Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка  по формированию нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_original.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство — время становления нравственных основ личности ребенка. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению, а помогает ему в этом взрослые (мама,папа,бабушка).Они  организуют  его деятельность, предъявляют требования к поведению и тем самым создает верную направленность формирования его личности.

В течение всего раннего детства взрослый остается организующим центром социального развития ребенка. Конечно, ребенок раннего возраста, еще не способен к сознательным нравственным поступкам, но под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения, например «можно, нельзя»,которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в обществе. На занятиях в структурном подразделении  ЦИПР  мы учим детей: здороваться, прощаться, благодарить друг друга, даем маленькие поручения и тд.

Кукла – совсем не обычный предмет, по своей сути  - отражение образа человека. Куклы для детей раннего возраста занимают важное место. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи,  обогащается словарный запас, развивается воображение, В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой,отображающей человеческий образ формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности.

Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Взрослым (мамам, папам) следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Мы на своих занятиях знакомим детей с разными персонажами и их особенностями поведения. Кукла, приходя к детям на занятие, здоровается со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами и хочет вместе играть.

В игре происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным "рупором". С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

На примере Центра Игровой Поддержки ребенка мы хотим рассказать, как воспитывается поведение ребенка. Для решения задач нами используются бытовые ситуации, хорошо  знакомые детям. Развивая игровые действия ребенка, педагоги  побуждают детей к проявлению заботы, сочувствия, нежности, опираясь на  эмоции ребенка: («Покачай заболевшую куклу », «Покорми куклу » «Умой  куклу », «Уложи спать  куклу»  и тд. Дети  2-3 лет отражают и закрепляют в игре  с куклой простейшие жизненные навыки: кормят ее, заставляют куклу ходить,  укладывают  спать.

Играя , ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Взрослый  вызывая собственным примером у ребенка соответствующие переживания и действия. «Давай покормим куклу», «Уложим куклу спать», «Оденем чистое платье» и тд. Так как игровая деятельность ребенка раннего возраста  характеризуется способностью  подражать взрослым, имитируя  движения жизни. На наших занятиях важную роль играет показ не только педагога, но и поведение мамы.  

Ребенок 2-го года  жизни  манипулирует с  куклой, но при этом может производить с ней действия только по показу взрослых. Затем на 3- ем году жизни усваивает собственные  действия, перенося их на куклу. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Поэтому   кукла в руках взрослого должна вести себя так, как настоящий ребенок, чтобы малыш видел в ней живого человека.

В игре родитель и ребенок объединены  общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий. В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения мамы и своих успехов.  Он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою необходимость. Родитель также испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии. Поэтому игры с детьми раннего возраста имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение.

В единстве с воспитанием чувств детей решается задача формирования элементов нравственного поведения: культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам, привычки слушаться взрослого и выполнять его требования, развития основ самостоятельности, бережного отношения к вещам, игрушкам, предметам. Таким образом, ведущая роль в нравственном воспитании детей двух лет принадлежит практическим методам приучения и упражнения детей в правильных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста

В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

ПРОЕКТ: Роль подвижной игры (русской народной ) в нравственном воспитании детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Выбор темы «Роль подвижной русской- народной игрыв нравственном воспитании детей дошкольного возраста» является актуальной.Русские народные игры способствуют воспитанию  воли, настойч...

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей раннего возраста (I младшая группа) на тему: «Кукла Катя пришла к детям в гости»

Программное содержание:продолжать учить детей пользоваться мылом, полотенцем;закреплять у детей представление о последовательности выполнения действий в процессе умывания (открыть кран, смочить руки в...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...

Презентация «Народные игры и забавы и их значение в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста »

Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. Современные дети мало двигаются, меньше игр...