"Гиперактивные дети"
занимательные факты по теме

Родина Екатерина Валерьевна

В этой консультации  каждый родитель и каждый педагог найдет для себя, что то новое, сможет понять и помочь гиперактивному ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребёнка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.        Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  1. проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  2. помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  3. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  4. не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  5. стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  6. избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  7. реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  8. повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  9. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  11. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.        Изменение психологического микроклимата в семье:

—        уделяйте ребенку достаточно внимания;

  1. проводите досуг всей семьей;
  2. не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.        Организация режима дня и места для занятий:

  1. установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  2. чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  3. снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  4. оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  5. избегайте по возможности больших скоплений людей;
  6. помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;        
  7. организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.        Специальная поведенческая программа:

  1. придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
    Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  2. не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  3. чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  4. составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

  1. воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  2. не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

  1. постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  2. не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  3. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  4. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  5. не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  6. объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  1. лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  1. запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  2. прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  3. чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
  1. холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;

—        внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

    —если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

  1. если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.
    В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
  2. если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
  3. если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1.        Изменение окружения:

  1. изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  2. работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
  3. оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
  4. измените режим урока с включением физкультминуток;
  5. разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  6. предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
  7. направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради

 и т. д.

2.        Создание положительной мотивации на успех:

  1. введите знаковую систему оценивания;
  2. чаще хвалите ребенка;
  3. расписание уроков должно быть постоянным;
  1. избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—        вводите проблемное обучение;

—- используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  1. давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
  2. большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  3. создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
  4. научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  5. игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
  6. стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  7. помните, что с ребенком необходимо договариваться,
    а не стараться сломить его!

3.        Коррекция негативных форм поведения:

  1. способствуйте элиминации агрессии;
  2. обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  3. регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4.        Регулирование ожиданий:

  1. объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  2. объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательно
    го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...