Рекомендации родителям "Ребенок идет в школу"
материал (подготовительная группа) по теме

Щербинина Татьяна Александровна

Главное - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему "эмоциональный комфорт". Счастливые дети лучше учатся!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_idet_v_shkolu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                        Рекомендации родителям

                   «Ребенок идет в школу»

     Вопрос готовности ребенка к школе всегда является актуальным. Педагоги  дошкольного учреждения оказывают педагогическую помощь родителям, разъясняя важные аспекты данной проблемы на индивидуальных консультациях, на родительских собраниях, в информационных уголках возрастных групп.

     Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности в целом.

     Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы.

     Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а также многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научиться общаться  с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя в течение урока. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читает и считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, - и это не обеспечит ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно.

     Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.

     В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, путают деловое и дружеское общение. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового материала обычно не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда им захочется, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового социального статуса.

     А ведь родители, учителя с момента записи в школу начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Начинают одергивать, смеяться над привязанностью к привычным детским книгам, игрушкам. А малышу трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравиться рисовать, чем писать буквы… В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачи, учиться всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: а вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны? Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, неуверенность в себе может лечь в основу эмоционального дискомфорта.

     Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку очень нелегко. В первую очередь это относится к «домашним» детям, не получившим опыта, который дает детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания. Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем. И совсем ни к чему добавлять проблемы, вытекающие из неадекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям шести-семилетнего ребенка в период адаптации к школьной жизни.

     Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособление к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требуют значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, неправильно трактует их поступки и слова – он не готов к школе, даже если умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов.

     Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо», «можно, если…» и т.п. – ему будет очень трудно в школе.

     Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет – он может не справиться со школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе.

     Если он ждет от школы только радости, чувствует гордость только от причастности к школьной жизни и от ее чисто внешних атрибутов: портфеля, костюма, новых канцелярских принадлежностей, а желания что-то узнать и чему-то учиться у него нет, - школа наскучит ему уже через неделю.

     Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить, насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку, хотя бы дома, понимание, доброту, участие, любовь.

     Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все также нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми, погулять во дворе, побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

     Распространенная ошибка многих родителей – утрированное, сверхвнимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущению вины, к стойким личностным изменениям в целом.

     У более стойких, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками, действуют «назло», становятся агрессивными. Появляется нарочито безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе.

     Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведение на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.

     Итак, проверьте, умеет ли ваш ребенок:

   - заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут;

   - понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека; принцессу, робота и т.д.);

   - действовать точно по образцу (нарисовать картинку по образцу);

   - действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а потом без подсказки, но с той же скоростью);

   - хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкциям взрослого: «три клеточки налево, три вверх, три налево, одна вниз, две направо, три вниз, три налево, одна вверх»);

   - запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);

   - ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».

     Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками.

     И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют. В более выгодном положении обычно оказываются дети, ходившие в детский сад или посещавшие подготовительные к школе группы.

     А сейчас пока еще есть время. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, компьютерные (недолго!), пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики (купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради (их много в продаже) но не заставляйте заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе. Если у родителей, дети которых не посещают детский сад, есть вопросы, обращайтесь к педагогам дошкольного учреждения!

     А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.