Лечимся играя
материал по теме

Денисова Ирина Владимировна

Стендовая информация для родителей о пользе двигательных лечебно-профилактических игр, которые не только помогают бороться с болезнями, но и способствуют физическому и умственному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lechimsya_igraya.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЛ

ЛЕЧИМСЯ ИГРАЯ

                Когда ребёнок заболевает, мамы и папы, бабушки и дедушки всеми силами стараются ему помочь: обследуют у лучших специалистов, достают наиболее эффективные лекарства, стараются обеспечить покой, правильный режим и хорошее питание. Это всё правильно и нужно.

        Кроме этого, мы предлагаем использовать наработки одной из областей медицины – лечебно-профилактической физкультуры (первопроходцем в этом деле по праву считают В. Дикуля). С её помощью многие люди смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугами. Они смогли научиться правильно двигаться и дышать путём многократных повторений упражнений.

        Казалось бы, всё ясно: значит, нужно подобрать упражнения – и выздоровление ребёнка не за горами. Однако психика ребёнка устроена так, что его практически невозможно насильно заставить выполнить какие-либо упражнения, даже самые расчудесные. Ребёнок будет выполнять их только при одном условии: ему должно быть интересно, движение должно ему нравиться. Поэтому мы подобрали упражнения-игры. Они помогут вашему ребёнку окрепнуть и предупредят возникновение новых заболеваний. Именно радость, именно эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, необходимы растущему организму. Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

        Стоит добавить, что лечебно-профилактические игры не только помогают бороться с болезнями, но и способствуют физическому и умственному развитию детей, формированию необходимых навыков движения, хорошей координации и меткости.

        Во время игры часто возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей. Непринуждённая, весёлая атмосфера не даёт ребёнку «уйти» в болезнь и позволяет родителям проявить к нему больше внимания. При этом идёт общение детей и родителей и все заряжаются чувствами любви и радости. Разве это не счастье?

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР

  1. Следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при регулярных занятиях, проводимых довольно длительное время (не менее 3-4 месяцев по 2-3 раза в день).
  2. Во время болезни ребёнка стоит выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы не возникало желание двигаться побыстрее (это может привести к перегрузке!), можно попросить ребёнка выполнять движения как можно красивее или как можно точнее соблюдать правила игры.
  3. Лёгкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия.
  4. Внимание детей дошкольного, особенно раннего возраста, крайне неустойчиво. Поэтому продолжительность занятия невелика: у малышей 5 минут с постепенным увеличением до 10-15 минут; у  старших дошкольников – 15-30 минут при условии переключения с одной игры на другую и с перерывами на отдых, с дополнением игры музыкальным сопровождением и пением.
  5. Комбинируйте упражнения, сочетайте их таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры, которые необходимы при нарушении обмена веществ, можно чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание.
  6.  Величину нагрузки необходимо распределять правильно: для вводной и заключительной частей подбирают лёгкие игры с наименьшей психофизиологической нагрузкой, для основной – требующие большего напряжения.
  7. Используйте яркие, нарядные игрушки.
  8. Говорите с ребёнком особым, интригующим голосом.
  9. К проведению игр время от времени лучше подключать и других детей, чтобы ребёнок не заскучал. Поэтому договоритесь с другими родителями и проводите лечебные игры с вашими детьми по очереди.
  10. Дети могут забывать и путать правила – это нормально. Перед началом игры постарайтесь понятно разъяснить ребёнку её правила, попросите его показать необходимые движения, а потом в ходе игры корректируйте правильность выполнения задания.
  11. Показателями успешно проходящего лечения является частота пульса (она возрастает приблизительно на 20%) и дыхания (она увеличивается на 2-3 дыхательных цикла). Если признаки выздоровления налицо (подтвердить это обязательно должен врач!), то нагрузку во время игр можно несколько увеличить. Если же во время занятий ребёнок переутомляется, то нагрузку необходимо снизить. Для справки. Частота пульса у ребёнка в норме (кол-во ударов в мин): в 2 года -111-115, в 3 года – 105-110, в 4 года – 100-105, в 5 лет – 98-100. Частота дыхания в норме (кол-во циклов вдох-выдох): 1-3 года – 28-35, в 4-5 лет – 24-26.

ИГРЫ ПОСЛЕ

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 

АУ! АУ!

Цель игры: развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве, сообразительности, воспитание ловкости, инициативности, тренировка работы органов зрения и слуха.

Ход игры

         Лучше, если будут играть несколько детей. При помощи считалки выберите ребёнка, который должен спрятаться. Естественно, другие дети не должны видеть, какое место для укрытия отыскал ребёнок. Потом играющие отправляются на поиски пропавшего товарища, а взрослый в это время читает стихи:

                                        Ау! Ау!

                                        Где сижу я иль стою?

                                        Может, в тёмном шкафу?

                                        Может, лёг я под софу?

                                        Может, в уголке сижу?

                                        Отгадайте, я подожду.

Спрятавшийся малыш во время поиска должен время от времени говорить: «Ау! Ау!» После того, как ребёнка обнаружат, прячется тот, кто его нашёл. Игру повторяют 3-4 раза.

ПОЙМАЙ МЯЧИК!

Цель игры: развитие быстроты реакции, координации движений кистей рук и пальцев, увеличение амплитуды движений в суставах рук  и пальцев.

Что надо для игры: доска, стул, мячик.

Ход игры. Сначала поставьте доску на стул так, как на

картинке. Потом покажите, как мяч катится с горки

и поймайте его. Затем один из участников игры спус-

кает с горки мяч, а другой – ловит его внизу.

        Потом игроки меняются ролями.

МИШКА ПЛЯШЕТ

Цель игры: развитие координации  чувства ритма, формирование правильной осанки и тренировка вестибулярного аппарата.

Что надо для игры: мягкий мишка, музыкальное сопровождение

Ход игры.  Расскажите ребёнку стишок: Мишка косолапый весело живёт,

                                                        Каждый день он пляшет, песенки поёт.

Потом покажите, как пляшет игрушечный мишка, а ребёнок пусть повторяет его движения. Затем можно потанцевать в паре родитель-ребёнок.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета, поднятие настроения.

Что надо для игры: флажки разных цветов, жетоны таких цветов, стулья.

Ход игры.  Прикрепите флажки к стульям, которые расставьте в разных местах комнаты. Каждому игроку вручите по жетону. После команды «Дети идут гулять!» дети расходятся по комнате. По команде «Найди свой цвет!» дети должны встать возле стула с флажком такого же цвета, что и их жетон.

ИГРЫ ПРИ РИНИТЕ, РИНОФАРИНГИТЕ, ГАЙМОРИТЕ, АДЕНОИДАХ,

ХРОНИЧЕСКОМ БРОНХИТЕ

ПАСТУШОК

Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Что надо для игры: рожок или дудочка

Ход игры.  Попросите ребёнка как можно громче подуть в рожок или дудочку, чтобы все коровы, находящиеся на лугу, его могли услышать и прийти на зов. Но прежде покажите, как это можно сделать: сначала вдохните воздух через нос и потом резко выдохните в дудочку. Если в игре участвует несколько детей, побеждает тот, кто сможет продудеть громче всех.

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

Цель игры: тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху, укрепление мышц лица.  

Что надо для игры: две вертушки (или воздушные шарики), стул.

Ход игры.  Расскажите детям: «Собрались как-то ветры со всех концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили они соревнование: какой ветер дует сильнее всех?»

        Затем сформируйте из детей пары (или в паре родитель-ребёнок) и покажите, как нужно правильно дуть: воздух вдыхать через нос, а потом резко выдыхать через рот. Каждый игрок дует только на свою вертушку, и чья будет крутиться дольше, тот и победитель. Если играете с шарами, то сначала их подвешивают (например, к стульям), а потом каждый игрок дует на свой шарик. Чей шарик отлетит выше, тот и победил. Всем игрокам дают по три попытки. Победителя усаживают на трон (стул) и аплодируют ему.

БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху.

Что надо для игры: стакан, наполненный на треть водой, соломинка, фанты (жетоны, фантики).

Ход игры.  Игра проводится за столом. Перед каждым игроком – стакан с водой, а радом по соломинке (трубочке для коктейля). Покажите, как надо действовать. Опустите соломинку в стакан, глубоко вдохните через нос и сделайте глубокий длинный выдох через соломинку – вода должна булькать долго. Затем каждый из игроков по очереди порепетирует. Затем по сигналу взрослого дети делают глубокий вдох и состязание начинается. Тот, у кого бурление воды длилось дольше всех, получает награду – фант.

СОВУШКИ

Цель игры: развитие координации движений рук с движением грудной клетки, обучение углублённому выдоху.

Ход игры.  Игроки садятся перед ведущим. После того, как вы скажете «День», они должны медленно повернуть головы сначала влево, потом вправо. После того, как вы скажете «Ночь», они должны посмотреть перед собой и взмахнуть руками, как крыльями. Опуская руки вниз, игроки на выдохе протяжно, без напряжения произносят: «У-у-ф-ф-ф!»

        Игру повторяют 3-4 раза.

ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ

Цель игры: тренировка носового дыхания, умения смыкать губы при выполнении движений, развитие координации движений.

Что надо для игры: два стула, листы бумаги, несколько аленьких игрушек для каждого игрока.

Ход игры.  Расскажите, что хомячки носят запасы еды за щёчками, отчего их щёчки кажутся надутыми. Затем предложите детям изобразить запасливых хомячков, которые должны перенести таким образом зерно через болото: игроки будут передвигаться с надутыми щеками. Установите границы болота – поставьте в разных концах комнаты два стула. Между стульями положите несколько листов бумаги – это будут «кочки», по которым и должны проходить зверьки.

        Каждому хомячку дают по маленькой игрушке и просят надуть щёки. Вот в таком виде и с такой ношей игроки переходят на другую сторону болота строго по кочкам. Преодолев маршрут, они оставляют свои игрушки на стуле, хлопают себя по щекам (щёки сдуваются) и возвращаются обратно, тоже по кочкам.

        Затем хомячки начинают свой путь снова. И так до тех пор, пока каждый из них не перенесёт свои игрушки.

ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ?

Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Что надо для игры: стол, два теннисных шарика, два кубика (таких же цветов, что и шарики), ленточка.

Ход игры.  Игра проводится в парах. Каждый из игроков получает по шарику от пинг-понга. На столе разложите ленту и положите на неё шарики.

        По сигналу взрослого каждый из двух игроков, должен сделать вдох через нос, и потом сильно подуть на шарик. Там, где шарик остановится, кладут кубик или пуговицу соответствующего цвета. Побеждает тот участник игры, чей шарик за три попытки укатится дальше.

МЫШКА И МИШКА

Цель игры: формирование глубокого ритмичного дыхания, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Что надо для игры: игрушки – мышка и медвежонок

Ход игры.  Расскажите историю про большого медвежонка и маленькую мышку. А во время рассказа показывайте движения. Ребёнок повторяет их за вами.

Какой большой у мишки дом!

Чтоб поместился мишка в нём.

Выпрямиться, встать на мыски, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох

У мышки домик маленький,

Лишь для неё, удаленькой.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову и на выдохе произнести «Ш-ш-ш»

Любит мишка ходить к мышке

Походить по комнате

Нет, совсем наоборот:

Он же к ней не попадёт!

Мышка ходит в гости к мишке.

Походить по комнате

Рассказ с движениями повторяют 4-6 раз

ИГРЫ ПРИ ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ

ДИСТОНИИ

ГИПЕРТОНИЧЕСКОГО ТИПА

ЛАДУШКИ

Цель игры: развитие координации движений, навыка действовать по команде, увеличение амплитуды движений в суставах рук и кистей, развитие слуха.

Ход игры.  Покажите ребёнку, как нужно делать хлопки. Попросите его повторить ваши действия. Затем по вашей команде он сам должен похлопать в ладоши в положении стоя:

  1. сначала – перед собой;
  1. потом – над головой;
  2. затем – у себя за спиной.

А также ребёнок должен сделать хлопки:

  1. сидя на корточках;
  2. лёжа на спине;
  3. лёжа на животе.

         Взрослый задаёт темп движениям, приговаривая: «Ладушки, ладушки! Хлоп, хлоп!»

УГАДАЙ, КТО ПРИШЁЛ

Цель игры: развитие координации движений, обучение умению наблюдать и имитировать движения.

Ход игры.  Игроки рассаживаются полукругом. Взрослый рассказывает им о том, как по-разному движутся животные. Свой рассказ сопровождает показом движений животных. Затем дети сами должны изобразить известных им животных, при этом другие угадывают, кто же к ним пожаловал в гости.

        Наиболее удачное подражание животным повторяют все играющие.

ЖУРАВЛИ И ЛЯГУШКИ

Цель игры: развитие ловкости, умения сохранять равновесие, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц.

Ход игры.  Игроки делятся на «журавлей» и «лягушек». «Журавли» передвигаются на одной ноге (ногу можно менять), «лягушки» - на четвереньках. На полу при помощи одеяла или кусочка мела выделите границу «болота», в котором лягушки спасаются от опасности. Журавли стараются поймать лягушек, а те – поскорее спрятаться в болоте.

        Потом игроки меняются ролями.

ВНИЗ ГОЛОВОЙ

Цель игры: развитие ловкости, чувства равновесия, координации движений, улучшение функций вестибулярного аппарата, поднятие настроения.

Ход игры.  Встаньте лицом к ребёнку. Он должен подпрыгнуть и обвить руками и ногами вашу талию. Поддержите его за предплечья!

        Затем ребёнок должен прогнуться назад, почти касаясь головой пола. Прижмите его к себе!

        Когда ребёнок освоится в этом положении, он должен отпустить руки. Придерживайте его под спину!

        После чего выпрямитесь и немного покружитесь с ребёнком – сначала вправо, потом влево.

ИГРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ, АСТМАТИЧЕСКОМ БРОНХИТЕ

КУРОЧКА

Цель игры:  укрепление мышечного корсета позвоночника, формирование правильного дыхания, развитие устойчивого внимания, выдержки, формирование правильной осанки.

Ход игры.  Ребёнок изображает курочку: стоит прямо, потом наклоняется, опускает голову, руки-«крылья" свободно свесить. При этом на выдохе «курочка» говорит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, и потом выпрямляется. Затем ребёнок на вдохе поднимает руки вверх. Упражнение повторяют 3-5 раз.

        Выполняйте движения вместе с ребёнком.

КОСАРИ

Цель игры: развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры.  Предложите ребёнку покосить траву. Но прежде покажите, как должен стоять косарь, готовый к работе: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребёнок должен принять такую же позу.

        Потом взрослый читает стихи, а ребёнок повторяет за ним его действия в такт стихам. При произнесении «зу» вместе с ним делайте мах в сторону (влево – на выдохе, затем - шаг вперёд, вправо – на вдохе).

Зу-зу, зу-зу,                                        Зу-зу, зу-зу,

Косим травушку-траву.                        Вместе быстро,

                                                Очень чисто

Зу-зу, зу-зу,

Раз – влево махну.                                Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу,                                        Зу-зу, зу-зу!

Два – вправо махну                        Зу-зу, зу-зу!

        После завершения стиха (и работы!) встряхните расслабленными руками. Игру повторите 3-4 раза.

ПОЕЗД С АРБУЗАМИ

Цель игры: улучшение глубины и ритма дыхания, укрепление мышц рук, плечевого пояса, грудной клетки, развитие координации движений, обучение умению согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Что надо для игры: 3-4 мяча разной величины, коврик.

Ход игры.  Игроки садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом (рядом с ним – мячи). Ведущий бросает один из мячей кому-либо из детей и говорит при этом: «Начать погрузку!». Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Когда он возвращается к игроку, с которого началось движение мяча по кругу (а мяч может пройти несколько кругов), он кидает его ведущему.

        Далее дети изображают движение поезда, произнося «ту-ту, ту-ту». При этом они делают круговые движения согнутыми в локтях руками.

        Через 2-3 минуты поезд прибывает к станции назначения и останавливается. Дети говорят на выдохе: «Ш-ш-ш-ш!».

        После этого начинается выгрузка арбузов из вагона: играющие выполняют те же движения, что и при погрузке. Следите за осанкой игроков!

 ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

КАЧ-КАЧ

Цель игры: укрепление связок и мышц стоп, увеличение амплитуды движений         в голеностопных суставах и суставах стоп, а также пальцев ног.

Ход игры.  Ребёнок ложится или садится на пол, вытягивает ноги. По команде взрослого «Вправо!», «Влево!», «Вверх!», «Вниз!» ребёнок поворачивает, сгибает или разгибает ступни (без помощи рук). Во время выполнения движений приговаривайте «Кач, кач, кач!»

ПО-ТУРЕЦКИ МЫ СИДЕЛИ

Цель игры: укрепление связок и мышц стоп.

Ход игры.  Покажите ребёнку, как сложить ноги для того, чтобы сесть по-турецки. Потом поднесите к подбородку сцепленные в замок кисти рук, обопритесь о них подбородком и покачайте головой из стороны в сторону, напевая:

                                        По-турецки мы сидели,

                                        Пили чай, конфеты ели.

                                        Пили, пили, ели, ели,

                                        Еле-еле досидели.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ

Цель игры: укрепление связок и мышц стоп,  развитие ловкости, координации движений, обучение умению прыгать.

ДОНЕСИ, НЕ УРОНИ!

Цель игры: укрепление связок и мышц стоп, развитие ловкости.

Что надо для игры: несколько стульев (по числу играющих), одинаковые простынки или платки сто стороной 50-80 см (по числу игроков).

Ход игры.  Игроки должны сесть на стулья и разуться, снять носки. Под ногами у каждого – простынка. По сигналу ведущего игроки должны захватить пальцами одной ноги простынку и, ни разу не уронив её, доставить любым способом (например, проскакать на одной ноге или проползти на четвереньках) в противоположный конец комнаты. Потом то же самое надо проделать с помощью другой ноги. Выигрывает тот, кто выполнил задание быстрее, естественно, не уронив простынки.

СЛОЖИ ПЛАТОЧЕК

Цель игры: укрепление связок и мышц стоп.

Что надо для игры: одинаковые платочки (с длиной стороны 50-80 см) или куски ткани, стулья.

Ход игры.  Игроки садятся на стулья и полностью разуваются. Под правую ступню каждого положите по развёрнутому платочку. По вашему сигналу участники состязания должны начать пальцами правой ноги складывать платочек: уголки к центру. Затем то же самое делается левой ногой. Игроки, быстрее и качественнее выполнившие эту задачу соревнуются между собой, пока не определится главный победитель.

        Эти и многие другие игры и упражнения более подробно изложены в книге А.С. Галанова «Развивающие игры для малышей». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лечим глазки играя"

Консультация для родителей....

Буклет "Лечимся играя"- в помощь родителям

Подборка упражнений  на дыхание , развитие моторики для детей 5-7 лет...

Лечимся, играя!

Если ребенок заболел. Лечимся, играя! Памятка для родителей....

Мастер – класс «Лечимся играя»

Мастер класс с комплексом дыхательных упражнений для профилактики простудных заболеваний.  Предназначен как для родителей так и педагогов ДОУ....

Осторожно, Hallux valgus! Лечить или не лечить?

Консультация для родителей....

Проект "Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей"

проект «Маршрут успеха» Номинация «Играя в профессии, я выбираю свое будущее».  Проект...

Фотоотчёт по проекту «Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей»

Фотоотчёт по проекту «Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей»...