Тема: Народное искусство как средство художественного воспитания детей.
методическая разработка по теме

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Составила воспитатель МКДОУ «Д/С «Теремок»

Афонина Лариса Петровна

Тема: Народное искусство как средство художественного воспитания детей.

« …Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом, оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам, это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности».

                                                                                                                                Некрасова М.А.

         Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и м мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

  Пути  использования народного декоративно-прикладного искусства различны, выделим наиболее общие из них:

  1. широкое использование образцов народного искусства в оформлении интерьера дошкольного учреждения.
  2. создание образцов на основе узоров народного декоративно-прикладного искусства. Также  используются образцы, в основу которых положены природные мотивы: цветы, листья, ягоды.

  Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Предметы и игрушки отбираются доступные для восприятия детей определенного возраста. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки и овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. В каждой последующей  группе идет возвращение к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным  узором (Городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись).

Задача – показать разнообразие и традиции  вида: характерные особенности, своеобразие композиции.

Работа строится в трех направлениях.

  1. Знакомство с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете, связь формы предмета и узора с его назначением.
  2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров в рисовании, аппликации, лепке.
  3. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умение мастера создавать новый, неповторимый узор. Формирование на основе декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирать сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета.

  Моя задача – научить детей рассматривать предметы народного декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности. Заложить основы  умения рассматривать, сравнивать, находить сходство и различие разных видов народного искусства. В процессе обучения необходимо подвести детей к общим закономерностям декоративно-прикладного искусства.
  При знакомстве с одним направлением декоративно-прикладного искусства могут сочетаться несколько видов детской деятельности. Например, освоение темы «Дымковская игрушка» предполагает составление узора на  бумаге разной формы, лепку и роспись вылепленных изделий и т.д.

  На каждом занятии необходимо поставить конкретные учебные и творческие задачи, определить, как ребенок может проявить выбор самостоятельно.

  Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет,  сказочный лес и т.д. На  этих занятиях ребята используют полученные знания, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом (добрый, злой, солнечный, холодный, радостный, печальный и др.), решают композиционные задачи (расположение на листе).

  В процессе обучения декоративному рисованию, аппликации, лепке могут использоваться разные методы и приемы:

  1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализ;
  2. связь рассматривания с последующими занятиями по изобразительной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;
  3. сравнивание двух элементов, композиций, вариантов сочетания отдельных элементов;
  4. использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете, последовательное заполнение листа;
  5. упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет;
  6. показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;
  7. использование фланелеграфа для обучения расположению узора;
  8. называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования, аппликации;
  9. взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности;
  10. использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;
  11. сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа:

Показ техники рисования и приемов кистевого письма народных мастеров,  способов лепки, вырезывания в аппликации.

В каждом последующей возрастной группе часть занятий повторяется. При таком подходе дети смогут вспомнить, с чем их знакомили ранее, повышается уровень их восприятия, четкость выполнения элементов, ребенок становится более самостоятельным в выборе и составлении узора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Консультация на тему «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

     В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного ис...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...