Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.
материал по теме

Филина Ирина Николаевна

Родителям на заметку о том, какие математические навыки должны буть у ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_vozr_osobennostyam_po_matematike.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации

города Ноябрьска

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка»

 муниципального образования город Ноябрьск

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «Возрастные особенности

дошкольников

В РЭМП».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                    Филина И.Н.

2012г.


Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.

   В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

   На третьем году жизни в процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, осваивают в первоначальном виде обследовательские действия, идентичность и различия предметов по свойствам, пользуясь при этом словами: «одинаковые, разные, такая же, не такая как …» и др. Играя с предметами, разнообразными мозаиками, дети овладевают довольно сложным умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер и др.

   Это возраст первоначального выделения отношений предметов по размеру, количеству, стремления выполнять соответствующие действия. Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в зоне детского восприятия количеств: 2 руки, 2 глаза, 1 ложка, 3 книги и т.д.

Основные задачи педагога состоят в привлечении внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; назывании свойств, расположения предметов, их размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; организации разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное развитие.

   На четвертом году жизни, как и в предшествующий период, основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами, а также с песком, водой, камешками и т.д. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений.

   В силу возросшего интереса детей к процессу сосчитывания, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение групп по количеству создает предпосылки для освоения наиболее важного в этом возрасте умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. От обобщения групп предметов по свойствам (все круглые, а эти все квадратные) дети легко переходят к обобщению по количеству (круглых столько же).

   Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия; стимулирует их самостоятельные действия; организует результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков.

   В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.д.

   Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т. д.

   Отношения равенства и неравенства дети обозначают знаками =, зависимости между величинами, числами также выражают в знаках «больше», «меньше» (>, <).

Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

   В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Возраст

Свойства

Отношения

Сохранение количества и величин

Алгоритмы

Числа и цифры

 К 3 годам

(1 младшая группа)

ЦВЕТ.

РАЗМЕР: большой, маленький, длинный, короткий.

ФОРМА: как мячик, как кирпичик, как квадратик.

ГЕОМ.ТЕЛА И ФИГУРЫ: шар, куб круг, квадрат.

ПОДБОР ПО ЦВЕТУ, ФОРМЕ.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ: один, много, много, мало, один, мало.

ПО РАЗМЕРУ: длиннее, короче, больше, меньше.

СООТВЕТСТВИЯ: столько же, больше, меньше.

 К 4 годам

(2 младшая группа)

РАЗМЕР: длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий, большой, маленький.

ГЕОМ.ФИГУРЫ: круг, квадрат, треугольник.

ГЕОМ.ТЕЛА:  шар, куб.

ФОРМА: круглый, квадратный, треугольный

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ: столько же, поровну.

ПО РАЗМЕРУ: шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: выше, ниже, вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, рядом, в ряд, друг за другом.

ВРЕМЕННЫЕ: раньше, позже, сначала, потом, утро, вечер, день, ночь.

Неизменность и обобщение групп 3-5 предметов. Различие в размере и качественных признаках.

Выполнение игровых действий по условному знаку – стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геом. фигур.

ОБОЗНАЧЕНИЕ количества числом и цифрой в пределе до 5.

К 5 годам

(средняя группа)

РАЗМЕР

-по массе: тяжелый, легкий;

-по глубине: глубокий, мелкий;

ГЕОМ.ФИГУРЫ: овал, прямоугольник.

ГЕОМ.ТЕЛА: цилиндр.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: сторона, угол, их количество.

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВЕЛИЧИН И ФОРМ: низкие, но толстые.

ПОИСК общего и различного в группах круглой, квадратной, треугольной форм.

ПО КОЛИЧЕСТВУ: равенство, не равенство, выраженное числами.

ПО РАЗМЕРУ: длина, ширина, толщина, масса.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ увеличение или уменьшение 3-5 предметов (широкая, поуже, еще уже, самая узкая)

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: направление от себя, от др.объектов, в движении в указан.направлении.

ВРЕМЕННЫЕ: последовательность частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.

Обобщение 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам –размеру, количеству, форме и др.

Обобщение четырех частей суток в понятие «сутки».

Независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности.

Неизменность размеров, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие и наличие зависимости от формы и размера сосуда.

Обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов.

Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Пояснение хода и развития действия.

ОБОЗНАЧЕНИЕ количества числом и цифрой в пределе 5-10.

Связь между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются.

К 6 годам












Трехмерность объемных предметов, их масса и глубина.

ГЕОМ.ФИГУРЫ: трапеция.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: вершины, углы, стороны.

ОБОБЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ: четырехугольник, треугольник.

КЛАССИФИКАЦИЯ геом.фигур.

Последовательная зависимость 5-10 предметов по размеру, массе, стоимости. Зависимость части и целого, величины частей от размера целого предмета.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: определение своего местонахождения среди объектов окружения. Смена направления движения, отношения между предметами. План как уменьшенное отношение между предметами.

ВРЕМЕННЫЕ: сутки, неделя (дни недели), месяц.

Неизменность величины в результате осуществляемого действия переливания, перекладывания, изменения способа перемещения объектов в пространстве, в сосудах. Изменение величины в зависимости от добавления, уменьшения количества, объема воды, песка.

Последовательность выполнения с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия

ЦИФРЫ от 0 до9.

Счет, измерение и решение простых задач на уменьшение или увеличение.

К 7 годам

Величина, форма, расположенность как пространственные признаки предметов.

ПОНЯТИЯ: ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК.

Соотношение сторон, внутренняя и внешняя область фигуры.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ: многоугольник.

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ (горизонтальная, вертикальная.).

ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ преобразования одних фигур в другие.

Сравнимость и относительность величин. Сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе, глубине.

Отношения целого и части при делении на 2,3,4,5,6 и более частей: чем на большее количество частей делится целое, тем меньше каждая часть и наоборот.

Обозначение пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме.

ОТНОШЕНИЯ во времени: минута-час, неделя-месяц, месяц-год.

Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании, деление на равные группы.

Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения

Выполнение действий по знаковым обозначениям, определение последовательности действий в компьютерных играх, учебных программах.

Счет от 1-10 (20, 30) в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел. Состав чисел из двух (нескольких) меньших чисел.

Цифры, монеты, циферблат часов.

Сложение и вычитание чисел при решении арифметич. задач и примеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по РЭМП во второй младшей группе на тему: «Весенние хлопоты»

Это занятие в игровой, увлекательной форме легко воспринимается детьми....

Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "

Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...

конспект НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по РЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "МАТЕМАТИКА В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ Шарля Перро"...

Конспект занятия по РЭМП "Число 7.Цифра 7"

Познакомить с числом и цифрой 7;закрепить представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы; закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа;закрепить порядковый счет;закрепить...

Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом». Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Конспект  ООД интегрированного видаОбразовательная область «Познавательное развитие»РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом»Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задер...

Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: "Поможем Ежихе найти ежат". Возрастная группа: дети 5-6 лет с задержкой психического развития.

Конспект ООД интегрированного видаОбразовательная область «Познавательное развитие»РЭМП на тему: «Поможем Ежихе найти ежат»Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с ЗПР...

Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени». Возрастная группа дети 5-7 лет с задержкой психического развития.

Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени» для детей 5-7 лет с задержкой психического развития....