Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;
Закрепить умение детей делить слова на слоги.
Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.
Систематизировать знания детей о литературных жанрах.
Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные. Воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 31.44 КБ |
prezentatsiya_rechevoe_razvitie.pdf | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»
Итоговое занятие
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Незнайка идет в школу»
Подготовила: Белова М.Ф.
Саранск 2018
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;
Закрепить умение детей делить слова на слоги.
Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.
Систематизировать знания детей о литературных жанрах.
Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные. Воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальная запись П. И. Чайковский "Времена года. Весна"
Ход занятия.
Организационный момент
- Здравствуйте ребята.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и тоже, таким образом, поприветствуем.
Основная часть
- Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Давайте вспомним, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте?
- Сегодня нам придется вспомнить все и помочь одному мальчику во всем разобраться.
(слайд №2. Незнайка)
- Ребятки, кто это?
Незнайка, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Но другой герой - Знайка решил проверить, готов ли Незнайка к школе и дал ему несколько заданий и вопросов. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке?
- Задания, которые предложил Знайка по развитию речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?
- Ответы детей
- Правильно, наша речь состоит из предложений. Послушайте предложение.
-Солнце светит ярко! (слайд №3)
-Сколько в нем слов? Какое первое? Какое последнее?
С какой интонацией я сказала это предложение. Молодцы.
Игра "Составь длинное предложение"
А сейчас поиграем в игру "Составь длинное предложение". Это задание №1, которое Знайка прислал Незнайке.
Я говорю вам короткое предложение из двух слов - вы его изменяете, добавляете слова и делаете его длинным. (слайд 4)
Пришла весна.
Светит солнце.
Набухают почки.
Прилетают птицы.
Появляются подснежники.
Просыпаются животные.
Люди радуются.
Молодцы! То есть предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов. А про какое время года мы с вами сейчас говорили?
Гимнастика для глаз. (слайд 5 )
- А теперь закройте глазки. Расслабьтесь. Я вам предлагаю послушать музыкальную композицию. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил композицию "Времена года. " где есть часть под названием "Весна". Послушайте эту красивую мелодию, а потом расскажете, что вы видели, когда слушали ее, что вам представлялось? (ответы детей)
- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Например, есть слова, которые обозначают предметы, действия, признаки. (слайд 6)
- Какое значение слов бегать, плавать, писать, стучать, ходить, делать, трудиться?
- Какое значение слов красивый, зеленый, хороший, добрый, высокий?
Второе задание от Знайки. Нужно рассказать о слове не называя его. - Знайка хочет проверить, умеет ли Незнайка описывать предмет и предлагает нам игру "Пойми меня"(слайд 7,8,9,10,11,12)
Игра "Пойми меня" (слайды с рисунками после правильных ответов детей)
Слова для игры: подснежник, божья коровка, ледоход, масленница, птенцы.
- Молодцы! Я думаю, теперь Незнайка сможет описать любой предмет.
- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? (слайд 13 )А что такое антонимы? ( ответы.) Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Наоборот" (с мячом).
Молодцы! Вы справились с этим заданием!
- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?
- Как можно узнать сколько слогов в слове?
- Упражнение «Кто, где живет?»
(слайд № 14)
- Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №15)
(дети определяют и называют количество слогов в словах!
- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!
Продолжим выполнять задания Знайки.
-Чем отличается звук от буквы?
- Какие бываю звуки?
- Как отличить этот звук согласный или гласный?
- Игра "Назови слово на звук. (слайд 16)
"Назовите мне имена на звук [а], месяцы на звук [м], еду на звук [с]
Физкультминутка. (слайд 17 )
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
- Раз уж мы говорим о весне. Нужно сказать, что в литературе очень много примеров, где описывается вся красота этого времени года. Сейчас я прочитаю вам произведение, а вы скажете, что это за литературный жанр. и почему вы так думаете.
Я. Аким «Апрель» (слайд 18 )
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи
А сегодня прямиком топает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой,
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
-Правильно это стихотворение, а написал его Я. Аким. Скажите о чем это стихотворение? Оно вам понравилось?
-Какие еще литературные жанры вы знаете? (Рассказы, сказки, басни).
У этих стихов, рассказов и сказок есть определенный автор. Вспомните, каких русских писателей, поэтов мы с вами проходили, читали их произведения? Следующее задание от Знайки
Игра "Угадай произведение" (слайд19,20,21,22,23,24,25,26)
- У произведений есть определенный автор. А если автор народ, тогда как называются такие произведения?
- Отгадайте загадку от Знайки. (слай 27) Ребенок читает по слогам загадку.
В этот месяц таит всё,
В этот месяц снег идёт,
В этот месяц все теплей,
В этот месяц женский день.
-= Март =-
- А какие еще праздники бывают весной?
Рефлексия.
- Ребятки, вы успешно выполнили задания Знайки и помогли Незнайке. Он благодарит вас! И мы можем его отправлять в школу. До свидания, Незнайка, желаем тебе успехов в учебе!
- Ребятки, скажите, что мы сегодня делали на занятии?
- Что сегодня мы повторили, что узнали?
- Какое задание вам понравилось особенно?
- Какое задание было для вас сложным?
Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Игра-викторина «Умники и умницы»
Цель: показать знания и умения детей, полученные в разных образовательных областях в течение года
Задачи: Формировать умение придумывать сказку по принципу «сказка по новому», наделяя героев сказки новыми качествами, описывать их внешний вид, их действия, переживания.
Развивать у детей навык образовывать слова с разными смысловыми оттенками (усиления или уменьшения).
Упражнять в подборе синонимов к именам прилагательным и глаголам соответствующим определенной ситуации.
Упражнять в различении слов-предметов действий, признаков.
Развивать чувство ритма и рифмы, развивать творчество, фантазию.
Формировать умение понимать переносное значение слов и фраз, составлять с ними предложения.
Упражнять в отчетливом произношении слов в скороговорке.
Материал: карточки с заданиями, медали.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам поиграть в в игру «Умники и умницы». Наша игра состоит из нескольких туров, их всего 6. Вы согласны начать игру?
I тур.
Прочитайте, что здесь написано «Жили в доме две дикие кошки» А если вы внимательно прочтете, то узнаете, кто еще жил в доме кроме кошек?
Дети: медведи
Воспитатель: Составим портрет медведя. Это что? (показ)
Дети: медвежье тело и т. д.
Воспитатель: Ребята, а в каких сказках встречаются медведи или медведь?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы остановимся на сказке «Маша и Медведь»
II тур «Наши герои»
Воспитатель: Медведь был не просто большой, а …. (большущий, у него не глаза, а …. (глазище) и т. д.
Если он был таким огромным, то он не шел, а … (плелся, тащился, брел и т. д.).
А Машенька была не просто маленькая, а …. (малюсенькая)
У нее не глаза, а … (глазенки)
Не ноги, а …. (ножонки)
Она такая маленькая, быстрая, поэтому она не бежала, а …. (мчалась, летела и т. д.)
III тур «Что бы это значило?»
Объясните смысл выражений:
Взбрело в голову?
Повесил нос
Свалился кубарем
Бежит, земля дрожит
Встал как вкопанный
Как сквозь землю провалился
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте с этими выражениями выложить из карточек предложения. Что у вас получилось?
IV тур «Сказка по новому»
Воспитатель: В нашей сказке ни Маша пришла в дом к медведю, а медведь пришел к Машеньке. Попробуем сочинить сказку вместе. С каких слов можно начать сказку?
Жил был медведь. Он был не просто большой, а ….у него не глаза, а ….
Запечалился, а по-другому (загрустил, повесил голову и т. д.)
Не идет по тропинке, а ….
Шел, шел и заблудился. Вдруг он увидел домик. Он каким был?
В нем жила Машенька, но ее не было дома.
Сел мишка на …. (пенек, скамейку) и стал ждать хозяйку.
Пришла Машенька обрадовалась и говорит: «Теперь я тебя не пущу, будешь у меня жить, печь …., дрова, дом…. Стал медведь жить с Машенькой. Живет день, другой, а сам думает как …. (обхитрить, обмануть, обвести вокруг пальца) Машу и убежать домой. И вдруг в голову взбрела идея….
Воспитатель: Какая идея взбрела в голову твоему медведю? Что придумал твой медведь Какими словами можно закончить сказку?
Воспитатель: Вот мы все вместе и рассказали новую сказку.
V тур Собери ромашки
Воспитатель: Давайте нашему медведю соберем букет ромашек.
К желтой серединке соберем слова-предметы (они написаны на лепестках)
К розовой серединке - слова-признаки
К красной серединке - слова-действия.
Дети читают, собирают ромашки
Воспитатель: Вместе проверим, все ли правильно собрали. Молодцы! Переходим к следующему туру
VI тур Веселые стишки и скороговорки
Я начинаю, вы продолжаете
Медвежата в чаще жили (дети повторяют)
Медвежата мед искали
В перевалочку ходили
А потом они плясали
И напоследок наш медведь был огромный, неуклюжий, поэтому
Лавировал, лавировал и не вылавировал
Дети повторяют
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра. Со всеми заданиями мы справились. Молодцы! Переходим к самому приятному. Награждение!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»
Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Маша идет в школу".
НОД по развитию речи "Маша идет вшколу"....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.
Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»
Цель: Повторение пройденного материала, с целью выяснить его усвоение детьми.Задачи.Образовательные: 1.Формировать умение составлять связный рассказ; 2. упражнять в умение правильно строить предложени...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».
Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...