все это – фрукты и одна игрушка. Она не подходит!

Развитие мелкой моторики. В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь  хорошо развитую тонкую моторику. Развитие точности движений руки будет способствовать подготовке детской  руки к овладению  письмом.

                 Виды упражнений для развития мелкой моторики:

1. Нанизывание.

2. Проталкивание мелких предметов в отверстия. Закрывание отверстий.

3. Занятия с кубиками

4.Раскручивание и закручивание.

5. Игры с мозаикой.                    

           Но, чем бы Вы не занимались, в какие бы игр не играли, самое главное – не акцентировать внимания на недостатках ребенка, лучше отмечать его достижения, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок не говорит, обратите внимание:

Не доминирует ли в развитии ребенка левая рука или нога (левши начинают говорить чуть позже ровесников).А может, Вы слишком мало общаетесь со своим малышом, привыкли все делать молча, и ребенок просто...

Готовность ребенка к школе. На что следует обратить внимание родителям.

Готовность ребенка к школе. На что следует обратить внимание родителям. Готовность ребёнка к обучению в школе включает в себя несколько очень важных компонента. Во-первых, и это самое ...

Рекомендация родителям "Тревожные признаки состояния глаз ребенка, на которые необходимо обратить внимание родителям"

В рекомендации описаны признаки состояния глаз ребенка, на которые стоит обратить внимание родителям....

На что нужно обратить внимание при чтении художественной литературы с ребенком

Советы родителям дошкольников «На что нужно обратить внимание при чтении художественной литературы с ребенком»...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе, какие аспекты нужно проверить и на что обратить внимание? Есть ли время помочь малышу, можно ли успеть подготовить к школьному обучению за летний период? Какие пособия использовать?

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда нужно снова поступать первый раз в первый класс. И это всегда волнительно. В настоящее время программа начальной школы очень сложная, т...