Проблемы одаренных детей.
материал (подготовительная группа) на тему

Дорохова Ольга Юрьевна

  Чтобы распознать у ребенка "сплетение дарований", то есть сочетание разных способностей, необходимо знать, какие способности существуют. Большинство опрошенных  родителей отвечают следующим образом:

Способным считается дошкольник, который

- хорошо выговаривает звуки;

- умеет связно говорить;

- легко обучается счету и письму;

- хорошо лепит;

- умеет рисовать;

- легко запоминает и пересказывает сказки, рассказы, мультфильмы.

Способным считается школьник, который

- умеет грамотно и красиво писать;

- хорошо считает;

- обладает хорошей памятью и быстро схватывает материал;

- много и быстро считает;

- получает хорошие отметки;

- старателен. 

А как быть тем у кого эти способности не развиты или развиты недостаточно, так как речь идет только об интеллектуальных способностях.

 

 

Как мы видим, речь идет только об интеллектуальных способностях, а как быть тем, кто 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_odarennyh_detey.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы одаренных детей

    «Он лез ко всем с вопросом «Почему?»

Его прозвали    Маленький Философ.

Но только вырос, начали ему

Преподносить ответы без вопросов».

С.Я. Маршак

      В научной  и психологической литературе говорится, что под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности (особенности души) к тому или иному виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях некоторые люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. Более того, существуют такие виды деятельности (например: музыка, живопись, математика, хореография …), которыми одни люди не в состоянии овладеть, другие же, напротив, справляются легко и с удовольствием.

   При высокой степени выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании  с успешной работой при максимальной реализации дарования приводит к феноменам, известным как талантливость или даже гениальность.

  В толковом словаре С.И.Ожегова значение слова «талант» определяется следующим образом:

  1. Выдающие врожденные качества, особые природные способности.
  2. Человек, обладающий такими качествами, способностями.

Пытаясь дать ребенку как  можно больше знаний, мы, взрослые часто не задумываемся о том готов ли ребенок взять эти знания, усвоить и переварить их. В погоне за   интеллектуальным развитием родителям зачастую некогда учитывать ни индивидуальные особенности ребенка, ни свойства его нервной системы. Результаты не замедляют сказаться: могут появиться раздражительность, страхи, непослушание, невозможность сосредоточиться и даже нежелание познавать.

  У детей, которые научились читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию.

Чтобы распознать у ребенка «сплетение дарований», то есть сочетание  разных способностей, необходимо знать, какие способности существуют. На вопрос: «Какие дети являются способными»?. Большинство опрошенных родителей ответили следующим образом.

Способным считается дошкольник, который:

- хорошо выговаривает звуки;

- умеет связно говорить;

- легко обучается чтению и счету;

- хорошо лепит из пластилина;

- умеет рисовать;

- легко запоминает и пересказывает сказки, рассказы, мультфильмы.

Способным считается школьник, который:

- умеет грамотно и красиво писать;

- хорошо считает;

- обладает хорошей памятью;

- быстро схватывает материал;

- много и быстро читает;

- получает хорошие отметки;

- старателен.

  Как видим, оцениваются в первую очередь интеллектуальные способности. Дети, никак не обнаруживающие у себя таковых, автоматически зачисляются в разряд неспособных. Именно это – самая большая и непростительная ошибка взрослых.

  На самом деле способностей гораздо больше. Психолог, педагог А. Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет 16 способностей у человека.

  1. Умственная или интеллектуальная
  2. Архитектурная
  3. Ремесленная
  4. Музыкальная (музыкально-исполнительская, певческая, композиторская)
  5. Художественная
  6. Литературная
  7. Педагогическая
  8. Врачевательная
  9. Техническая
  10.  Организаторская
  11.  Растениводческая
  12.  Животноводческая
  13. Классификаторская
  14.  Пластическая (спортивная, танцевальная)
  15. Ораторская
  16. Подражательная

  Но это видимо еще не все! Педагогам и психологам предстоит еще много потрудиться над решением вопросов, касающихся способностей и их развития.

  Художественно-одаренные люди – духовный и творческий потенциал нации. Они генерируют идеи и создают произведения искусства.

  Но при современной системе образования художественно-одаренные дети испытывают наибольший дискомфорт в школе. Чем более логично и последовательно разъясняется материал, тем тяжелее усвоить его. Им нужен полет мысли, пространство для творчества, которого нет в школе. Поэтому они отвлекаются сами и отвлекают ребят в классе, крутятся, вертятся, получают «двойки» и замечания.

  Внимательно приглядевшись к злостным нарушителям дисциплины, мы увидим, что большинство из них являются детьми «художественного типа».

Почему же получается, что даже опытные педагоги ошибаются в определении одаренных детей?

Сам принцип подхода к детям как одаренным и неодаренным неверен.

  1. Способности ребенка развиваются неравномерно и по мере восхождения его по ступенькам постоянно меняющихся интересов и склонностей. И чем больше   пройдет  ребенок таких ступенек, тем богаче и разностороннее в итоге станет личность.
  2. Кроме того поставив клеймо «неодаренного» на ребенка, способности которого ярко не проявляются, взрослые, и в частности учителя, убивают в нем не только желание обучаться, но и веру в собственные силы. В школе такой ребенок плохо учится, а у него золотые руки, и он бы мог стать замечательным столяром, мастером по ремонту машин или отменным строителем.

  Нередко такие дети сначала пополняют ряды бесцельно шатающихся по улице подростков, а потом начинают выпивать и употреблять наркотики.

  И совсем не потому, что они неспособные или неодаренные, а оттого, что с ними рядом не оказалось ни одного взрослого, который разглядел бы в них скрытые способности и помог бы им раскрыться.

Существует точка зрения, что категория одаренности – это итоговая характеристика личности, и принадлежать она должна не детям, а взрослым.

  Тем не менее, термин «одаренность» прочно вошел в лексикон педагогов. Проблемой одаренности занимается целый раздел педагогики. Составляется множество программ по работе с одаренными детьми. Но, к сожалению,  активная работа ведется в основном по развитию интеллектуальных способностей (в различных направлениях: лингвистическом, математическом, естественном и т.д.), все остальные способности игнорируются. В таком случае правильнее и тактичнее по отношению к другим детям было бы давать конкретные названия программ. Пусть бы они назывались так: «Программа работы с интеллектуально одаренными детьми» или «Программа работы с художественно одаренными детьми. Иначе можно подумать, что кроме интеллектуальных не существует никаких других способностей.

    В настоящее время российские педагоги, так же как и их коллеги из других стран, продолжают увлекаться разработкой различных тестов, которые должны определять уровень интеллектуальных и творческих  способностей детей. Но тесты – вещь спорная. Во-первых, они составляются для всех, а истинная одаренность отличается нестандартностью и не укладывается в рамки теста. Во-вторых, в момент проведения теста невозможно учесть такие субъективные факторы как самочувствие, настроение ребенка.

   Однако взрослые рискуют тестировать детей не только на интеллект, но и на уровень творчества. Доктор Е. Торранс, эксперт по вопросам творчества выделяет  в творческом процессе четыре характеристики: скорость, гибкость, оригинальность и разработанность.

   Детям скорее надо помогать, а не измерять уровень их способностей и выбраковывать неспособных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации одаренных детей и подростков.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики,  развития и социализации детей и подростков волнуют пед...

Проблемы одаренных детей

В презентации говорится о проблемах, с которыми сталкиваются одаренные дети, их родители и учителя и технологиях, применяемых в работе с одаренными детьми....

"Проблема воспитания одаренных детей в семье и детских садах"

В этом реферате я изучала отношение к детям с особыми знаниями и сверхинтелектом....

Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»

Фраза о том, что  таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно,  интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью ...

презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы."

презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы"...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Проблемы воспитания одаренных детей

Статья для выступление на конференции педагогов...