Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белова Марина Федоровна

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;

Закрепить умение детей делить слова на слоги.

Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Систематизировать знания детей о литературных жанрах.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Итоговое занятие

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Незнайка идет в школу»

Подготовила: Белова М.Ф.

Саранск 2018

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;

Закрепить умение детей делить слова на слоги.

Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Систематизировать знания детей о литературных жанрах.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран,  музыкальная запись П. И. Чайковский "Времена года. Весна"

Ход занятия.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и тоже, таким образом, поприветствуем.

Основная часть

- Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Давайте вспомним, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте?

- Сегодня нам придется вспомнить все и помочь одному мальчику во всем разобраться.

(слайд №2. Незнайка)

- Ребятки, кто это?

Незнайка, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Но другой герой - Знайка решил проверить, готов ли Незнайка к школе и дал ему несколько заданий и вопросов. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке?

- Задания, которые предложил Знайка по развитию речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?

- Ответы детей

- Правильно, наша речь состоит из предложений. Послушайте предложение.

-Солнце светит ярко! (слайд №3)

-Сколько в нем слов? Какое первое? Какое последнее?

С какой интонацией я сказала это предложение. Молодцы.

Игра "Составь длинное предложение"

А сейчас поиграем в игру "Составь длинное предложение". Это задание №1, которое Знайка прислал Незнайке.

Я говорю вам короткое предложение из двух слов - вы его изменяете, добавляете слова и делаете его длинным. (слайд 4)

Пришла весна.

Светит солнце.

Набухают почки.

Прилетают птицы.

Появляются подснежники.

Просыпаются животные.

Люди радуются.

Молодцы! То есть предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов. А про какое время года мы с вами сейчас говорили?

Гимнастика для глаз. (слайд 5 )

- А теперь закройте глазки. Расслабьтесь. Я вам предлагаю послушать музыкальную композицию. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинил композицию "Времена года. " где есть часть под названием "Весна". Послушайте эту красивую мелодию, а потом расскажете, что вы видели, когда слушали ее, что вам представлялось? (ответы детей)

- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Например, есть слова, которые обозначают предметы, действия, признаки. (слайд 6)

- Какое значение слов бегать, плавать, писать, стучать, ходить, делать, трудиться?

- Какое значение слов красивый, зеленый, хороший, добрый, высокий?

Второе задание от Знайки. Нужно рассказать о слове не называя его. - Знайка хочет проверить, умеет ли Незнайка описывать предмет и предлагает нам игру "Пойми меня"(слайд 7,8,9,10,11,12)

Игра "Пойми меня" (слайды с рисунками после правильных ответов детей)

Слова для игры: подснежник, божья коровка, ледоход, масленница, птенцы.

- Молодцы! Я думаю, теперь Незнайка сможет описать любой предмет.

- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? (слайд 13 )А что такое антонимы? ( ответы.) Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Наоборот" (с мячом).

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?

- Как можно узнать сколько слогов в слове?

- Упражнение «Кто, где живет?»

(слайд № 14)

- Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №15)

(дети определяют и называют количество слогов в словах! 

- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

Продолжим выполнять задания Знайки.

-Чем отличается звук от буквы?

- Какие бываю звуки?

- Как отличить этот звук согласный или гласный?

- Игра "Назови слово на звук. (слайд 16)

 "Назовите мне имена на звук [а], месяцы на звук [м], еду на звук [с]

Физкультминутка. (слайд 17 )

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

(повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна:

(потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил

(вращение головой)

Наклонялся взад, вперед

(наклоны)

Вот он по лесу идет

(ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки,

(наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (садимся)

- Раз уж мы говорим о весне. Нужно сказать, что в литературе очень много примеров, где описывается вся красота этого времени года. Сейчас я прочитаю вам произведение, а вы скажете, что это за литературный жанр. и почему вы так думаете.

Я. Аким «Апрель» (слайд 18 )

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком топает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!»

Эту новость первой,

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

-Правильно это стихотворение, а написал его Я. Аким. Скажите о чем это стихотворение? Оно вам понравилось?

-Какие еще литературные жанры вы знаете? (Рассказы, сказки, басни).

У этих стихов, рассказов и сказок есть определенный автор. Вспомните, каких русских писателей, поэтов мы с вами проходили, читали их произведения? Следующее задание от Знайки

Игра "Угадай произведение" (слайд19,20,21,22,23,24,25,26)

- У произведений есть определенный автор. А если автор народ, тогда как называются такие произведения?

- Отгадайте загадку от Знайки. (слай 27) Ребенок читает по слогам загадку.

В этот месяц таит всё,

В этот месяц снег идёт,

В этот месяц все теплей,

В этот месяц женский день.

-= Март =-

- А какие еще праздники бывают весной?

Рефлексия.

- Ребятки, вы успешно выполнили задания Знайки и помогли Незнайке. Он благодарит вас! И мы можем его отправлять в школу. До свидания, Незнайка, желаем тебе успехов в учебе!

- Ребятки, скажите, что мы сегодня делали на занятии?

- Что сегодня мы повторили, что узнали?

- Какое задание вам понравилось особенно?

- Какое задание было для вас сложным?

Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. Игра-викторина «Умники и умницы»

Цель: показать знания и умения детей, полученные в разных образовательных областях в течение года

Задачи: Формировать умение придумывать сказку по принципу «сказка по новому», наделяя героев сказки новыми качествами, описывать их внешний вид, их действия, переживания.

Развивать у детей навык образовывать слова с разными смысловыми оттенками (усиления или уменьшения).

Упражнять в подборе синонимов к именам прилагательным и глаголам соответствующим определенной ситуации.

Упражнять в различении слов-предметов действий, признаков.

Развивать чувство ритма и рифмы, развивать творчество, фантазию.

Формировать умение понимать переносное значение слов и фраз, составлять с ними предложения.

Упражнять в отчетливом произношении слов в скороговорке.

Материал: карточки с заданиями, медали.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам поиграть в в игру «Умники и умницы». Наша игра состоит из нескольких туров, их всего 6. Вы согласны начать игру?

I тур.

Прочитайте, что здесь написано «Жили в доме две дикие кошки» А если вы внимательно прочтете, то узнаете, кто еще жил в доме кроме кошек?

Дети: медведи

Воспитатель: Составим портрет медведя. Это что? (показ)

Дети: медвежье тело и т. д.

Воспитатель: Ребята, а в каких сказках встречаются медведи или медведь?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы остановимся на сказке «Маша и Медведь»

II тур «Наши герои»

Воспитатель: Медведь был не просто большой, а …. (большущий, у него не глаза, а …. (глазище) и т. д.

Если он был таким огромным, то он не шел, а … (плелся, тащился, брел и т. д.).

А Машенька была не просто маленькая, а …. (малюсенькая)

У нее не глаза, а … (глазенки)

Не ноги, а …. (ножонки)

Она такая маленькая, быстрая, поэтому она не бежала, а …. (мчалась, летела и т. д.)

III тур «Что бы это значило?»

Объясните смысл выражений:

Взбрело в голову?

Повесил нос

Свалился кубарем

Бежит, земля дрожит

Встал как вкопанный

Как сквозь землю провалился

Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте с этими выражениями выложить из карточек предложения. Что у вас получилось?

IV тур «Сказка по новому»

Воспитатель: В нашей сказке ни Маша пришла в дом к медведю, а медведь пришел к Машеньке. Попробуем сочинить сказку вместе. С каких слов можно начать сказку?

Жил был медведь. Он был не просто большой, а ….у него не глаза, а ….

Запечалился, а по-другому (загрустил, повесил голову и т. д.)

Не идет по тропинке, а ….

Шел, шел и заблудился. Вдруг он увидел домик. Он каким был?

В нем жила Машенька, но ее не было дома.

Сел мишка на …. (пенек, скамейку) и стал ждать хозяйку.

Пришла Машенька обрадовалась и говорит: «Теперь я тебя не пущу, будешь у меня жить, печь …., дрова, дом…. Стал медведь жить с Машенькой. Живет день, другой, а сам думает как …. (обхитрить, обмануть, обвести вокруг пальца) Машу и убежать домой. И вдруг в голову взбрела идея….

Воспитатель: Какая идея взбрела в голову твоему медведю? Что придумал твой медведь Какими словами можно закончить сказку?

Воспитатель: Вот мы все вместе и рассказали новую сказку.

V тур Собери ромашки

Воспитатель: Давайте нашему медведю соберем букет ромашек.

К желтой серединке соберем слова-предметы (они написаны на лепестках)

К розовой серединке - слова-признаки

К красной серединке - слова-действия.

Дети читают, собирают ромашки

Воспитатель: Вместе проверим, все ли правильно собрали. Молодцы! Переходим к следующему туру

VI тур Веселые стишки и скороговорки

Я начинаю, вы продолжаете

Медвежата в чаще жили (дети повторяют)

Медвежата мед искали

В перевалочку ходили

А потом они плясали

И напоследок наш медведь был огромный, неуклюжий, поэтому

Лавировал, лавировал и не вылавировал

Дети повторяют

Воспитатель: Вот и закончилась наша игра. Со всеми заданиями мы справились. Молодцы! Переходим к самому приятному. Награждение!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»

Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»....

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.

Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»

Цель: Повторение пройденного материала, с целью выяснить его усвоение детьми.Задачи.Образовательные: 1.Формировать умение составлять связный рассказ; 2. упражнять в умение правильно строить предложени...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...