«Развитие нравственно-трудового воспитания у детей дошкольного возраста»
план-конспект урока по теме

Линькова Светлана Ивановна

консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ центр развития ребенка- детский сад №4 «Золотая рыбка»

Консультации для родителей

На тему:

 «Развитие нравственно-трудового воспитания у детей дошкольного возраста»

                                                                                     Составила:

       Воспитатель Линькова С.И.    

Пушкино, 2010-201год.

     Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств

     Иногда ошибочно считают что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, беседуя с дошкольными работниками, мы постоянно сталкиваемся с факторами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу детей.

     Если ребенок не умеет трудиться ( поставить трудовую задачу, найти способ ее достижения, добиться намеченной цели), то как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научит его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.

    Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью, задачей. ( Надо было вымыть игрушечную посуду, постирать кукольное белье). Полученный результат ( посуда чистая, белье выстирано)дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.

 2 младшая группа

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (ПДД)

БЛОК: «Работа с детьми»

Содержание

Срок

Ответственный

Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход)

  1. Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения.
  2. Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.
  3. Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».
  4. Занятие по изодеятельности «Улицы нашего города» - коллективная работа (конструирование из бросового материала, рисование, аппликация).

Сентябрь

Воспитатели

Тема: «Знакомство с улицей» (история улиц Наб. Челнов, организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов)

  1. Вторая целевая прогулка, рассказ воспитателя об организации движения.
  2. Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад
  3. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
  4. Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица».

Октябрь

Воспитатели

Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток)»

  1. Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.
  2. Конструирование из бумаги «Светофор»
  3. Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре – зеленый».
  4. Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др.

Ноябрь

Воспитатели
Муз. руковод.
Инстр. по физ.

Тема: «Мы – пешеходы».

  1. Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог).
  2. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
  4. Кукольный спектакль «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения».

Декабрь

Ст. воспитатель
Воспитатели
Муз. руковод.

Тема: «Мы – пассажиры»

  1. Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»
  2. Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
  3. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
  4. КВН «Юные пешеходы».

Январь

Воспитатели

Тема: «Где можно играть»

  1. Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.
  2. Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по серии картин «Улицы нашего города».
  3. Рисование на тему «Где можно играть».
  4. Музыкальное развлечение «В страну Светофорию».

Февраль

Воспитатели
Муз. руковод.

Тема: «Будущие водители»

  1. Знакомство с дорожными знаками
  2. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
  3. Выставка детских работ «В стране Светофории».
  4. Чтение художественной литературы.

Март

Воспитатели

Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения»

  1. Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Улица».
  3. Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения».
  4. Литературный калейдоскоп «Красный, желтый, зеленый».

Апрель

Воспитатели,
Муз. руководитель,
Инструктор по физическому воспитанию.

Праздник на улице (с приглашением родителей, инспектора ГИБДД) «Посвящение в юные инспектора движения города Набережные Челны».

Май

Ст. воспитатель
Муз. руковод.

ГОУ Педагогическая академия после дипломного образования кафедра дошкольного образования

Самостоятельная работа № 3

По теме: «Единство работы в ДОУ и семьи» по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

                                                                                                    Выполнила слушательница:

                                                                              Линькова С.И.

                                                                                                       МБДОУ «Золотая рыбка № 4»

                                                                       г. Пушкино

2012 г

Работа с родителями

Особое внимание уделяли укреплению связей с родителями.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

План  совместной деятельности родителей и детей по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Работа с детьми

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

1.Педагогическое наблюдение по разделу

«Ребёнок входит в мир социальных отношений»




1.Анкетирование

2.Сбор информации о детях, родителях

3.Подведение итогов анкетирования.

4. Знакомство  с планом мероприятий «С чего начинается Родина?» 5.Памятка: «Семь правил мудрого родителя»


        

ОКТЯБРЬ

1.Презентация центров.

2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня.

3. Режиссерская игра «Мы журналисты»

4.Беседы:

-«Кто такой корреспондент?»

 «Чем богат наш край»,

5.Чтение произведений. «Солнечный букет» В.Морковкина.

6.Акция: «День добрых дел», «Поздравь пожилого человека».

7. Презентация «Генеалогическое древо семьи»

1.Участие в оформлении развивающей среды.

 2. Консультация

«Чем занять ребёнка дома»

3.  Папка – передвижка «Учим вместе с детьми»

5. Чтение с детьми рассказов, стихов о стране, природе, дружбе.






НОЯБРЬ

1.Беседы: «Наш район и жители»,  «Как правильно  познакомиться с главой нашего города?», «Наши  достопримечательности».

2.Целевые прогулки, экскурсии:

По  улице :

«Администрация города»,

«Школа»

3.Рассматривание:

Буклет «Наш район.

4.Чтение художественной литературы

6.Презентаци рисунков: «Любимый край»

1.Участие в подборке материала в «центры активности».

2.Составление генеалогического древа семьи.

3.Оказание помощи в составлении семейного древа.

4. Консультация: «Формирование  «образа семьи» у старших дошкольников».



 




ДЕКАБРЬ

1.Беседа:

«Я живу в городе Пушкино»,

«Наша Родина Россия».

2. Викторина «Знаешь ли ты город, в котором живёшь»

3. Экскурсии по городу.

5.Акция: «Спасти и сохранить»

6.Презентация коллективного рассказа и коллажа «Мой любимый город »




1.Памятка для родителей: Права ребёнка на игру в семье.

2.Помощь в оформлении снежного городка.

ЯНВАРЬ

1.Беседа «Наше государство – Российская Федерация».

2.Занятие-исследование «Двуглавый орел и всадник».

3. Рассматривание альбома «Государственная символика».

4.Чтение: А.Лопатина «Начало мудрости» (любовь к Родине).

5.Аппликация «Флаги разных стран»

6.Акция: «Покормим птиц зимой»

1.Консультация «Корни нравственности»

2.Участие в родительской гостиной: «Город, ставший судьбой».

3. Памятка «Государственная символика»

ФЕВРАЛЬ

1.Беседа: «Тот герой, кто за Родину горой»

Рассматривание иллюстраций

2.Экскурсия в музей.

3.Составление рассказов по иллюстрациям «Защитники отечества»

4.Составление коллективного письма

 «Письмо солдатам»

4.Выставка рисунков по теме: «Наша армия родная».

5.Экскурсии:

- к памятнику солдата,

 -опорному пункту милиции.

6.Пополнение альбомов: «Солдаты Российской армии», «Рода войск»

7.Оформление мини-музея «Защитим Отечества»

8.Участие в акции: «Посылка солдату».

10.Чтение книг «Стихи о Советской армии», «Шёл по улице солдат» С. Баруздина

Творческая игра: «Моряки», «Военные», «Пограничники»,

1.Помощь в оформлении мини – музея.

2.Пополнение альбома фото: «Солдаты Российской армии»

3.Участие в Акции: «Посылка солдату»

5.Оказание помощи детям в оформлении рисунков: «Наша Армия родная»

6.Памятка: «Что  делает мужчину хорошим отцом»

7.Консультация: «Роль отца в воспитании ребёнка».

8.Памятка: «Авторитет – основа воспитания»

9.Оказание помощи детям в: составлении писем, участие в конкурсе рисунков, сборе фотографий и иллюстраций для альбомов, сбор реквизита для мини-музея.

МАРТ

 1.Занятие «Я и моя семья»

2. Составление рассказа «Моя мама лучше всех».

3.Изготовление сувениров для мам.

4.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех»

5.Презентация рисунков и рассказов «Моя мама лучше всех!»

1.Рекомендации

 «Воспитание доброты». 2.Помощь детям в составлении рассказов «О маме».

3.Конкурс рисунков с рассказами: «Моя мама лучше всех».

5.Памятка:  «Искусство быть родителем».


АПРЕЛЬ

1.Беседа «Защитники Отечества»

2.Экскурсия в музей.

3. Экскурсия в пожарную часть.

4. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

5. Изготовление коллажа «Чтим память наших героев».

6.Чтение: Маяковский В.В. «Кем быть?», Благинина Е. «Шинель», П.Бажов «Голубая змейка», Ю. Збанацкий «Щедрый ежик», слушание музыкальных произведений Д. Шостакович «Марш», Я. Дубравина «Буденновец», Песни рожденные в Нефтеюганском районе «С днем Защитника Отечества».

1.Памятка «16 правил нравственности»

2. Выставка поделок к празднику. 3.Ознакомление с газетой «Живём – бываем»

4.Консультация: «Наказание ребёнка»

МАЙ

1.Беседа «Дети войны», «Как хорошо, если мир на Земле»

2.Участие в митинге посвященному 9 Мая.

3. Рисование «Салют».

4.Подведение результатов педагогического наблюдения социальной компетентности детей

5.Презентация рисунков  «Наша Армия родная!».

1.Итоговое анкетирование.

2.Ознакомление родителей с итогами совместной деятельностью родителей и детей по нравственному воспитанию: «С чего начинается Родина?»

Литература:

  1. Антонова Т.В., Кузьменко Г.А. и др. Социально-нравственное развитие ребенка в детском саду.// Детский сад от А до Я. 2004, 6.
  2. Арапова – Пискарёва Н.А. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Под общ. Ред. Т.И.Оверчук. –М.,2004.
  3. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго- М.: Просвещение, 2001.
  4. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами: Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2003.
  5.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад М. Монтессори в развитие сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста

Мария Монтессори (1870-1952) известный итальянский педагог и врач, которая занималась воспитанием умственно отсталых детей и разрабатывала методы развития у них органов чувств. Позднее она применяла э...

ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»

Программа  « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется  в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к усло...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

"Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к культурному наследию, народным традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Знакомство с семьей: история семьи, понятия "предки", "...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...