Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста
статья (младшая группа)

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам технического прогресса, чем простому человеческому общению. Но не стоит забывать о том, что дошкольный возраст наиболее важен, благоприятен для развития речи детей. В данном вопросе очень важная роль отводится взрослому, который находится рядом с ребенком, и влияет на формирование культуры речевого общения ребенка. В свою работу по речевому развитию детей раннего возраста, воспитатель планирует системно, опираясь на возрастные особенности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста

МАДОУ №17 г. Челябинска

Процкая Елена Сергеевна, воспитатель

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам технического прогресса, чем простому человеческому общению. Но не стоит забывать о том, что дошкольный возраст наиболее важен, благоприятен для развития речи детей. В данном вопросе очень важная роль отводится взрослому, который находится рядом с ребенком, и влияет на формирование культуры речевого общения ребенка. В свою работу по речевому развитию детей раннего возраста, воспитатель планирует системно, опираясь на возрастные особенности детей.

Ребенок познает мир, накапливая, обогащая свой сенсорный опыт. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Следовательно, можно сделать вывод: что для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. Развитие мыслительной деятельности ребенка происходит через важные части его тела: руки, ладони, пальцы. Когда ребенок трогает, какой-то предмет, в его мозгу происходит много процессов, позволяющие определить, узнать предмет. Таким образом, развитие движений пальцев рук связано с функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Очень важно уже в самом раннем возрасте развивать мелкую моторику рук ребенка.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Учитывая эту возрастную особенность, я как педагог вижу свою задачу в том, что бы развивать познавательную активность детей, вызывая искренний интерес ребенка к игровой деятельности, которая способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановке, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. В этом мне помогают самодельные тактильные пособия:, книжка из фетра по сказке «Репка», пособие из ткани и фетра «Ходилка», «Искалочки», тактильные карточки. Игровая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Эти пособия изготовлены из  ярких тканей, которые привлекают детское внимание. Дети с интересом их рассматривают, трогают, ощупывают. Цель данных пособий:  формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему, обогащение словарного запаса ребенка, стимулирование тактильных чувств, которые в свою очередь положительно влияют на внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память, развитие мелкой моторики рук.

Развивающая тактильная книжка из фетра по сказке «Репка».

Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, изготовленную из фетра и ткани, состоящую их двух страниц, с яркой обложкой и застежкой. Открываем книжку: на первой странице видим красивый сказочный домик с окошечком и занавесками, дверь домика открывается! По забору, сшитому из фетра, можно пройтись пальчиками, потрогать каждую «дощечку». А ниже на странице и все герои сказки: желтая красавица репка, тут и дедушка с бабушкой и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Все они выполнены из фетра и ткани, и крепятся к странице на ленту-липучку, то есть они мобильны. А на второй странице видим «домик» Жучки, тоже с дверцей, ее можно закрывать надев петельку на пришитую пуговицу. Рядом – дерево из фетра, на которое любит забираться  кот. Ниже – кустик, куда прячется мышка от кошки.  Данную книжку я использую в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей, при организации игровой деятельности, так и в рамках непосредственной образовательной  деятельности. Это пособие помогает мне: рассказывать детям сказку «Репка», манипулируя героями, после чего у детей возникает желание самостоятельно подействовать героями сказки, завести их в домик, спрятать за дерево, собаку посадить в свой домик, покормить ее и т.д. Так же мы придумали с детьми много игр-упражнений: «Найди,, кто спрятался?», «Угадай, кого не стало?», «Где спрятался?» «Кто, как кричит?», «Какого цвета?», «Кто самый большой?», и т.д. Эстетическая привлекательность пособия, необычность помогают решать познавательные задачи и делают процесс обучения детей увлекательным. А тактильный контакт обогащает опыт ребенка.

Пособие из фетра и ткани «Ходилка», представляет собой игровое поле, выполненное из ярких, разноцветных тканей разных по фактуре и фетра, и напоминающее печатную настольную игру.

В какие игры можно играть?

 «Шагаем по дорожке» (с помощью пальчиков), «Мы шли, шли» ( называем, куда пришли), «Покажи елочку», «Найди грибок», «Шагай по следу». Полифункциональность позволяет применять данное пособие при организации образовательного процесса по всем образовательным областям.

«Искалочки»

Это мешочки наполненные прожаренной крупой и мелкими игрушками, с одной стороны мешочек имеет прозрачную поверхность. Ребенок держа в руках мешочек, перебирая пальцами крупу находит игрушку и угадывает ее по отдельным частям. Эти пособия помогают решать следующие задачи: развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей, формировать умение узнавать и называть предметы.

Развивающее пособие из фетра и ткани "Времена года"

          Данное пособие предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года.

 Главной целью является – формирование и закрепление у младших дошкольников знаний и представлений о сезонных изменениях в природе, закреплять понятия

 «зима», «весна», «лето», «осень», знание наиболее характерные признаки времен года. Развивать умение ориентироваться во времени, мелкую моторику рук.

Основа пособия – фетр разных цветов. Игровое панно разделено на четыре части: зима, весна, лето, осень, которые объединяет центральная композиция – дерево. На дереве наглядно видна смена времен года, таким образом, мы преподносим детям множество полезной информации в игровой форме. Дети научатся ориентироваться в пространстве, овладеют тонкостями мелкой моторики рук, научатся различать оттенки основных цветов.

Развивающее пособие содержит различные варианты прикрепления мелких деталей. Таким образом, можно сказать, что работа с тактильными самодельными пособиями способствует  развитию речи ребенка, развитию всех сторон психики. Находясь в естественной для ребенка атмосфере игры, незаметно для самого себя,  делает первые шаги в освоении родного языка.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Такие образом, можно сказать, что работа с тактильными самодельными пособиями способствует  развитию речи ребенка, развитию всех сторон психики. Находясь в естественной для ребенка атмосфере игры, незаметно для самого себя,  делает первые шаги в освоении родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

   Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью рисования пальчиками

Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни....

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»

 Совместная работа  по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...