Советы родителям будущих первоклассников.
материал (подготовительная группа) по теме

Гудзик Татьяна Владимировна

 В своей работе (педагога-психолога) ДОУ особое место и время уделяю вопросу "психологической готовности к обучению в школе". За время работы в детском саду на консультацию обращаются родители по поводу готовности его ребенка к обучению. Их волнуют и интересуют вопросы: Готов ли? Как подготовить? Какую программу выбрать? и т.п. Но есть родители, которые по каким либо причинам не обращаются к психологу, поэтому я решила создать на своем мини-сайте раздел " Советы родителям будущих первоклассниках". Здесь планирую освещать разные вопросы по данной теме, размещать консультации, рекомендации, тесты и анкеты. Данный материал возможно пригодиться и педагогам, работащим с детьми предшкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  1. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

  1. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные.

  1. В случае конфликтной ситуации в школе  постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

  1. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

  1. Пусть ребенок видит, что вы интересуйтесь его заданиями, книгами.

  1. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

  1. Учите ребенка, выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи, сделайте вывод, проверь, совпал ли он с выводом учебника.

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклассников

«Первые шаги по выбору школы»

1. Убедитесь в том, что именно сейчас самое подходящее время выбирать школу для своего ребенка: и возраст соответствует, и здоровье в норме.

2. Поделитесь своими планами с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением на этот счет, отнеситесь уважительно к его любому мнению. Выслушайте его аргументы, доброжелательно без давления обсудите возможные варианты выбора школы и прогнозируемые «плюсы» и «минусы» этого выбора.

3. В разговоре с ребенком лучше избегать критических высказываний в адрес школьных учителей и системы образования в целом.

4. Если проблема выбора школы решена как бы сама собой (во дворе дома стоит вполне приличная школа с хорошей репутацией), все же неплохо поинтересоваться, по какой образовательной программе учат детей, соответствует ли она склонностям вашего ребенка, уровню его подготовленности?

5. Если вы облюбовали школу с престижным названием, помните, что во многих новых экспериментальных школах отработка методических и других сторон обучения находится в стадии оформления: учебная нагрузка может не учитывать физиологических особенностей детей 5-6 лет, характера их познавательной деятельности. Не поленитесь поинтересоваться мнением о школе у родителей, дети которых уже обучаются в данной школе: насколько реализуется на их взгляд то, что провозглашается в образовательной концепции данного учебного заведения.

6. Поинтересуйтесь правилами и исключениями из правил относительно записи в школу, подготовьте ребенка эмоционально к прохождению собеседования и иным процедурам принятия в школу.

7. Если вашему ребенку предстоят тестовые испытания, старайтесь не заражать его собственным беспокойством, иначе ребенок просто не выдержит эмоционального напряжения.

Удачи!



Предварительный просмотр:

Педагогическая готовность:

  • Навыки рисования.
  • Звуковая культура речи (чистая речь).
  • Умеет развернуто отвечать на вопрос.
  • Хороший словарный запас.
  • Хорошая общая осведомленность.
  • Возможны навыки письма и чтения.

Интеллектуальная готовность:

  • Дифференцированность восприятия как основа мышления.
  • Развито воображение.
  • Хорошая ориентировка в пространстве и времени.
  • Развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное).
  • Развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
  • Хорошая память.
  • Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции).
  • Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
  • Предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

Мотивационная готовность:

  • Выраженность познавательных интересов.
  • Стремление освоить роль школьника (хочет идти в школу).
  • Принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

    Эмоционально-волевая готовность:

  • Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены).
  • Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного года.
  • Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
  • Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания).
  • Умение задержать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре).
  • Умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

Коммуникативная готовность:

  • Желание общаться со взрослыми и детьми.
  • Умение устанавливать контакт с учителем.
  • Сохранение чувства дистанции.
  • Способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному).
  • Умение устанавливать контакт со сверстниками.
  • Умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем.
  • Умение выполнять совместную работу.
  • Умение поддержать равноправные взаимоотношения со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Ранец.

Самая важная вещь, с которой начинаются покупки к школе - ранец.   На что надо обратить внимание при покупке ранца? У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами (плотные вставки из пластика, металла, ткани).  Они позволяют следить за правильным положением спины. Эргономичная спинка должна соответствовать линии позвоночника. Алюминиевая рама внутри спинки – гарантирует постоянную форму рюкзака. На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани, что предотвращает запотевание спины ребенка. Ранец должен иметь устойчивый низ, чтобы е падал возле парты. Верхняя ручка не должна быть матерчатой, чтобы не травмировать пальцы, пластмасса – самый удобный вариант.

Тетрадь.

Учителя советуют не увлекаться яркими, красивыми обложками, которые так нравятся детям. Они будут отвлекать их от учебного процесса, когда они увлеченно рассматривают обложку. Достаточно будет яркого интересного дневника – настолько любимого, что жалко будет вырывать из него страницы и выбрасывать в окно, чтобы родители не заметили плохую оценку.

Ручки.

Правильно выбранная ручка очень важна в первый год учебы, когда идет обучение письму и становлению подчерка. Как же ее выбрать?

  1. Она должна удобно лежать в руке.
  2. Иметь прорезиненные вставки или рифленую поверхность в месте прижатия пальцев.
  3. Паста не должна пачкать лист бумаги.

Перед покупкой лучше уточнить в школе, как учитель относится к гелевым ручкам.

Карандаши.

Если  вы хотите, чтобы при падении карандаша его грифель не ломался, а при заточке не крошился, то купите карандаш подороже, например производства Чехии. Сегментные карандаши – очень удобны, они не нуждаются в заточке. Но при работе с ними требуется аккуратность, поэтому их не советуют покупать первоклашкам, у которых еще не достаточно развита мелкая моторика.

Пеналы.

Пеналы бывают разные: с наполнением  и без него, мягкие или твердые, железные и пластмассовые, яркие и неприметные, с рисунком или без него. Но все же лучше покупать твердые пеналы без наполнения. Тогда вы имеете возможность сами выбирать, чем их наполнять. В магазинах продается множество сложнейших, очень красивых пеналов, в которых ручки, фломастеры и карандаши вставляются в держатели – резинки. Естественно, такой пенал особенно, красив тогда, когда он полностью заполнен. Если же на уроке первоклашка достал хотя бы половину содержимого такого пенала, то на обратное заполнение у него уйдет от пяти до десяти минут, у которых у первоклассника нет. И потому ручки, карандаши, фломастеры ссыпаются в портфель, как попало, причем, естественно теряются и ломаются. Выход очень прост: оптимальным будет пенал в виде завинчивающейся или плотно закрывающейся коробки.

Обложки и папки.

Обложки для тетрадей и книг покупайте обязательно плотные, тогда вам не придется их менять каждый месяц. Очень удобны пластиковые папки для тетрадей на кнопках.  В них они не мнутся, ученик всегда знает, что все тетради находятся в одном месте, не надо искать их по всему портфелю.

Товары для леворуких детей.

Несмотря на очень богатый ассортимент, далеко не все магазины могут предложить товары для леворуких детей. В действительности в продаже существуют ручки, приспособленные для писания левой рукой, линейки у которых отсчет идет справа налево, ножницы, не закрывающие линию разреза.

Желаем вам удачных покупок!



Предварительный просмотр:

Из чего складывается готовность ребенка к обучению. Из знания алфавита? Из умения бегло читать? Из быстрого счета в уме. К сожалению многих родителей, не только.

 Готовность к обучению – это и организационные, и практические, и творческие навыки, и еще целый комплекс навыков, о которых мы постараемся  вам рассказать.

  • Если ребенок отвечает «нет" на вопрос: Хочешь ли ты идти в школу?» или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед, то у него отсутствует учебная мотивация, желание учиться.

А это самая важная составляющая так называемой психологической готовности к обучению в школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу без осознанного желания хуже, справляются с учебой. Умные, но не мотивированные ребята чаще попадают в разряд отстающих. Чтобы ребенок захотел учиться развивайте у него потребность узнавать новое, демонстрируйте свой интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться.

  • Важные составляющие подготовки к школе – самостоятельность и навыки самообслуживания.

Уметь раздеваться и одеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, справляться со шнурками и пуговицами, переодеваться на урок физкультуры, знать назначение носового платка, складывать портфель и быстро доставать из него все необходимое, вовремя ложиться спать и без труда вставать - все это намного важнее, чем умение считать и читать.

  • Одно из важных моментов школьной готовности – это умение будущего ученика следовать  правилам.

Их он может только в игре со сверстниками.  Если ребенок научился играть по правилам, то он и в школе будет вести себя по правилам, как бы перенося условия игры в реальность. Дисциплинированность и ответственность – качества, без которых ребенок не сожжет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать – вот над чем надо работать родителям с ребенком.

  • Для школы одним из самых важных навыков у ребенка является психомоторика – умение хорошо работать рукой.

При недостаточном уровне развития мелкой моторики движений полезны изобразительная и конструктивная деятельность. Можно также нанизывать бусы, расстегивать и а застегивать пуговицы, кнопочки, крючки.

  • Умение говорить показывает, как развита устная речь ребенка.

Если он понимает, что говорят, но не умеет грамотно выразить свои мысли, значит, у ребенка есть проблемы с развитием речи.

У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, на которое родители не всегда обращают внимание, но в дальнейшем это значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть преодолеть до начало обучения грамоте. Часто требуется работа специалиста логопеда.

Тренируйтесь с малышом в описательных рассказах. Пусть он пытается описать реальные и изображенные на картинке предметы, вещи, животные. Периодически попросите пересказать ранее известную сказку, подробно рассказать, как прошел день в детском саду. Приучайте рассказывать о своих впечатлениях. Такие рассказы надо внимательно и заинтересованно выслушать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх.

  • Педагоги-психологи советуют больше времени уделять развитию интеллектуальных процессов (восприятию, памяти, вниманию, мышлению и т.д.), которые обеспечивают учебный процесс.

Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него очень плохая память, рассеянное внимание, поэтому, скорее всего, у него будут трудности в школе.

Напротив ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера память, внимание, воображение быстро сможет догнать и перегнать своих сверстников, которые уже читают.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют занятия  рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Самый лучший способ развивать речь, внимание, воображение, память – это читать ребенку книги. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже сам умеет читать.

  • Самооценка ребенка должна быть адекватна или чуть-чуть завышена.

Самооценка свидетельствует о том, как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи. Дети  с сильно завышенной самооценкой не хотят всегда считают, что  виноват кто-то другой, и поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело

Дети с заниженной самооценкой не хотят браться за дело, так как считают, что не справятся  с ним. Как правило, такие  дети  тревожны и легкоранимы. Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допуская возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их  исправить, чтобы улучшить результат.

Хорошей подготовкой к школе могут служить совместные прогулки, катание на коньках и лыжах, плаванье – все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка.

Дорогие родители, сотрудничайте с ребенком. Не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Играйте в игры, где есть четкие правила.

Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, будьте уверенны, что в этом случае ваш ребенок будет полностью готов к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Мы  не откроем вам тайну, если скажем, что будущие успехи вашего ребенка в школе во многом зависят от свойств его характера. Умеет ли он проигрывать, доводить начатое дело до конца, ладить со сверстниками, является ли лидером или лишь пассивно  следуем чужим указаниям – все это говорит о качествах личности, которые особенно, закладывают именно родители. В детской психологии есть такая аксиома: дети являются зеркалом своих родителей, и чтобы не происходило с ребенком, родители являются причиной такого его поведения. Все слова и действия  родителей ребенок воспринимает, как образец для подражания, поэтому лучший способ воспитания – собственный пример.

В воспитании личности важную роль играет отношение родителей к поступкам ребенка. В воспитании нет мелочей. Все имеет важное значение. И если вами будут выбрана правильная тактика поведения, будьте уверенны, ваш успех и успешность вашего ребенка – гарантированы.

  • Ищите в ребенке качества достойные похвалы, не бойтесь перехвалить его. Старайтесь не ругать ребенка. Чувство вины тормозит его развитие. Обращайте особое внимание на его успехи и нейтрально относитесь к ошибкам, ни в коем случае не упрекая его. У ребенка уверенного в себе всегда все получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет его на успех, и чем раньше вы помоете ему обрести это чувство, тем лучше.
  • Никогда не говорите ребенку: «Какой ты глупый!», «У тебя,  что головы на плечах нет?», «Ты невозможен!». Всегда давайте понять, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите.
  • Похвалив малыша за успехи, не надо добавлять к этому фразу типа «если бы ты сделал еще и вот это, то было бы совсем замечательно», «ты молодец, но вот только». Никаких «только» и «если» быть не должно. Тем самым вы нейтрализуете свою похвалу, и в сознании ребенка остается лишь ваше неудовлетворение. У него уже нет повода гордиться собой.
  • Стимулируйте стремление ребенка хорошо выполнить дело. Помните: хорошо выполненная работа позволяет повысить самооценку, что ведет к достижению еще больших успехов.
  • Развивайте у ребенка способность сосредотачиваться, запоминать. Существует множество способов, как развивать зрительную память. Например: покажите ему страничку с цифрами и изображениями предметов, а потом уберите и спросите, какие цифры и в каком ряду ребенок запомнил для 6-7 летнего ребенка. Установлена норма в запоминании до 10 слов и цифр.
  • Постоянно напоминайте ребенку о его успехах. Повесьте на стену его дипломы, грамоты и всегда при разговорах с ним пред уходом, например, на тренировку, напоминайте, чего он добился и какой вершины ему надо достичь.
  • В любом деле помогайте формировать мотивацию: объясняйте, для чего ему нужны занятия. Именно родители должны настоять на достижении цели -  это ваша основная задача.
  • Помогите ребенку превратить поставленную цель в череду маленьких задач, достижение которых постепенно приведет его к большой цели, к победе.

ФРАЗЫ

чтобы вырастить победителя

  • Горжусь тобой.
  • Я в тебя верю.
  • Ты можешь.
  • Ты самый лучший.
  • У тебя обязательно получиться.
  • Я счастлива, что ты у меня есть.
  • Я люблю тебя и буду любить, чтобы не случилось.
  • Я никому не позволю тебя обидеть и всегда буду защищать тебя.
  • Ты можешь рассчитывать на мою поддержку и помощь.

чтобы вырастить неудачника

  • Из тебя ничего никогда не выйдет.
  • Ты неисправима.
  • Ты нехороший мальчик.
  • Ты бестолочь, лентяй, трус.
  • За это я не буду тебя любить.
  • Куда ты опять полез?
  • Да перестань ты плакать!
  • Бессовестный, как  не стыдно!
  • Ты должен, обязан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: 12 советов родителям будущих первоклассников

Консультация для родителей будущих первокласников....

Консультация для родителей. «Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ч...

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Консультация для родителей подготовительной группы. « Советы родителям будущих первоклассников».

Консультация для родителей подготовительной группы.  « Советы родителям будущих первоклассников»....

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...