Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Катюнина Наталия Николаевна

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ,  629730

тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru

ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001

Конспект итогового занятия по развитию речи  

 в подготовительной к школе группе

«Королевство Правильной Речи».

Автор: Катюнина Наталия Николаевна

Учитель-логопед

Надым, 2022г.

Цель: закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов;

- совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

Развивающие:

- развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- развитие речевого дыхания;

- развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

- развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности.

Воспитательные:

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;

- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;

- воспитание культуры межличностных отношений.

Методы и приемы:

- наглядный (пособия, картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);  

- игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);

- практический (выполнение заданий, упражнений).

Материалы и оборудование: Письмо с текстом, сундучок, карта путешествия, карточки с буквами для «ключа» («Л», «У», «П», «А»), карточки с буквами для сундука – «А», «О», «У», «И», «Б», «П», «Г», «М», «Н». Изображения замков с красными и синими окошками. Карточки со словами (для игры «Остров неправильных предложений). Раскраски с буквами. Бумажные салфетки (для игры «Ветерок»). Воздушный шарик гелевый. Презентация Microsoft Power Point c картинками животных (к игре «Заколдованные сказки»). Мольберт. Интерактивная доска.

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, разучивание стихов.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя, здороваются с гостями.

- Ребята, скажите, в какую группу детского сада вы ходите? (подготовительную)

- Куда вы пойдете на будущий год? (в школу)

- Верно, вы пойдете в школу и станете первоклассниками.

- Зачем нужно идти в школу? (ответы детей)

- В школе вы получите много знаний, сможете научиться делать то, что сейчас не умеете делать и станете совсем взрослыми, а еще в школе можно найти новых друзей.

Конечно, для этого нужно хорошо учиться.

- А, скажите, что нужно уметь делать, чтобы хорошо учиться? (ответы детей)

Верно, нужно уметь хорошо считать, знать буквы и цифры и т.д.

Воспитатель:

- Ребята, когда я пришла утром в детский сад, мне передали вот такое письмо.

В нем старинная карта! Давайте прочитаем письмо!

- «Ребята, здравствуйте, пишет вам Королева Правильной Речи. На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират Буквоед похитил некоторые звуки и буквы, которые их обозначают, и теперь жители нашего острова не могут красиво говорить!  Пират спрятал буквы в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Буквоеда и выполнить задания, которые он оставил на островах. За выполнение каждого задания вы получите букву. Только собрав все буквы можно узнать, где находится сундук, открыть его и освободить буквы и звуки. Ребята, помогите, пожалуйста вернуть звуки на остров в свои дома!!!»

Королева Правильной речи.

Воспитатель:

- Ребята, хотите помочь Королеве Правильной Речи освободить звуки и буквы? Сможете?

Воспитатель обращает внимание детей на карту. (На карте нарисован маршрут, дети, следуя по нему на разном транспорте делают остановки и выполняют задания.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту и помогает определить маршрут.

2. Игровая деятельность

- Дыхательное упражнение «Ветерок»

Воспитатель вместе с детьми определяют по рисунку на карте на каком транспорте они поедут (парусная лодка)

Воспитатель предлагает детям «сесть в лодку» и раздает «паруса» - салфетки:

- Ребята, что нужно сделать, чтобы наша лодка поплыла? (нужно надуть парус)

- Как это сделать? (нужен ветер).

Воспитатель обращает внимание на правильность вдоха и выдоха: вдох носом, выдох через губы, вытянутые трубочкой, следить, чтобы воздух не раздувал щеки.

- Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок (дети дуют на салфетки)

Игра «Загадки-Обманки»

Воспитатель  сообщает детям, что они прибыли на остров Загадок. 

- Но загадки не простые, а загадки - обманки.

Нужно правильно отгадать все загадки, тогда мы сможем получить первую букву.

Кукарекает спросонок

Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК - ПЕТУХ

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...МИШКА - БЕЛКА

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что ...КИТ - КОРОВА

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ... ЖИРАФ - ВОЛК

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... ВОЛК - МЕДВЕДЬ

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ - СВИНЬЯ

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает ... КОРОВА - ОБЕЗЬЯНА

Над лесом солнца луч потух...

Крадётся царь зверей... ПЕТУХ - ЛЕВ

Воспитатель хвалит детей и прикрепляет на мольберт первую букву:

- Молодцы, ребята, а вот и первая буква (Л)

Дыхательное упражнение «Пароход»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту и определить следующий транспорт (пароход)

- Как гудят пароходы, когда отходят от пристани? (У-у-у)

Я огромный пароход, у меня отличный ход. По волнам вперед иду, прочь с дороги: «У-у-у!»

- Готовы? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у...».

Игра «Заколдованные сказки» (развитие фонематического слуха)

 Воспитатель сообщает детям, что они прибыли на остров Сказок. Но, злой пират Буквоед и здесь побывал, перепутал названия сказок.

 - Ребята, давайте поможем и вернем названия сказкам:

«Федорино море» (К. Чуковский).

«Крот в сапогах» (Ш. Перро).

«Гладкий утёнок» (Г.Х. Андерсон).

«Кусалочка» (Г.Х. Андерсон).

«Нежная королева» (Г.Х. Андерсон).

«Саша и медведь» (В. Гауф).

«Серая Лейка» (Д.Н. Мамин - Сибиряк).

«Маленький цветочек» (С.Т. Аксаков).

«Классная шапочка» (П. Бажов).

«Пчёлка Рая» (П. Бажов).

«Волк и семеро маслят» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель хвалит детей и прикрепляет на мольберт вторую букву (У)

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Воспитатель снова открывает карту и вместе с детьми определяют следующий транспорт (воздушный шар)

Воспитатель берет гелевый воздушный шарик и как будто нечаянно отпускает его:

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?        

Вернись скорее, шарик!

Вернись!..

Воспитатель объясняет детям, что для того чтобы достать воздушный шарик, нужно поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».

Воспитатель достает шарик, дети все вместе берутся за веревочку - «полетели».

Игра «Остров неправильных предложений» (согласование существительных с другими частями речи)

Воспитатель сообщает детям, что они прибыли на остров Неправильных Предложений:

- Нас встречают странные предложения. Злой пират перемешал все слова. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

После выполненного задания воспитатель прикрепляет на мольберт третью букву (П).

Воспитатель снова открывает карту и вместе с детьми смотрят следующее действие: подводная лодка. Воспитатель сообщает, что дальше нужно плыть на подводной лодке. Вместе с детьми передвигаются по группе, имитируя плавающие движения.

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель сообщает, что они прибыли на остров Ошибок.

- Ребята, на этом острове все говорят с ошибками. Нужно помочь исправить ошибки, тогда мы получим последнюю букву для нашего ключа.

  1. Червяк склевал скворца
  2. Песня спела соловья
  3. Медленный черепаха
  4. Полосатое зебра
  5. Злая крокодил
  6. Огромная слон

Воспитатель хвалит детей, прикрепляет на мольберт еще одну букву (А) и снова берет карту.

Сообщает детям, что они выполнили все задания, нашли все буквы. Теперь нужно выложить слово из этих букв, показывает «ключ» - схема слова.

Дети, с помощью схемы, выкладывают слово ЛУПА.

Дети догадываются, что сундук спрятан в исследовательском уголке (где лежат лупы).

Находят сундук, открывают, достают карточки с буквами.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, вот карточки с буквами, а они обозначают звуки. Давайте вернем звуки в свои дома, а буквы нам в этом помогут.

Воспитатель прикрепляет на мольберт два изображения замков: один с красными окошками, другой – с синими. Вместе с детьми определяют и прикрепляют карточки с буквами: гласные к замку с красными окошками, согласные – с синими окошками.

3. Итог занятия

Воспитатель сообщает, что пора возвращаться в детский сад и предлагает отправиться на самолете:

- Наш самолет взлетает: со звуком «у-у...» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья».

- Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у...».

- Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, где мы свами сегодня побывали?

- Кому помогли?

- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?

- Какое задание было самым трудным?

- Вам понравилось путешествие?

Воспитатель хвалит детей и сообщает, что Королева Правильной Речи очень рада, что все звуки и буквы вернулись на остров в свои дома. Она благодарит детей и передает для них раскраски с буквами.