Занятие в "Клубе современных родителей"
рабочая программа по теме

Давыдова Ирина Вадимовна

В ГБОУ детском саду №1734 ЮВАО постоянно работает "Клуб современных родителей". Тематика заседаний Клуба весьма разнообразна. Чаще всего тема  выбирается в результате опроса родителей, реже - по предложению педагогов. Материал одного из занятий в Клубе с педагогом-психологом  предлагается Вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_sovremennyh_roditeley_v_gbou_ds_1734_28.10.09.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ детский сад №1734           «Клуб современных родителей»                           28.10.09.

Тема: «Активное слушание».

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Активно слушать ребенка –

значит «возвращать» ему в беседе то,

что он вам поведал,

при этом обозначая его чувства.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что Вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Правило 1.    Если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и Ваши глаза находились на одном уровне.

Правило 2.  Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Правило 3.   Очень важно в беседе «держать паузу».После каждой Вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что Вы рядом.

Правило 4.  В Вашем ответе также полезно повторить, что, как Вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Пример 1.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах:

«Он отнял мою машинку!».

Что обычно мама может сказать в таком случае?

– Ну, ничего, поиграет и отдаст.

Или  намного жестче: - А ты, что, не можешь постоять за себя?

Пример 2.

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надеть «эту уродскую шапку».

Мама: Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

Или: Вот вырастешь, будешь покупать себе такие, какие захочешь, а пока носи эту!

При всей кажущейся справедливости простых ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Вспомните хорошую пословицу: «Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое».

Вариант «активного слушания»:

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты не хотел давать Вове машинку, а он у тебя ее отнял.

(повторение услышанного своими словами)

Сын: Вовка свои игрушки мне не дает, и я не хочу ему давать.

Мама: (пауза) Ты очень огорчен и рассержен на него  (обозначение чувств)

 Вариант «активного слушания»:

Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Пример 3 - Вариант «активного слушания»:

Сын: Не буду больше водиться с Петей!

Папа: Не хочешь с ним больше дружить

(повторение услышанного своими словами)

Сын: Да, не хочу.

Папа: (после паузы) Ты на него обиделся (обозначение чувств)

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ 1.

Перед Вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувство ребенка». В левой колонке Вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по-вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите в третьей колонке обычный ответ, который Вы могли бы дать ребенку. Пока не думайте о вашем ответе в форме активного слушания.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш обычный ответ

Ваш ответ в формеактивного слушания


  1. (образец) (У ребенка лопается шарик) «Ой!!! Мой любимый ша-а-арик!



  1. (Ребенку сделали укол, он плачет): «Доктор плохой!»



  1. (мама привела дочку в садик): «Не хочу в садик, хочу с тобой!»



  1. (В магазине игрушек): «Хочу вон тот (очень дорогой!) самолет! У Сережки есть, а ты мне не покупа-а-ешь!»


  1. (ребенок хвалится) «Сегодня воспитательница сказала, что мой рисунок самый красивый!»




Испуг, обида


Подумаешь! На то он и шарик, чтобы лопаться! Да мы еще купим!




Ты испугался и шарик очень жалко.



 

ЗАДАНИЕ 2.

По сути, это продолжение первого задания. Запишите в четвертой колонке Ваш ответ на слова ребенка, обозначая в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает (см. образец).

ЗАДАНИЕ 3.

Сделайте свою таблицу с примерами из собственной жизни. Вполне возможно, что у Вас не получилось с первой попытки активно слушать своего ребенка. Не отчаивайтесь. Запишите предполагаемый «правильный» ответ. Проанализируйте свои ответы и свой разговор с ребенком.

Начните то же делать в Вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной           (а не вопросительной!) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Какие они, современные родители"

Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: совместная работа родителей и воспитателя в д/садуЗадачи: освоение первоначальных представлений социального ...

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители»

Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители» - 2 часть собрания проводится в нетрадиционной форме: Квест - игра " В поисках драгоценного клада"...

ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»

У педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает определенные результаты:...

Тренинг для родителей «Современные дети – современные родители»

Общая идея тренингаУ педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает опред...

Тренинг с родителями «Современные дети – современные родители»

Развитие у родителей навыков гармоничного общения с детьми, обсуждение с участниками проблем взаимоотношений с их детьми, конфликтов, на формирование партнерских отношений, как с детьми, так и друг с ...

Консультация для родителей "Современные игрушки в помощь современным родителям".

В материалах консультации представлен опыт использования современных игрушек для обогащения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста....