«Адаптация детей раннего возраста»
материал (младшая группа) по теме

«Адаптация детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Адаптация детей раннего возраста»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики; результатам или  негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

 Адаптация является непременным условием нормальной жизнедеятельности, динамическим процессом приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Процесс адаптации реализуется тогда, когда в системе «организм – среда» возникают значимые изменения, в результате которых формируется новое состояние, позволяющее достичь максимальной эффективности физиологических функций и психофизических реакций. Человек находится в адаптированном состоянии, если его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда функциональные системы организма работают в условиях, где ситуация выходит за рамки индивидуального информационного диапазона.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывает ряд особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфику в определенных условиях труды. Среди прочих видов адаптации выделяют социальную адаптацию. В дошкольной педагогике этот термин требует усвоение действующих в обществе норм и освоение соответствующего общения и деятельности.

Психическая адаптация считается эффективной. Если напряжение адаптационных механизмов не приводит к нарушению нормального функционирования организма, к ухудшению физического или психического здоровья. В случае нарушения психической адаптации наблюдается дезорганизация социальных контактов человека – снижение контроля своих поступков и прогнозирования результатов действий. Усиление эгоцентрических устремлений, агрессивное поведение.

 Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Ребенок с момента рождения включается в социальные отношения и таким образом усваивает социальный опыт и воспроизводит его в своей деятельности, т.е. становится личностью. Процесс социализации осуществляется как через случайные социальные взаимодействия в деятельности и общении, так и путем целенаправленного воспитания и обучения ребенок социализируется. Не пассивно принимая различные воздействия (в том числе и воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Только во взаимодействиях взрослого и ребенка может быть достигнут организованный процесс социализации, ребенок получит достаточную информацию для  поведения в обществе и социального интеллекта в целом (способность принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле).

 В период адаптации у ребенка происходит перестройка динамики ранее сформированных привычек и уклада жизни. Добавьте к этому иммунную и физиологическую ломку, преодоление психологических  трудностей.

Цель нашего детского сада: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях ДОУ. Способствующие превышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.

 Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ.

 Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

Проблема адаптации – это проблема всех детей, во всех возрастных этапах. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот.

 Необходимое условие адаптации: для выполнения поставленной задачи необходимо:

  1. Сотрудничество и координация усилий психолога, воспитателей.
  2. Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.
  3. Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
  4. В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
  5. Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность. Инициативность.
  6. Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.
  7. Создание для каждого ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
  8. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  9. Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
  10. Социальная задача – владение важнейшими жизненными навыками, необходимых для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе.

 Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением. Воспитывающим и обучающим его, определяет путь его развития, который и приводит к возникновению психологических новообразований возраста, и социальной ситуации развития, являющейся типичной для данного возрастного этапа. Важнейшим направлением психического развития детей старшего дошкольного возраста является социально-эмоциональное развитие ребенка, предполагающее формирование социально-духовных качеств ребенка, способствующих самореализации личности и успешной адаптации к школе; развитие инициативности, мыслительной деятельности, произвольности, способности к самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...