Памятка родителю «особенного» ребенка.
материал на тему

Орлик Екатерина Сергеевна

 

В каждой группе детского сада, в каждом дворе и на любой детской игровой площадке есть ребенок, который сразу обращает на себя внимание. Он самый шумный, заводной, неугомонный и у его родителей довольно усталый вид. Вы и есть этот усталый родитель «трудного» ребенка?  Ничего страшного, давайте перестанем называть его «трудным», а назовем «особенным», ведь такое поведение – именно проявление его индивидуально-психологических особенностей. А с этим можно справиться, выполняя некоторые рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_roditelyu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка родителю «особенного» ребенка.

В каждой группе детского сада, в каждом дворе и на любой детской игровой площадке есть ребенок, который сразу обращает на себя внимание. Он самый шумный, заводной, неугомонный и у его родителей довольно усталый вид. Вы и есть этот усталый родитель «трудного» ребенка?  Ничего страшного, давайте перестанем называть его «трудным», а назовем «особенным», ведь такое поведение – именно проявление его индивидуально-психологических особенностей. А с этим можно справиться, выполняя некоторые рекомендации.

  1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку: хвалите его, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах. Если возникает необходимость критиковать или ругать ребенка, делайте это конструктивно: критикуйте поступок ребенка, а не самого ребенка.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Это невротизирует ребенка. Однако запреты необходимы. По большому счету нельзя то, что причиняет вред (психологический или физический) самому человеку или его окружению. Все остальное - можно. К счастью, мир не делится только на "черное" и "белое". Существует прием четырех цветовых зонн поведения ребенка.

Зеленая зона - все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить и т. д.

Желтая зона - в нее входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила.

Например: можно шлепать по лужам, но в резиновых сапогах, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.

Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Если ребенок понимает смысл ограничений и принимает их без конфликтов, то со временем эти ограничения становятся его собственными, запрет со стороны взрослого превращается в самозапрет.

Оранжевая зона включает такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.

Например: в Новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного. Или ребенок напуган страшным сном и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Эти исключения, если они действительно редки и оправданы, только подтверждают правила.

Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические "нельзя", из которых не делается исключений.

Обычно они связаны с причинением вреда (физического, морального) себе или другим. Например: нельзя играть с огнем, обижать тех, кто слабее, перебегать дорогу в неположенном месте.

Список этот "взрослеет" вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

  1.  Избегайте шумных праздников и мероприятий.
  2.  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и оценить качество выполнения.
  3.  Для подкрепления устных инструкций (они не должны быть более 10 слов) используйте зрительные подкрепления (мимику и жестикуляцию)
  4. Общайтесь с ребенком так, чтобы он не чувствовал, что он «особенный» и что к нему используют «особый» подход.
  5. Перед сном лучше организовать спокойную деятельность ребенка. Беготня, шумные игры или другие шумные и слишком активные занятия приведут к тому, что ребенок не уснет.
  6. Избегайте больших скоплений людей (рынков, больших торговых центров, «народных гуляний»).
  7. Придерживайтесь дома четкого распорядка дня. Время приема пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8.  Оберегайте ребенка от переутомления. Это снижает самоконтроль и приводит к нарастанию гиперактивности.
  9.  Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис. Нежелательны агрессивные и командные виды спорта).
  10.  Говорите с ребенком сдержано, спокойно, мягко. Окрики и повышенный тон еще больше растормаживают ребенка и приводят к нарастанию гиперактивности.
  11.  Поощряйте выполнение ребенком видов деятельности, требующих концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание).
  12.  В воспитании ребенка все взрослые должны придерживаться одной и той же стратегии. Недопустимо предъявлять к ребенку разные требования и все время их менять. Ребенок должен чувствовать стабильность и надежность своего мира.
  13.  В конце дня обсуждайте с ребенком его достижения.

Если Вы проявите должное терпение и настойчивость и эти рекомендации смогут перерасти в привычку, Вы сами заметите, как переменится Ваш ребенок и обнаружите, что его особенности приносят не только перевозбужденность и проблемы поведения, но и живой острый ум и замечательные способности к творчеству.

Список использованной литературы:

1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей - Памятка родителю от ребенка

Памятка родителю от ребенка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7320335","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"299"}}]]...

Консультация для родителей "Памятка родителям от ребенка"

  Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой....

Памятка родителям "особенного ребенка"

Советы родителям детей с ОВЗ о взаимодействие со специалистами, осуществляющими сопровождение ребенка...

Памятка родителя. Особенности развития детей. Что должен уметь ребенок в 4-5 лет?

Особенности развития детей.  Что должен уметь ребенок в 4-5 лет? Цели и задачи взрослых....

Памятка родителям особенного ребенка по безопасности на улице

Памятка родителям особенного ребенка по безопасности на улице...