Музыкальное развитие в раннем возрасте
статья по теме

Монахова Екатерина Юрьевна

Рано или поздно каждый сознательный родитель сталкивается с необходимостью музыкального развития своего ребенка. И тогда перед ним возникает вопрос: а что оно даст моему ребенку? Давайте вместе попытаемся в этом разобраться.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие в раннем возрасте – зачем оно нужно?

Рано или поздно каждый сознательный родитель сталкивается с необходимостью музыкального развития своего ребенка. И тогда перед ним возникает вопрос: а что оно даст моему ребенку? Давайте вместе попытаемся в этом разобраться.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органов слуха или речевого аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых - специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Что же касается отсутствия каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, вы заблуждаетесь!

Задатки музыкальных способностей есть у каждого

Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаете ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Ведь вы, наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребенка счастливым: добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, еще больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего - близкими. Способность слышать, а позже - понимать услышанное - одна из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Физиология

В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего обучения. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. При этом лишь немногим из них известны физиологические особенности самого процесса обучения.

Правое полушарие мозга «видит» мир целостно, изучает его методами воображения и творчества, главными из доступных ребенку, незаменимыми для него.

Левое же полушарие «дробит» картину мира на части, стараясь проанализировать, выстроить логические цепочки, сосредоточиться на фактах, подробностях, символах. Именно поэтому его преждевременное принудительное развитие может навредить малышам, ведь они прежде всего должны понять и прочувствовать целостность и стабильность мира, а потом уже изучать его детали.

Как известно, правое полушарие отвечает и за музыкальные способности человека. Но, что самое главное, при восприятии музыки начинают работать оба полушария мозга, активизируются механизмы межполушарного взаимодействия. Именно поэтому занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами в 2003 году, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Все это свидетельствует о том, что процесс музыкального восприятия требует большой внутренней работы.

Движения

В раннем возрасте восприятие музыки тесно связано с движением. Еще не умея ходить, малыш уже радостно машет ручками, когда слышит знакомые мелодии. Такое движение под музыку учит ребенка выражать свои эмоции, улучшает координацию движений, развивает зрительную и слуховую координацию. Ребенок, владеющий своим телом, растет более уверенным в себе. Самооценка ребенка повышается не только благодаря движению. Первые успехи в музыке, опыт извлечения звуков, а позже - навыки элементарного музицирования и пения не только приносят огромное удовольствие малышу, но и придают ему уверенность в своих силах. Давая ребенку возможность достичь успехов в занятиях музыкой, мы способствуем тому, что он с большей охотой берется и за другие дела, уже уверенный в том, что и с ними он удачно справится.

Математика

Далеко не всем известно, что музыкальное развитие влияет и на математические способности ребенка. Когда психологи начали изучать детей, занимающихся в школе известного японского преподавателя музыки С.Судзуки, выяснилось, что у юных скрипачей достаточно высокий уровень структурного и пространственного мышления. Впрочем, это не так уж и удивительно: занимаясь музыкой, ребенок пространственно мыслит, попадая по нужным клавишам; манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Для музыкального восприятия, как и для многих других психологических процессов, существует сенситивный период, которым считается дошкольное детство. Именно поэтому особенно сильно влияние раннего пребывания в музыкальной среде на последующую жизнь человека. Если пропустить это время, наверстать упущенное будет очень сложно.

Итак, подведем итог: главная задача родителей - приобщить ребенка к миру музыки, что в свою очередь благоприятно отразится не только на развитии его способностей (музыкальных, интеллектуальных, творческих), но и поможет каждому ребенку стать гармоничной и счастливой личностью.



Предварительный просмотр:

Музыкальные игрушки для детей от 1 года до 3 лет

Музыка очень нравится детям. Как известно, даже находясь в утробе матери, ребенок воспринимает музыку, испытывает ее воздействие. Около года малыши уже могут связать собственные действия с извлекаемым звуком, им нравится стучать разными предметами топать ножками и хлопать в ладоши. Музыкальные игрушки в раннем возрасте способствуют развитию чувства ритма, овладению собственной моторикой, становлению самосознания.

В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары. Такие деревянные шары с различным наполнителем продаются как по отдельности, так и в наборе. Для маленького ребенка звучание таких шариков должно ярко различаться по тону и громкости звука. Шаров должно быть не много, поначалу не больше  3-х – 4-х. Кстати, такую игрушку не сложно изготовить своими руками.

Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан. Его можно приобрести в магазине игрушек, а если вы предпочитаете более глубокое звучание – недорогой маленький барабан можно найти в этническом магазине. Хорошо, если к барабану удастся подобрать подходящие палочки  - стучать не только ладошкой, но и разными предметами – веселый эксперимент, к тому же полезный для развития моторики ребенка.

Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик. Мелодичный звон очень нравится деткам, тем более если эта игрушка выглядит как веселый Петрушка.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.

Кастаньеты и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти. Кроме того забавный детский дизайн этих игрушек в виде различных животных придает образность действиям малыша, а также позволяет использовать их в обычной сюжетной игре.

Порадует ребенка и  глиняная свистулька с переливами. Для малышей раннего возраста особенно хороши ярко-раскрашенные народные игрушки, изображающие птичек, барашков, лошадей и пр.

Также должен быть в арсенале ксилофон или металлофон. Эти игрушки открывают широкие возможности для музыкального экспериментирования и сюжетной игры.

Как играть?

Игры с музыкальными игрушками не только доставляют детям большую радость, но и очень полезны. Звучащие игрушки отражают действия ребенка, являясь для него своеобразным зеркалом, это способствует развитию самосознания. Кроме того, играя с такими игрушками, малыш учится слушать и слышать,  а еще  соотносить собственные действия с их результатом, что  способствует развитию моторной координации и общему физическому развитию.

Простое экспериментирование с музыкальными игрушками с малышами от 1,5 лет можно дополнять стишками, акцентирующими внимание малыша на извлекаемых звуках. Что-нибудь вроде "бум-бум, барабан, бум-бум" и "динь-динь, колокольчик, динь-динь." Различение звуков, их повторение является важным элементом развития речи.

Хорошо играть в колокольчик или со звенящими шарами в группе детей от 2-х лет или в кругу семьи. Игры можно организовать на полу, на подушках, или на стульчиках, поставив их в кружок.

С мячом

Все участники (минимум 3 человека) рассаживаются, а ведущий достает мячик с песенкой:

А к нам мячик пришел,

Разноцветный пришел (звонкий-звонкий пришел и др. варианты)

Я мячик покачала и Саше дала,

Саша (имя ребенка) мячик покачал и маме дал,

Мама мячик покачала...

После каждого покачивания ведущий комментирует звук : "вот как громко (тихо, звонко, нежно и пр.) покачался".

С колокольчиком

Игру  начинает ведущий, показывая пример остальным участникам. Он выходит на середину круга и шагает, с песенкой раскачивая колокольчик.

У меня в руках колокольчик,

Веселый колокольчик,

Дили-дили-дон,

Дили-дили-дон,

Отдам колокольчик Маше (имя ребенка).

Игра продолжается, пока все не пройдут по кругу с колокольчиком.

Малышам около трех лет будут интересны задания по подбору пары. Можно использовать специальные наборы звучащих шаров или, например, пары бубенчиков разного размера.

В этом возрасте также хорошо использовать музыкальные игрушки для проигрывания сюжетных сценок.

Предложите малышу с помощью звуков, извлекаемых из ксилофона, показать как идет зайка, а потом как его догоняет медведь или волк. Подобным образом можно озвучивать дождик или град, от которого прячутся игрушки или устраивать для кукол концерт и дискотеку.

Статья составлена

по материалам сайта

Центра Игры и Игрушки МГППУ

http://www.psytoys.ru



Предварительный просмотр:

СЕМЬ НОТ ХРАНЯТ ЗАКОНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ

Почему человек стремится учиться музыке? Почему, как только в семье подрастает малыш, его ведут в музыкальную студию, в музыкальную школу, в центр детского развития, преподавателя на дом приглашают? И не думают родители о том, как долго задержится их ребёнок в той или иной музыкально-образовательной системе: пройдёт полный курс обучения или посетит несколько занятий, научится хорошо играть на инструменте или просто «песенки со всеми попоёт». Для родителя важно другое – приобщить ребёнка к музыке общеизвестным способом.

На этот вопрос можно ответить так. В мире существуют три основные знаковые системы: БУКВА, ЦИФРА и … НОТА. Первые две являются жизнеобеспечивающими. Без умения пользоваться ими, невозможно представить жизнь человека в современном обществе. Поэтому, хотим мы или не хотим, а мир БУКВ и ЦИФР открыт для каждого из нас с самого раннего детства.

Третья же знаковая система, открывающая нам дверь в духовную сокровищницу человечества, в МУЗЫКУ, остаётся для большинства «тайной за семью печатями», т.к. ни в детском саду, ни в школе музыкальную грамоту, не изучают. Однако вряд ли найдётся человек, который сможет умалить значение музыки. Она сопровождает нас всюду и всегда. Согласитесь: мир пропитан музыкой насквозь, и устранить её из нашей жизни невозможно так же, как невозможно сделать окружающее пространство, например, черным или белым. Можно с уверенностью сказать, что эта колоссальная значимость музыки ставит саму ноту (её строительный материал) в один ряд с буквой и цифрой!

Мы интуитивно чувствуем это значение музыки в своей жизни, поэтому и стремимся учить ребёнка не только «письму и чтению». И очень многие люди, которым не довелось стать музыкально грамотными, с сожалением признают это пробелом в своём образовании и стараются заполнить его у своих детей.

Итак, мы определились: учить музыке нашего малыша будем обязательно. Появляются два вопроса: когда и как? Ответ на первый вопрос напрашивается сам – как можно раньше. Ведь если ребёнок в раннем возрасте может научиться читать и считать, то, следовательно, он может освоить и музыкальную грамоту также. Идеально – с четырёх лет. В этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений. Но создавать условия для будущих занятий можно ещё раньше, с двух – трёх лет. Для этого необходимо иметь специальные пособия и атрибуты, а родители должны быть знакомы с системой раннего музыкального развития, о которой идёт речь в этой статье.

Можно ли сделать нотную грамоту интересной и увлекательной?
Да, но для этого необходимо найти переходную среду, которой является традиционная музыкальная грамота. В ней ребёнок будет пребывать первое время. Эта среда станет связующим звеном между «неизвестным» – НОТОЙ и «известным»: тем, что мы видим и знаем. Знаем мы буквы и цифры, а видим – многообразный, многоцветный мир объёмов и форм. И что самое интересное – искать её долго не придётся, потому что мы в ней находимся с самого рождения. Это цвет, форма, буква и цифра.

Как всё будет происходить? Что общего между нотой и буквой? Ноты, как известно, записываются на нотном стане. Но их можно обозначить и буквами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Не забывайте, мы в самом начале пути!)

Можно ли сопоставить ноту и цифру? Конечно можно. Нотный ряд до, ре ,ми, фа, соль, ля, си – это числовой ряд от одного до семи - 1,2,3,4,5,6,7.

Как сравнить ноту и цвет? Очень просто. Поглядите на небо после дождя. Там радуга. В радуге семь цветов. Семь цветов – семь нот. Красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си».

А три основные геометрические формы – треугольник, круг, квадрат появятся сами, как только мы начнём заниматься с нашими ожившими звуками, организуя их в пространстве согласно музыкальным законам и правилам. Осталось добавить, что традиционная нотная азбука не отменяется! Она всё время будет находиться рядом: сначала на периферии нашего внимания, а затем незаметно переместится в центр урока. Это произойдёт сразу, как только наш малыш сможет свободно ориентироваться в разноцветных нотах.

Первые уроки с мамой

Попробуем провести первое занятие при помощи уже известных нам «четырёх начал». Нарисуйте большую красивую радугу. Нижняя полоска – красная, над ней - оранжевая, выше - желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая и снова красная. Наша радуга особая, музыкальная, поэтому она начинается и заканчивается красным цветом.

Расскажите малышу историю о том, как однажды на небе встретились Солнышко и Дождик, протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Эти персонажи (Солнце и Дождь) будут присутствовать на каждом уроке. Они символизируют в музыке два начала – веселое и грустное, Мажор и Минор. На каждом занятии можно повторять этот рассказ и, добавляя в сюжет новые подробности, превращать в спектакль. Например: «Дождик не хотел уходить. Он всё шел и шёл. Звери в лесу промокли. Зайцы начали чихать, белки – кашлять. Заметил Ветерок мокрых зверей и пожалел их. Он прогнал Тучу! Выглянуло Солнышко и протянуло убегающему Дождику свои ладошки. И опять на небе засияла Радуга». Радуга должна быть очень большой, чтобы захватывать внимание ребёнка. Её можно нарисовать на листе ватмана. Солнце и Тучку, из которой льётся дождь, можно вырезать из картона. Звери – игрушки.

Вижу – прикасаюсь – называю. Теперь следует изучить радугу. Пересчитайте с ребенком полоски, прикасаясь к каждой пальчиком: «первая полоска, вторая полоска,... восьмая полоска». Эти прикосновения очень важны, т.к. уже сейчас мы моделируем, имитируем игру основного звукоряда «доремифасольлясидо» на клавишном инструменте или на металлофоне. Проговаривая вслух формулу «первая полоска, вторая полоска…», мы учимся читать ноты, развиваем внимание и дикцию. Пронумеруйте арабскими цифрами полоски на радуге. Рядом с восьмёркой поставьте единицу со звёздочкой: 8 (1*). Теперь надо запомнить, в каком порядке расположены цвета на радуге. Для этого подойдёт известный стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Каждый». Прикасаясь пальчиком к полоскам, учим стишок, запоминаем названия цветов и их порядок на радуге.

Сделайте уменьшенную копию радуги из плотной бумаги и разрежьте её на полоски. Пусть наш маленький ученик научится правильно и быстро собирать это самодельное лото, глядя на большую радугу, висящую на стене.

Кто живёт на радуге? На Радуге жизнь бьёт ключом. Здесь живут девочки – нотки. Можно чередовать: девочки – нотки, девочки – звуки. Они сестрички и подружки. Их восемь. Девочки одеты в разноцветные платья. Все девочки разные, а две, в красных платьицах, – одинаковые. Каждая девочка живёт на своей полоске. Читайте снизу вверх такую «читалку – считалку»: на красной полоске живёт девочка в красном платье, на оранжевой полоске – девочка в оранжевом платье…на последней полоске снова красная девочка. Красная полоска открывает Радугу, красная полоска закрывает Радугу!

Нарисуйте восемь совершено одинаковых девочек. Платья раскрасьте в цвета радуги. На платьицах напишите их имена: Красная – «ДО», Оранжевая – «РЕ», Фиолетовая – «СИ», Красная – «ДО». Девочки – нотки часто приходят к нам в гости (спускаются по лесенке, скатываются по Радуге как по горке, летят на парашютиках, на ковре-самолёте и т.д.). Для чего? Чтобы учить детей музыкальной грамоте, складывать вместе с ними из звуков песенки, петь их и играть на инструменте. Теперь следует выучить с ребёнком имена девочек. Если малыш не умеет читать, очень хорошо положить начало этому процессу на примере наших семи музыкальных слогов. Тем более что буква в сочетании с цветом запоминается и узнаётся очень быстро. Наклейте «девочек» на отдельные карточки и учите ребёнка расставлять их друг за другом, используя Радугу в качестве образца (какая полоска – такая девочка). При этом полезно приговаривать, припевать считалку: Девочку в красном платье зовут «Нота До», девочку в оранжевом платье зовут «Нота Ре»… и т.д. Пропевая этот текст, желательно повышать голосом тон при переходе от одной «девочки» к другой. Но если мама сомневается в качестве своих вокально – слуховых данных, то на этом этапе достаточно выразительного чтения нараспев.

Наши девочки – волшебницы. Радуга рассыпается. Девочки – нотки пришли к нам в гости и …. превратились в маленькие разноцветные квадратики, похожие на кусочки Радуги. Теперь они будут заниматься с нами м у з ы к о й! Девочки исчезают и вместо них появляются карточки. Размер – 3,5 x 3,5. С одной стороны карточки цвет + слог, с другой стороны – цвет + цифра. Давай посмотрим, все ли девочки успели превратиться в квадратики? Расставить и пересчитать карточки – нотки можно, глядя на Радугу. Вариантов занятий с карточками – нотами может быть много. Например. Убрать одну, две карточки и попросить малыша узнать, кто из девочек на месте, а кого нет. Или положить карточки рядом, но не по – порядку. Ребёнок должен найти и исправить ошибку.

Зазвучала радуга Радуга рассыпалась на маленькие кусочки и з а з в у ч а л а! Подводим нашего маленького музыканта к инструменту и показываем ему, как звучат нотки. Перед этим маме надо подготовиться: найти клавишу «до» на инструменте, для себя отметить её и научиться играть звукоряд (гамму) в прямом и в обратном направлении. Играйте с ребёнком по – очереди. Если у вас синтезатор, то найдите на нём несколько приятных тембров и чередуйте их. И ещё один совет: не забывайте при этом поддерживать атмосферу сказочности, тогда восприятие ребёнка всё время будет живым и непосредственным. Конечно, для этого нужно всегда держать «фантазию наготове», чтобы в нужный момент придумать интересный сюжетный ход, который привлечёт внимание вашего малыша. Играть эти упражнения желательно в сопровождении знакомых «читалок – считалок», которые сейчас заменяют слова: «ЭТО КРАСНАЯ НОТКА «ДО» (удерживаем клавишу «до» на протяжении всей фразы). ЭТО – ОРАНЖЕВАЯ НОТКА «РЕ» (удерживаем клавишу «ре»). ЭТО – ЖЕЛТАЯ НОТКА «МИ» (удерживаем клавишу «ми»), и т.д.

Или так: «ПЕРВУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «ДО» (удерживаем клавишу) «ВТОРУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «РЕ» (удерживаем клавишу) «ТРЕТЬЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «МИ» (удерживаем клавишу) и т.д.

Проигрывая гамму, обращайте внимание ребёнка на звучание каждой ноты. Будет прекрасно, если он услышит сам, что нотки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по звуку. Время от времени, в качестве эксперимента, задавайте вопрос: «какая нотка звучит?». Пусть он попробует найти её на Радуге, среди карточек или среди «девочек». Моя многолетняя практика показывает, что у большинства детей, занимающихся по этой программе, рано или поздно появляется абсолютный слух, то есть «прямое видение» музыкальных звуков.

Итак, для музыкальных занятий вам понадобятся следующие вещи:

  1. Музыкальный клавишный инструмент или металлофон;
  2. Большой рисунок с изображением радуги и небольшая сборная модель радуги.
  3. Картонные Солнышко и Тучка с дождиком, домашние звери – игрушки.
  4. Восемь девочек в разноцветных платьях на карточках (размер 6 x 8 см);
  5. Два комплекта разноцветных карточек (размер 3,5 x 3,5 см).

Хочется надеяться, что эти первые уроки «домашнего сольфеджио» помогут вам и вашему малышу сделать первый шаг к освоению третьей (значит, главной!) знаковой системы, которой является н о т а, то есть музыкальная грамота, теория музыки.

Ольга Хендриковская
По материалам журнала «Аистенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....

Музыкальное развитие в раннем возрасте – фундамент музыкальной и духовной культуры человека в будущем

Цель начального музыкального образования воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству. В целом же музыкальное о...