Культурно-гигиенические основы детей дошкольного возраста. Старшая группа.
статья (старшая группа) на тему

Иванова Иванка

 

Наибольшим достижением ребёнка на 5-6 году жизни является то, что его действия приобретают целенаправленный характер. Занимаясь разными видами деятельности, в повседневном поведении дети начинают действовать соответственно поставленной цели, хотя из-за неустойчивости внимания могут забывать, отвлекаться, бросать одно дело ради другого.


Характерной особенностью детей четырёхлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций. В этом возрасте продолжает формироваться культура поведения детей. Они уже хорошо должны знать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка. Дети должны понимать, что взрослые радуются, когда дети самостоятельно одеваются, когда они аккуратны. Ребята должны знать предметы и действия, связанные с гигиеническими процессами. У детей продолжают формировать знание правил поведения за столом: не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил еду; вести себя спокойно; не крошить хлеб; благодарить старших; знать стихотворения об аккуратности, чистоте, читать детские книги, рассматривать картинки, помогать друг другу одеваться, убирать игрушки и т.п.
 

Не смотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни ещё значительна. Основные стимулы к общению с взрослым у ребёнка начинают переходить из сферы чисто практической (общего выполнения действий) в сферу познавательную. Взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. Дети проявляют повышенную чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны взрослых. Дошкольники становятся чувствительными к эмоциональному состоянию сверстников, легко его перенимают. В общении ребёнка этого возраста с взрослыми и сверстниками у детей важно воспитывать гуманные чувства и элементарные представления о доброте, сочувствии, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к окружающим. Также у детей продолжают формировать практические навыки культуры поведения.

Культурно-гигиенические навыки

Умывание. На четвёртом году жизни дети должны соблюдать последовательность мытья рук, самостоятельно мыть руки, пользоваться своим полотенцем, с удовольствием демонстрировать взрослым, как нужно умываться и мыть руки. Ребёнок должен замечать грязные руки и своевременно мыть их. Взрослые продолжают формировать у детей умение переживать негативные эмоции по поводу собственных или чужих грязных рук, радоваться, когда руки и носовой платок чистые.

Уход за своим внешним видом. Радоваться красивой, чистой одежде, аккуратной причёске. Испытывать чувство брезгливости от загрязнённой одежды, грязных рук, непричёсанных волос. По напоминанию взрослого и самостоятельно следить за своим внешним видом. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого устранять неопрятный внешний вид. Самостоятельно пользоваться носовым платком, следить за его наличием и чистотой.

Принципом воспитания детей четвёртого года жизни является более широкое комплексное влияние на сознание и моральные чувства ребёнка, а также предоставления детям возможности поупражняться в выполнении необходимых действий, поступков. Постепенно детям предоставляется всё больше самостоятельности, показ заменяется напоминанием или словесными указаниями. При этом широко применяются игровые упражнения. Например, можно организовать представление в кукольном театре, участники которого будут готовиться к встрече гостей и т.д. Можно играть с игрушками, закрепляя с их помощью последовательность выполнения действий или разучивать новые. Также эффективно рассматривать и беседовать с детьми по содержанию иллюстраций и прочитанных художественных произведений.

Поведение за столом. Детей этого возраста учат пользоваться ложкой и вилкой, есть самостоятельно, не проливая из тарелки. Ребёнок должен уметь рассказать, что он ел сегодня. Необходимо формировать умение своевременно пользоваться салфеткой, после еды класть ложку и вилку на тарелку. Также следует приучать умение, сидя за общим столом, не мешать другим, не брать чужую посуду. По напоминанию взрослого или самостоятельно дети должны благодарить за еду. Постепенно необходимо формировать умение детей откликаться на просьбу взрослого помочь накрыть на стол или убрать с него посуду.

Одевание. Дети должны уметь самостоятельно одеваться в правильной последовательности и с помощью взрослого в тяжёлых случаях (застёгивание, завязывание). У младших дошкольников формируют умение вежливо просить взрослых о помощи. Дети четвёртого года жизни должны знать место, где хранятся их вещи, узнавать свои вещи, не путать их с вещами других детей, в случае загрязнения одежды обращаться за помощью к взрослому.

Уход за вещами, игрушками. Продолжаем учить детей умению следить за вещами и игрушками. Развиваем умение, бережно относится к вещам и игрушкам, пользоваться ими по назначению, проявлять особенную заботу о любимых игрушках (беречь их, складывать на место, мыть, расчёсывать, одевать и т.д.). Постепенно приучаем детей ухаживать за вещами вместе с взрослым (убирать, мыть, помогать маме полоскать носовые платочки и пр.). Дети должны уметь замечать красоту комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радоваться этому.

 

Игровые умения. В играх дети четвёртого года жизни должны уметь самостоятельно отображать цепочку взаимосвязанных действий, которые отображают процессы одевания, умывания, кормления. Также дошкольников стимулируют объединяться с другими детьми в играх: «Покорми куклу Катюшу», «Купаем кукол», «В гости к медвежонку» и других. Детей учат создавать игровую среду, например, поставить стулья один за другим (получится поезд), подбирать соответствующую мебель для создания кукольной комнаты и т.д.

Культура деятельности

Режим. Продолжая формировать культуру смены одного режимного момента другим, у ребёнка формируют привычку к тому, что одна деятельность сменяет другую. Приучают к умению переключаться с одного вида деятельности на другой, формируя культуру начала и завершения дела (организовывать деятельность, подбирать всё необходимое, просить о помощи взрослых, поддерживать порядок, складывать игрушки и материалы, используемые в деятельности, на место и т.д.).

Утренняя гимнастика. Продолжают формировать у ребёнка осознание того, что зарядка является необходимой составляющей здорового образа жизни, она помогает сохранить здоровье, отдохнуть после тяжёлого труда, подготовиться к выполнению сложного поручения и т.д.

Совместные игры и деятельность. Дошкольников учат играть в элементарные сюжетно-ролевые игры, игры с элементами драматизации с имитацией образов животных, птиц, сказочных персонажей. При этом используют как обычные игрушки, так и игрушки из кукольного театра (бибабо, пальчиковый театр, настольный театр и др.), музыкальное или литературное сопровождение. Детям предоставляют возможность для экспериментирования с разными материалами: водой, песком, снегом, бумагой, глиной, тканями и др. Ребёнка учат вместе с взрослым принимать участие в игровом ролевом диалоге, называть свои игровые действия.

В самостоятельных играх дети должны уметь передавать сюжет из нескольких действий, самостоятельно пользоваться деталями костюмов для выполнения определённых ролей (халат – врач, фартук – повар, бинокль – капитан и т.д.). Детей приучают играть в отведённом для игр месте, вступать в игровое взаимодействие как с взрослым, так и с другими детьми, проявлять творчество и фантазию, принимать игровой образ и передавать его характерными движениями, словами или звуками. Дошкольники должны уметь разыгрывать сюжеты знакомых сказок, вместе с взрослым строить несложные сооружения из различных деталей и включать их в игру, учат придерживаться установленных правил игры.

Сон. Продолжают формировать навыки самостоятельной подготовки ко сну с соблюдением определённой процедуры (посетить туалет, умыться, аккуратно сложить вещи, разобрать постель, лечь, спокойно заснуть).

Культура общения

Со взрослыми. Дошкольников продолжают учить проявлять привязанность к близким, они должны уметь по примеру взрослого или самостоятельно выражать доброжелательность: исполнять просьбы, повторять действия, которые одобряет взрослый, показывать свои любимые игрушки, прочитать стихотворение, спеть песенку. В ответ на просьбу взрослого дети способны сдерживать негативные проявления (не кричать, не капризничать) и это умение необходимо широко развивать.

По примеру взрослого или детей у младших дошкольников стимулируют стремление называть взрослых на «вы», по имени и отчеству, не отворачиваться от взрослого, если он обращается; отвечать на вопросы о родителях, любимых игрушках, отдельных событиях из жизни. Так же у детей стимулируют желание охотно включаться в общие с взрослым игры.

По примеру старших детей младших дошкольников учат замечать настроение членов семьи и соответственно на него реагировать, по стимулированию со стороны взрослых делать близким что-нибудь приятное: подарить цветы, принести дедушке очки, показать бабушке свои игрушки.

В детском саду по напоминанию и самостоятельно детей учат здороваться, прощаться и благодарить.

Со сверстниками. На четвёртом году жизни дети должны самостоятельно называть сверстников по имени, приветливо к ним обращаться. По стимулированию и примеру взрослого дети способны проявлять хорошее отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, умение спокойно играть рядом и небольшой подгруппой, объёдинённой общим игровым сюжетом. По примеру взрослого и по его просьбе необходимо обращать внимание детей на эмоциональное состояние других детей, закреплять умение выражать сочувствие, оказывать элементарную помощь (пожалеть, утешить, угостить, пригласить к игре).

Вместе с другими детьми ребята должны научиться принимать участие в решении проблемно-игровых ситуаций гуманистической направленности, которые создаёт взрослый («Наш медвежонок ударился», «У куклы Маши нет друзей», «Построим домик для зайчика» и др.). В таких ситуациях дошкольников учат обсуждать проблему, высказывать свои предложения, помогать тем, кто попал в беду.

Также у детей закрепляют желание охотно принимать участие в общем деле: в хороводных, имитационных и подвижных играх, в собирании «сокровищ» (картинок, камешков и пр.), в уборке игрушек, в подготовке к празднику, формируют способность чувствовать удовлетворение от участия в общем деле.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в формировании культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста..

Использование метода проектов для формирования культурно - гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным....

«УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

laquo;УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮКУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Беседа для родителей: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраст»

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по со...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Мастер-класс "Привитие культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста"

Мастер-класс содержит задания для родителей, фотоматериалы к заданиям....

Программа по формированию культурно-гигиенических навыков младшего дошкольного возраста

Программа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной кул...