Эмоциональные и тактильные игры как средство сближения родителей и детей
статья по теме

Михеева Ирина Анатольевна

О важности эмоционального и тактильного контакта родителей и детей используя тактильные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Михеева И.А., инструктор по физической культуре,

 ГБДОУ детский сад  №40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Эмоциональные и тактильные игры как средство сближения родителей
и детей

В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Дети часто болеют, они эмоционально нестабильные, устраивают истерики, капризничают.

Сэтими проблемами сталкиваются родители дома и педагоги в детском саду. Это и определило наш интерес к данной проблеме.

В результате изучения особенностей эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста было обнаружено, что  у 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми. Для них (в основном для пап) прикосновение к ребенку – это глупости, «сюсюканье» и «телячьи нежности».

К сожалению, часто родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказываются на психофизическом развитии ребенка.

Практически в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки). Часто приходя домой, уставшие после работы,  родители сажают детей к телевизору или к компьютеру, вместо того, чтобы поиграть или просто поговорить с ребенком. Со временем дети привыкают к общению с экраном, но он никогда не сможет заменить ребенку общения с любящим его родителем, его ласковые руки, тепло его тела и ласковые слова, обращенные именно к нему.

В результате исследований, проведенных педагогами и психологами, условно были выявлены три группы родителей.

«ЛЮБЯЩИЕ» родители. В этих семьях осознают важность прикосновений к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы, активно взаимодействуют с ребенком в разнообразных ситуациях (в быту, в играх, в двигательной деятельности). Дети чувствуют, что они искренне и безусловно любимы и принимаемы. В таких семьях существуют ритуалы и традиции, объединяющие всех членов семьи и создающие атмосферу любви друг ко другу. Дети в таких семьях чаще всего растут более здоровы физически. Они эмоционально более устойчивы, доброжелательны в отношениях ко взрослым и сверстникам.

«ИГНОРИРУЮЩИЕ» родители. Дети в таких семьях обделены родительской любовью и теплотой. Родители (чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка ввиду явной дистантности отношений. Однако у них нет и желания изменить отношения, т.к. отсутствует осознание значимостиэмоционального общения с ребенком. Для них прикосновение к маленькому ребенку – это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности».Дети в таких семьях часто пытаясь добрать дефицит эмоционального, тактильного и физического общения, стараются каким-либо способом привлечь к себе внимание. Хорошо,если этот способ положительный, но существует и отрицательный способ привлечения к себе внимания, при котором ребенок ведет себя так, словно выпрашивая, накажите меня, вот он я какой, ну хлопните же меня по попе и хотя бы таким способом потрогайте меня. Дети провоцируют своим поведением родителей и педагогов на наказание, чтобы хоть как-то восполнить нужду в личном общении, чтобы хоть как-то быть замеченными и выделенными из всех.

«ФОРМАЛЬНО-ЛЮБЯЩИЕ» родители. В этих семьях родители, чаще папы, не осознают или недопонимают значимости для ребенка эмоционально-тактильного контакта, недостаточно чувствительны к нему. Если они и прикасаются к нему, то чаще в бытовых ситуациях (моют, причесывают, одевают и т.д.) Если и играют, то чаще по инициативе ребенка. Родители в таких семьях не используют возможности традиций, эмоционально объединяющих всех членов семьи. У родителей формальное понимание любви к ребенку. Они часто неадекватно реагируют на эмоциональные проявления ребенка в процессе взаимоотношения с ним. Дети и в таких семьях ощущают недостаток любви, внимания, тепла и ласки. Они так же пытаются привлечь к себе внимание, чтобы получить то тепло, ласку и безраздельную любовь, которой им так не хватает, потому, что им мало быть просто одетыми, даже если очень красиво и дорого, им мало быть просто накормленными и причесанными, иметь много игрушек и всего-всего, им нужна родительская любовь, внимание, прикосновения и ласковые, добрые слова.

Педагоги и психологи давно уже доказали эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми это совместные прогулки, чтение художественной литературы, совместные подвижные игры, труд и т.д.

Мною сделана подборка подвижных  и тактильных игр для родителей и детей, которые помогут наладить положительный эмоциональный  контакт между родителями и детьми (см. приложение).


Приложение

  1. «Мама-папа, жаба-цап!»

Взрослый держит руку ладонью вниз. Ребенок упирается своим указательным пальцем в середину ладони взрослого.

Приговаривая: «Мама, папа, жаба – цап!», взрослый пытается поймать (зажать) пальчик ребенка, ребенок же должен успеть отдернуть палец.

Во время этой игры у ребенка развивается внимание, выдержка, умение быстро действовать по сигналу.

  1. «Ехали, ехали, ехали с орехами»

     Ребенок сидит на коленях у взрослого, лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух!» взрослый разводит колени в стороны и ребенок как бы проваливается в ямку.

Во время этой игры развивается эмоциональная сфера. Ребенок улыбается, смеется, визжит. У него активизируется внимание, проявляются элементы воли и преодоление чувства страха.

  1. «Поймай ручку»

     Ребенок сидит лицом ко взрослому и кладет свои ладони на его ладони. Затем взрослый старается быстро накрыть своей рукой руку ребенка (поймать). Задача ребенка – не дать возможности взрослому поймать свою руку, отдернув ее.

Во время игры у ребенка развивается выдержка, внимание. Активизируется тактильная чувствительность. Ребенок испытывает эмоциональную радость и удовлетворение в случае своей успешности.

  1. «Лошадки»

     1-й вариант: Ребенок сидит на плечах взрослого, который держит его за ноги. Ребенок держится за голову взрослого. После того, как ребенок адаптируется к высоте, победит страх, взрослый может с ним ходить в разном темпе, передвигаться на подскоках, подпрыгивать, кружиться, танцевать, приседать, наклоняться вперед.

     2-й вариант: Ребенок сидит на спине, стоящего на четвереньках взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый может, стоя на месте, прогибать и выгибать свою спину, покачивая ребенка, или ползти в разном темпе.

Игра развивает положительные эмоции. Вырабатывается смелость – преодоление страха высоты, необычности положения. У обоих партнеров активизируется настройка друг на друга, формируется доверительность отношений.

  1. «Качели»

1-й вариант: Взрослый сидит (на стуле), положив ногу на ногу ребенок встает двумя ногами на  подъем его ноги. Взрослый, держа за руки ребенка, качает его.

     2-й вариант: Взрослый сидит, положив ногу на ногу. Ребенок садится на нее. Взрослый, держа ребенка за обе руки, качает его.

     Во время игры активизируются эмоции ребенка, он радуется, испытывает удовольствие. Ребенок сосредотачивается на движении и позе. Это хорошее упражнение для преодоления страха.

  1. «Самолет»

1-й вариант: Взрослый держит ребенка за подмышки или за талию (к себе лицом, или к себе спиной) и кружит

2-й вариант: Взрослый держит ребенка за кисти рук и кружит

3-й вариант: Взрослый держит ребенка за одну руку и ногу и кружит его, то поднимая, то опуская

     Во время этих игр особенно затрагивается эмоциональная сфера (ребенок испытывает восторг и удовольствие) Упражняется в преодолении страха. Между ребенком и взрослым формируется доверие

  1. «Мама (папа, хозяин) дома? Гармонь готова? Можно поиграть?»

Такие вопросы задает взрослый ребенку. Если ребенок на вопросы отвечает «Да», то взрослый имитируя игру на баяне, перебирая своими пальцами по бокам ребенка (щекоча его). Ребенок смеется, увертывается от рук взрослого.

Во время этой игры активизируется внимание ребенка (он переживает чувство радости от взаимоотношений со взрослым), задействована тактильная чувствительность.

  1. «Совместная ходьба»

     Ребенок стоит лицом ко взрослому или спиной к нему и ставит свои стопы на стопы взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе и они вместе идут.

     В процессе этой игрыу детей активизируется внимание, сосредоточенность на совместном действии, тактильная и мышечная чувствительность. Партнеры учатся настраиваться друг на друга для совместного движения.

  1. «Ватрушки»

     Ребенок сидит или стоит спиной к взрослому, взрослый, выполняя  легкое постукивание кулачками по спинке ребенка говорит такие слова: «Ушки, ушки, ушки! Мы печем ватрушки, а ватрушки в печи. С чем ватрушки?» Ребенок отвечает: «С вареньем (с медом)!» - взрослый выполняет поглаживание спинки ребенка движением снизу вверх, к плечам. Если ребенок отвечает, например: С творогом – взрослый выполняетлегкое пощипывание спинки ребенка снизу вверх. Если, например с сахаром, взрослый выполняет легкое, приятное постукивание пальчиками спинки ребенка.

  1.  «Дракончики»

Взрослый и ребенок держит согнутые в локтях руки перед собой, ладонями во внутрь так, что ладони взрослого и ребенка чередуются между собой(взрослый, ребенок, взрослый, ребенок) Произносятся по очереди слова, с одновременным легким ударом своей ладошкой, находящейся внутри, о ладошку партнера.

«Летели дракончики,

 ели пончики,

 сколько пончиков

съели дракончики?»

Далее тот, на ком закончились слова называет количество «пончиков» , и начинается их счет на каждый удар ладошкой, на последний удар нужно попытаться зажать между своими ладошками ладошку партнера. Задача второго партнера успеть отдернуть свою руку, не дав зажать ее.

  1.  « Дрозды»

Взрослый и ребенок сидят или стоят напротив друг друга( взрослый на одном  уровне с ребенком). Произносятся следующие слова:

Я – дрозд                                            


И ты – дрозд.                                      


У меня – нос

И у тебя – нос.


У меня щечки розовые

И у тебя  щечки розовые.


Мы с тобой два друга


И мы любим друг друга.

Показываем ладошкой на себя


Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него

Дотрагиваемся до своего носа

Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера

Показываем на свои щечки

Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера

Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)

Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)

Литература:

М.Н. Попова «Навстречу друг другу»

Г.Чепмен, Р. Кэмпбелл «Пять путей к сердцу ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство сближения малышей друг с другом и воспитателем

Игра как средство сближения малышей друг с другом и воспитателем.  С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными и желанными д...

Тактильные игры как средство сближения родителей и детей

В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные пос...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам те...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...