"Творчество – основа психического развития"
статья по теме

Рукавичникова Светлана Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_-_osnova_psihicheskogo_razvitiya_detey.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество – основа психического развития.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания – самовоспитание, в основе сознания – самосознание. И все это «само», конечно, немыслимы без творческой активности человека. Сказанное справедливо и в отношении ребенка. Решение творческих задач, проблем – вовсе не прерогатива высокоразвитого интеллекта. Исследования выдающихся российских ученых – физиолога Н.А. Бренштейна и психолога А.В. Запорожца – убедительно показывают: процесс формирования обыкновенного моторного действия. Построение ребенком чувственного образа объекта предшествует развернутая ориентировочно – исследовательская деятельность в ситуации неопределенности. Детство – самоценный период, чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и единственным способом существованием человека. Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления. Отличает яркий и подвижный эмоциональный характер, подчас преобладающий над рациональными моментами. Элемент творчества в качестве ведущего содержит все основные виды деятельности – игровую, художественную и др.

Развитие воображения – волшебный ключ к дверям культуры.

Развитие творческого потенциала детей является некоторой специальной задачей образовательных институтов общества. Оно совпадает с формированием у ребенка целостной системой исторически сложившихся способностей рода «человек» во всей их целостности. Основу творческого потенциала образует его продуктивное (творческое) воображение. Будучи центральным психическим новообразованием дошкольного возраста, оно одновременно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Воображение как бы проторяет для ребенка путь вхождения в культуру как в проблемное целое.

Основа искусства переживания.

«Система Станиславского» стала основой воспитания актеров всего советского театра. Она завет к правдивому, глубокому, высокосовершенному реалистическому творчеству, открывает для актера необычайно широкие горизонты и возможности, богатые перспективы для творческих изысканий, для различных творческих направлений в рамках реализма. «Система»  зовет вперед, зовет к непрестанной работе над собой, к неуклонному прогрессу. Требует от актера не только изображения, обозначения всех поступков и чувств создаваемого образа, - нет, этого мало для «системы». Актер должен реально воспроизвести эти самые чувствования, эмоции, душевные движения роли, он должен переживать на сцене. Нужно подготовить себя к такому творчеству – «переживанию», как достигать на сцене творческого состояния, обеспечивающего искреннее, глубокое «переживание» в процессе игры. Сделан упор на эмоциональную сторону творчества, пристального изучения жизни и обстановки, быта изображаемого человека, внимательного, кропотливого анализа при постановке творческих задач, непрерывного контроля за всеми действиями актера. Станиславский вспоминает, репетиция Отелло: «Отелло – африканец. В нем должно быть что-то от тигра. Чтобы найти характерные ухватки тигра, я предпринял целый ряд упражнений: ходил по комнате скользящей, крадущейся походкой, ловко лавируя в узких проходах между мебелью; прятался за шкафы, поджидая жертву; одним прыжком выскакивал из засады, нападая на воображаемого противника, которого заменяла мне большая подушка; душил и «по - тигриному» подминая под себя. Так незаметно для себя, я проработал почти пять часов. Этого не сделаешь по принуждению! Только при артистическом подъеме часы кажутся минутами. Вот доказательство того, что пережитое состояние было подлинным вдохновением! Нельзя долго застревать на одном, без конца повторять избитое. Ничтожные перемены оживляют, заставляют как-то по-новому отнестись к моим эпизодам. Надо вводить экспромты во все, и в мизансцены, и в трактовку роли, и в подход к ней. Нужно творить вдохновенно, но это умеет делать только подсознание. Правда, это требует довольно сложной творческой работы, которая только отчасти протекает под контролем и под непосредственным воздействием сознания. Она по силам лишь одной – самой искусной, самой гениальной, самой тончайшей, недосягаемой, чудодейственной художнице – нашей органической природе. Надо уметь возбуждать и направлять ее. Для этого существуют особые приемы психотехники. Их назначение в том, чтоб сознательными, косвенными путями будить и вовлекать в творчество подсознание. Одной из главных основ искусства переживания является принцип: подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста. Сложная работа для педагога, а для детей эмоционально положительная, наполненная положительными эмоциями, интересная увлекательная деятельность, которая помогает раскрыть свои способности, развивать эмоциональную сферу, развить речь, справиться со своими проблемами (движение, общение, преодоление страхов).

Организация совместной творческой деятельности.

Если представить, что на вас надета «шапка-невидимка» и вы присутствуете в течение целого дня в одной из групп детского сада или на уроке в школе. И что же вы увидели и услышали. Какие интонации звучат в голосах педагогов? А какие у них выражения лиц? И как на это реагируют дети? Добрые и симпатичные люди – воспитатели и учителя, добросовестно выполняя свой профессиональный долг, часто теряют естественность и непринужденность в поведении. В их голосе появляются менторские интонации, с лица сходит улыбка… Попробуйте в таком напряжении пробыть несколько часов, продержать детей в рамках требуемой дисциплины, да при этом еще выполнять «программу». Да, это сложно и утомительно, и от этого у педагогов накапливается усталость и раздражительность, а у детей все чаще проявляется агрессивность в поведении, негативное отношение к учебе. В чем же выход? Нужно изменить стереотипы педагогического мышления, найти такое содержание воспитания и обучения, которое способствовало бы раскрепощению и развитию, как детей, так и взрослых. То есть в организации творческой совместной деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре воображения, свободных проявлениях ребенка и чутком, заинтересованном и талантливом «подыгрывании» педагога. Такие возможности заключает в себе театральная деятельность, в которой есть простор для развития фантазии и актерских способностей, как взрослых, так и детей. Можно использовать в повседневном обучении с детьми творческие задания, упражняя их воображение, речь, внимание и память. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью. Так же важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам воспитатель. Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, мебель, посуда, камешки и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Игры на развитие внимания, творческого воображения.

1. Очень важно научить детей внимательно слушать и определять:

- шаги (чьи они могут быть?)

- шум улицы (какой автомобиль проехал?)

- хруст откусываемого яблока, шелест ткани, клеенки, бумаги.

2. Предложить детям прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:

- на улице, какая погода? (дождь, гроза, ветер).

- где сейчас мама: на кухне или в ванной?

- какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи)

- отгадать, кто пришел (по шагам).

3. Нарисовать, что услышали:

- где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки)

- кого встретил колобок? (волка, петуха, собаку, кошку).

4. Изобразить (пантомима) того, кого услышали:

- кошку

- собаку

- петуха

- корову

- лошадь

- лягушку

- комара

- пчелу

Этюды на общение.

Эти задания направлены на развитие коммуникативных способностей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, нужно начать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект «куклу». На руках у детей куклы «би-ба-бо» персонажи сказок или обыкновенные.

  1. Куклы встречаются друг с другом и

- здороваются

- спрашивают друг друга о здоровье

- прощаются

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте) надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3. Кукла празднует день рождения, к ней приходят ее друзья и

- поздравляют с днем рождения и дарят подарки.

- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

- один из гостей опоздал (попросить прощение за опоздание).

Творческие задания на развитие пантомимики.

Дети выбирают карточки с изображением сказочных героев.

  1. Показать, как Дюймовочка (Емеля, Б. Яга)

- смотрится в зеркало.

- требует любимое блюдо.

- пробует нелюбимое блюдо.

- выслушивает комплименты.

- садится на стул.

2. Загадки – пантомимы:

- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке).

- отгадать профессию (по характерным движением и позе).

- отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом).

- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке).

- отгадать, какая на улице погода; в каких упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, а другие отгадывают.

3. Показать (руками или пальцами):

- стой на месте!

- идем со мной!

- до свидания!

- давай помиримся.

- я тебя люблю!

- я боюсь.

4. Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

- как твои глаза говорят: «Нет»;

- как твой рот говорит: «М-м-м-, я люблю это печенье…»

- как твой нос говорит: «Мне это не нравится».

Этюды на развитие творческого воображения.

Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т.е. с предполагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации.

  1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «Передачу». Кто какую передачу смотрит и расскажет о том, что он видит.
  2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- королевский трон,

- аквариум с экзотическими рыбками,

- куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

- кирпич

- кусок торта

- бомба

- фарфоровая статуэтка.

4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

5. Выполнить различные действия

- чистить картошку,

- есть пирожное и т.д.

В раннем возрасте первыми шагами в драматизации можно считать игры – потешки и другие формы фольклора, в которых органично соединяются слово, движение, музыка («Ладушки», «Сорока – ворона», «Идет коза рогатая»). В 3-4 года лучше всего привлекать к совместному со старинными обыгрыванию несложных стихотворений и песенок. В возрасте 4-5 лет у детей развивается произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельной и выразительной, движения – более координированными. Это дает возможность ребенку самостоятельно исполнять свою роль, взаимодействуя с другими участниками инсценировки. Появляется возможность подбирать для драматизации все более разнообразные произведения – не только потешки, стихи, но и сказки – такие как «Теремок», «Колобок», «Репка». Очень удобны для обыгрывания стихотворения «Крокодил и Петух» Р. Сапгира и «Дракон» В. Берестова. Можно выбрать любую форму – от драматизации до обыгрывания на фланелеграфе стихотворения «Крокодил и Петух». А «Дракон» хорошо использовать пальчиковый театр – ребенок надевает на пальцы (семь пальцев) головы дракона и разными голосами имитирует речь каждой из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»

Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

ИГРА - ОСНОВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Большинство психологов и педагогов считают игру в дошкольном возрасте основой психического развития ре­бенка, при этом игра — одна из наиболее непонятных дея-тельностей. И воспитатели, и род...

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...