математика в детском саду
материал (младшая группа) по теме

Зюбенко Елена Александровна

Консультация для родителей:

«Математику в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_ds.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Математику в детском саду»

                                              Составила  воспитатель

                                           Зюбенко Елена Александровна

        МДОУ ЦРР- детский сад №8 «Светлячок»

                                                     г.п. Львовский, Подольского района

Формирование математических представлений у детей в детском саду и дома

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений.

Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.
     Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.

С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чем оно выражается.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Как научить ребёнка счёту? Самый простой способ – это считать всё, что видите. Но очень важно, чтобы ребёнку не надоело. Можно, когда вы поднимаетесь домой по ступенькам, считать ступеньки: «раз, два, три…», и вы не заметите, как через некоторое время ребёнок начнет за вами повторять. Можно считать йогурты при покупке (этот маме, этот папе, этот мне. Сколько же всего?). Можно считать машины. Например, вы – зелёные, а ребёнок красные. Если вы готовите суп – посчитайте картошку. Сколько же нужно картошек для супа, а морковок и т.д. Во время прогулки вы можете считать листики, жёлуди, камушки, палочки.

Детям очень нравятся  различные стишки и пальчиковые игры, например:

Мы делили апельсин,  (загибаем пальцы)

Много нас, а он – один. (показываем указательный палец)

Эта долька – для ежа, (разгибаем пальцы)

Эта долька для – чижа,

Эта долька – для зайчат,

Эта долька – для бельчат,

Эта долька – для меня,

Ну а волку – кожура. (показываем раскрытую руку)

Также  необходимо освоить понятия «один» и «много». Затем – «столько же» («поровну»), «больше», «меньше».

Освоить понятия «один» - «много» очень просто. Мама купила, сколько бананов – много. А у малыша сколько - один. Машинок в магазине сколько – много, а у малыша - одна. И т.д. Сравнивайте всё, что видите.

Когда вы освоите эти понятия, можно перейти к понятию «столько же», «поровну». Предложите ребёнку помочь вам накрыть на стол. Эта вилка для папы, эта - для мамы, эта - для меня. Вилок столько же, сколько нас. Этот банан для папы, этот - для мамы, этот - для меня (поровну). Украсьте печенье: положите столько же ягодок, сколько печений.
       Когда ваш ребёнок освоит эти понятия, переходите к освоению понятий «больше» – «меньше». Сравнивайте любые группы предметов: ложки и вилки, овощи и фрукты, шишки и листики и т.д. Пусть малыш выложит ложки в ряд, а вилки под ними. Спросите у малыша, что осталось без пары? Скажите, что ложек больше. Предложите ребенку посчитать, сколько ложек, а сколько вилок. Уберите несколько ложек так, чтобы предметов стало поровну. Объясните малышу, что теперь ложек и вилок поровну.
       Для закрепления понятий «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу», «далеко», «близко» используйте любую игрушку. Посадите куклу на стульчик, под стол, в шкаф… Где кукла? (на стульчике, под столом, в шкафу, вверху, внизу, далеко, близко…)

        Как освоить названия цветов. Необходимо напомнить, что освоение цветов – это достаточно сложно для ребёнка, и если вы до сих пор не уделяли особого внимания этому вопросу, то необходимо начать с того, что просто постоянно употреблять названия цветов в своей речи. «Посмотри, какая красивая зелёная травка. Вот сколько у нас жёлтых бананов. Давай построим башню из красных кубиков».  Манипулируйте любимыми игрушками ребёнка. Принеси мне зелёную машинку. Какого цвета у тебя машинка? Какого цвета платьице на кукле?  Давай оденем розовое платьице. Давай поставим оранжевые тарелочки на стол, а розовые на полку. Идёте домой – считайте машины определённого цвета. Стоите на светофоре - какой цвет горит? А сейчас? Зелёный - теперь можно идти.  Ваш малыш разбросал фломастеры: колпачки отдельно, фломастеры отдельно. Соберите их. Какого цвета колпачок, а где фломастер. Отсортируйте пуговицы: сюда – красные, а сюда чёрные. Давай сюда сложим жёлтые фрукты, а сюда оранжевые. Рисуйте с ребёнком - какого цвета травка, а солнышко? Почаще обращайте внимание на цвет предмета, и ребёнок постепенно освоит все цвета.

Упражнение

Цель занятия: обучение детей сравнению предметов по размеру.    Пуговицы трех размеров (разной формы и цвета) просим ребенка разложить в три коробочки также трех размеров (большая, средняя и маленькая). Вместо пуговиц можно использовать кружки из плотного картона.



           
Завершаем упражнение обобщением:
- Какие здесь все пуговицы? (Большие.)
- Какие здесь? (Здесь - все маленькие. А здесь - все побольше.)
- Покажи мне самую большую коробочку. Поставь ее первой. Второй поставь среднюю коробочку. Третьей - самую маленькую. Сосчитай их по порядку. (Первая, вторая, третья.)
       Закрой их крышками (ребенок должен подобрать подходящие крышки из нескольких). Коробочки должны быть одинаковой формы и отличаться только размерами.              
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
       При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

                                                 Упражнение
         Цель упражнения: формирование конструктивных умений, развитие зрительно-моторной координации.
Сложи из палочек такую елку:



          Ребенок работает по образцу, который вы сложили на его глазах. Но свой вариант он делает самостоятельно.
     
Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.

      Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
        Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

       Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
    - Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
  - Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
  - Зимой и летом одним цветом (елка).
  - Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

       Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики и русского языка, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Желаем вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

методические рекомендации по оснащению уголка занимательной математике...

Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Математика в детском саду (конспект итогового занятия в подготовительной группе) “Путешествие по стране “Математика”

Математика в детском саду(конспект итогового занятия в подготовительной группе)“Путешествие по стране “Математика&rdquo...

Выступление с мастер – классом «Волшебный мир математики. Система «Мате плюс. Математика в детском саду». Рекомендации по использованию». 16.02.2022г.

Выступление с мастер – классом «Волшебный мир математики».Система «Мате плюс. Математика в детском саду». Рекомендации по использованию».16.02.2022г....