Осанка. Профилактика сколеоза.
материал (средняя группа) по теме

Ухова Ольга Анатольевна

Консультативный материал для родителей, содержащий особенности строения и развития опорно-двигательного аппарата. Игры направленные на профилактику заболеваний позвоночника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В

 дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять развитию опорно-двигательного аппарата у детей. Эта система отвечает не только за передвижение и познание окружающего мира, но и за получение трудовых навыков.

          Нельзя забывать, что двигательный аппарат включает в себя костный скелет, суставы, связки и мышцы. Позвоночник по праву можно считать наиболее важной частью опорно-двигательного аппарата. Он выполняет опорную функцию, служит своеобразным стержнем. Кроме того, благодаря своим изгибам позвоночник амортизирует толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках, беге.

          Наконец внутри позвоночного столба находится спинной мозг, поэтому позвоночник выполняет ещё и защитную функцию. Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что состояние позвоночника влияет на состояние здоровья всего организма. Поэтому необходимо предупреждать возникновение деформации позвоночника, которая очень часто появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

          Иногда деформация позвоночника бывает врождённой, но гораздо чаще она возникает из-за неправильной осанки при ходьбе, сидении за столом, во время сна на мягкой и неровной постели и т.д.

         Осанка - привычное положение тела  человека как в движении, так и в покое. Начинается формирование осанки ещё в раннем детстве - с того момента, когда ребёнок начинает держать головку, и продолжается на протяжении всего периода роста и развития. На формирование осанки оказывает влияние множество факторов, но больше всего - двигательная активность в периоды интенсивного роста. Чем сильнее и прочнее мышечный корсет, тем меньше вероятность возникновения всевозможных нарушений. Важно также, чтобы ребёнок правильно сидел за столом во время игр или занятий, а также еды.

          Мебель для ребёнка тоже необходимо подбирать грамотно. Если выбрать слишком низкий стул, то у ребёнка будет нарушаться кровообращение в брюшной полости и нижних конечностях. Если стул излишне высок, то ребёнок быстро утомляется, принимает неестественные позы, что не лучшим образом влияет на его осанку. В идеале высота стула должна равняться высоте обуви с учётом обуви. Глубина стула в норме составляет 2/3 длины бедра. Обязательно у стула должна быть спинка, доходящая до нижнего края лопаток.

          При очень низком столе ребёнок вынужден опускать голову, сутулится. Если стол слишком высокий, то ребёнок приподнимает одно предплечье, а другую руку опускает, что ведёт к перекосу плечевого пояса, развитию сколиоза.

          Стол и стул должны быть подобраны таким образом, чтобы ребёнок сидел, опираясь на спинку стула, ноги твёрдо стояли всей ступнёй на полу, а руки, согнутые под прямым углом, свободно лежали на крышке стола.

          Очень хорошо, когда детская мебель регулируется. В этом случае вы можете подгонять высоту стула и стола по мере роста ребёнка.

Подобрав ребёнку мебель, необходимо следить за тем, насколько правильно он сидит за столом во время занятий и игр. Недопустимо, чтобы ребёнок опирался на стол грудью, поворачивался боком к краю стола, свешивал один локоть вниз, наклонял голову к плечу, поджимал под себя ноги и т.п. Всё это сдавливает брюшную полость, грудную клетку, нарушает работу внутренних органов, искривляет позвоночник, вызывает перекос  плечевого пояса и ведёт к формированию неправильной осанки. Немалое значение имеет свет: окно должно находиться слева от стола, а также и настольная лампа, чтобы правая рука не загораживала освещение.

          Немаловажно и то, как и на чём ребёнок спит. Детская кровать должна иметь ровный и достаточно плотный матрас (лучше всего волосяной), а подушка должна быть невысокой.

          Приучите ребёнка спать на спине. Нельзя, чтобы он спал, свернувшись калачиком и подтянув ноги к животу. Плохо также, когда ребёнок постоянно лежит на одном боку.

           Наконец, чтобы у ребёнка формировалась правильная осанка, необходимо грамотно чередовать малоподвижные занятия с занятиями, требующими физической активности. Это могут быть всевозможные игры, направленные на укрепление мышц, улучшение работы нервной системы, сердца, лёгких и других органов.  

          Нарушения осанки - это не только чисто внешний недостаток. может измениться положение внутренних органов, а значит. и их функционирование, что в итоге отразится на общем состоянии здоровья.

          Правильная осанка выглядит следующим образом:

  1. Плечи находятся на одном уровне;
  2. "Треугольники талии" (образуются между туловищем и опущенной вниз рукой) - одинаковых размеров;
  3. Лопатки прижаты, углы лопаток - на одинаковом уровне, видны физиологические изгибы позвоночника (шейный и позвоночный лордоз и грудной и крестцовый кифоз);
  4. голова и туловище держатся прямо, живот подтянут.

Можно встать к стене, касаясь её головой, ягодицами и пятками. Вот это положение следует  запомнить и стараться его сохранять постоянно. Трудно только по началу, особенно тем, у кого слабые мышцы. Со временем правильная осанка станет привычной и не потребует особого напряжения.

           Для формирования хорошей осанки существуют специальные упражнения, которые детям лучше предлагать выполнять в игровой форме. Упражнения выполняются в положении стоя, лёжа, а также на четвереньках. Для занятий рекомендуется подбирать упражнения, воздействующие на различные группы мышц и выполняемые из различных исходных положений. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на одну группу мышц.

          Заниматься лучше в первой половине дня за 1 ч. до еды и не раньше чем через 1,5 ч. после. Не перегружайте ребёнка обилием движений, достаточно выбрать 5-6 упражнений. Общая продолжительность занятий не должна превышать 20-30 мин.

Для укрепления мышечного корсета позвоночника используют игры на равновесие, координацию движений, а также дыхательные упражнения. Хорошее воздействие на выработку правильной осанки оказывают плавание и занятия танцами.

Лучшая профилактика - контроль.

          Различают следующие виды нарушений осанки:

  1. неустойчивая осанка;
  2. сутуловатость;
  3. лордоз;
  4. кифоз;
  5. сколиотическая осанка.

При неустойчивой осанке у ребёнка плечи сведены, голова опущена, лопатки отстают от спины.

Сутуловатость характеризуется сильно сведёнными плечами, голова при этом выдвинута вперёд, живот выпячивается.      

При лордозе наблюдается избыточный прогиб (более 7 см) в поясничном отделе

В дошкольном возрасте развитие интеллекта напрямую связано с развитием двигательной моторики ребёнка. Это касается как мелкой, так и грубой моторики (движения с большой амплитудой - бег, игры с мячом, прыжки и т.д.

позвоночника.

При кифозе спина имеет круглую форму.

Сколиотическая осанка характеризуется боковым искривлением позвоночника, переносом плечевого пояса и смещением плечевой оси в сторону: получается, что одно плечо несколько ниже другого. Опасность сколиотической осанки в том, что она может перейти в сколиоз - заболевание, при котором позвоночник не только искривляется в сторону, но и скручивается вокруг оси (сколиоз может быть правосторонним, левосторонним,  S-образным).

          Сколиоз помимо бокового искривления, всегда дополняется поворотом позвонков вокруг вертикальной оси. данная деформация в отличии от нарушений осанки носит стойкий характер и не исчезает даже в положении лёжа. Сколиоз имеет 4 степени тяжести. На ранних стадиях его можно лечить с помощью гимнастики, ношения корсета, плавания, физиопроцедур.

           Выявить сколиоз не представляет большого труда. Уже на первой стадии наблюдается скручивание позвоночника вокруг своей оси. Если попросить ребёнка наклониться вперёд, то можно увидеть в поясничном отделе на одной стороне от позвоночника мышечный валик, а в грудном отделе - рёберное выбухание. На более поздних стадиях наблюдается рёберный горб.

           Деформация позвоночника ведёт к нарушению дыхания и кровообращения; у ребёнка снижаются иммунитет, память, он становится раздражительным, нервозным, быстро утомляется. Нередко отмечается расстройство зрения, снижение обмена веществ, нарушается пищеварение.

          Лечить сколиоз труднее, чем его предупредить. Поэтому родители должны уделять пристальное внимание мерам профилактики, правильно организовывать режим дня ребёнка, контролировать его осанку, составить сбалансированный и полноценный рацион питания, разнообразить его приёмом витаминов (по согласованию с врачом).

          С пелёнок необходимо укреплять мышцы спины ребёнка, занимаясь с ним гимнастикой и выполняя массаж. В более старшем возрасте важно, чтобы ребёнок больше двигался и укреплял мышечный корсет.

          Не следует также пренебрегать периодическими осмотрами у участкового педиатра, ортопеда с целью раннего выявления нарушений осанки.

  1. Канатоходцы (4-7 лет)

Цель: Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Оборудование: верёвка, мягкие игрушки .

Описание игры: На полу раскладывается верёвка - это цирковой канат. Ребёнок - канатоходец. От него требуется пройти по канату и не упасть, т. е. не потерять равновесия. Для этого нужно принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущая при этом может читать стихи:

Мы - ребята акробаты,

Смело ходим по канату.

Прямо, боком, с поворотом

И, закрыв глаза с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Дети ходят по верёвке прямо, потом боком, приставным шагом. И наконец - смертельный номер. Нужно пройти по верёвке с закрытыми глазами.

Примечание: Можно разнообразить игру перешагиванием через предметы, например, мягкие игрушки.

  1. "Удержи груз" (5-6 лет)

Цель: Укрепление мышечного корсета позвоночника, формирование правильной осанки, развитие равновесия, координации движений.

Оборудование: Книга или мешочек с песком.

Описание игры: Ведущий рассказывает, что на Востоке и в Африке грузы носят на голове и делают это очень ловко, но для этого необходимо выпрямиться, принять правильную осанку. Затем предлагает сделать это ребёнку или группе детей. Легче всего это сделать следующим образом. Ребёнок должен встать спиной вплотную к стене, чтобы затылок, ягодицы и пятки касались её. Колени выпрямлены, плечи слегка опущены, живот подтянут. В этом положении необходимо положить на голову ребёнка книгу или мешочек с песком и предложить пройти вперёд как можно дальше. Если играют несколько детей, то тот кто сможет пройти дальше и не уронить груз, станет победителем.

Примечание: Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы ребёнка не были сильно напряжены. После игры необходимо выполнить упражнения на расслабление плечевого пояса и спины. Например: Покачаться как "травинка на ветру".

Подготовила: Ухова О. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре в средней группе."Формирование правильной осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия с использованием художественного слова"

Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Важно, чтобы в детском сад...

РМО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ при формировании правильной осанки, профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников"

laquo;Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полноеописание счастливого состояния в этом мире».Джон Локк...

"Осанка. Профилактика нарушений"

Консультация для родителей...

Буклет "Как уберечь себя от нарушений осанки? Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития. Наша задача – обеспечить условия для двигательной активности ребёнка....

Консультация для родителей «Осанка. Профилактика заболеваний»

Уважаемые родители!! Чтобы избежать нарушения осанки у вашего ребёнка предлагаю вам консультацию и комплекс  гимнастики....