Консультация для родителей "Здоровье дошкольника"
материал (средняя группа) по теме

Кувалова Светлана Владимировна

 

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений в растущем организме.

Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составляющих.

1. Закаливание — это система мероприятий. Или можно сказать по-другому: закаливание — это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей нужно постоянно и только всем вместе — дома и в детском саду.

2. Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены, это означает, что есть люди, изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, ранее незакаливаемые дети.

3. Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровень здоровья, а кому-то — повышать этот уровень. Поэтому закаливание для каждого индивидуально: в детском учреждении обычно используются методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех, а в семье комплекс закаливающих процедур может быть дополнен.

4. Закаленный человек — это тот, кто достаточно спокойно переносит все колебания внешней среды.

5. У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе при температурных колебаниях, магнитных бурях, не происходит серьезных изменений в деятельности внутренних органов, т. е. он не болеет.

6. Закаливая своего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.

Схема 1

Принципиальная схема закаливания детей

Факторы закаливания

Тепло, холод, механические и другие раздражители

Средства закаливания

Воздух, вода, солнце

Аппарат, воспринимающий закаливание

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др.

Внешнее проявление специ­альной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция: I фаза —вазоконетрикция (спазм сосудов) П фаза — вазодилятация (расширение сосудов) III фаза —паретическая (нежелательная)

Результаты закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплоотдача при перегревании). Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма

Показатели эффективности

Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития.

 

 

Данная схема дает возможность сориентироваться при выборе средств и методов закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Так, при постгипоксической энцефалопатии и других заболеваниях центральной нервной системы, а также при снижении функции надпочечников у данного ребенка не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.

Своеобразным методом проверки эффективности закаливающих процедур могут явиться наблюдения родителей. Если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предположить, что это происходит от того, что мы плохо закаливаем малыша зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок часто бывает раздетым, ходит босиком и т.д., его кожные рецепторы действуют, а терморегуляция тренируется.

Если же ребенок болеет и летом и зимой, здесь нужно проявить гораздо больше внимания и терпения и не надеяться на то, что все ваши проблемы можно разрешить сразу. Результаты появятся после длительного и систематического закаливания.

Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют усилить закаливающие нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Для закаливания ребенка обычно используются факторы внешней среды в следующей последовательности; воздух, вода, солнце.

Каждый фактор может использоваться как отдельно, так и в виде комплексных процедур.

Схема 2

Примерная схема традиционного закаливания раннего возраста

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

ВОЗДУХ

Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, легкие и другие органы и системы

1. Постепенное увеличение силы раздражения (путем понижения температуры либо путем увеличения продолжительности действия раздражителя) 2. Контрастный способ («тепло—холод—тепло» или «холод—тепло— холод») 3. Без снижения температуры короткая экспозиция и частые повторения

1. Прогулка в любую погоду в соответствующей сезону одежде (см. Приложение)

2. Сон на воздухе

3. Специальные воздушные ванны

4. Хождение бо­сиком

5. Сухо-воздушная баня (сауна)

Острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребенка. Последствия глубокой недоношенности

ВОДА

Температурное воз действие на организм и раздражающее влияние веществ, растворенных в воде, на кожу, а также на обонятельную, дыхательную и другие системы (например, ванны хвойные, с лавровым листом, другими травами, морской солью)

То же

1. Умывание и другие гигиенические процедуры

2. Влажное обтирание

3. Обливание ног

4. Душ, общее обливание

5. Купание в водоеме

6. Полоскание горла

7. Испарительное (горячее) закаливание

Острые инфекционные заболевания.

Активные формы туберкулеза.

Некоторые хронические заболевания (почек, сердца и др.)

СОЛНЦЕ

Общее температурное воздействие на организм и влияние ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра солнечного излучения (фото-электрический эффект, выработка витамина D в коже и др.)

Постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн, начиная с использования кружевной тени от деревьев

1. Световоздушные ванны

2. Солнечные ванны

3. Отдых в тени

Острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хронические и острые заболевания (желудочно-кишечного тракта, туберкулез легких и др.).

Температура окружающего воздуха выше 30°С (для средней полосы)

     
 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАКАЛИВАНИИ

 

Приступая к закаливанию, необходимо сделать следующее:

1. Обследовать состояние здоровья, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

2. Определить показания для проведения определенного вида закаливания, дозирования закаливающих мероприятий (группа закаливания).

3. Выбрать метод закаливания.

4. Проанализировать соответствие закаливающей нагрузки возможностям ребенка.

5. Организовать совместную работу детского сада и родителей детей, с которыми проводят закаливающие мероприятия. Провести консультации по вопросам закаливания, внедрения здорового образа жизни. В Приложении представлены схемы и частные методики закаливания.

При назначении (выборе) закаливающих процедур важно правильно оценить состояние ребенка, его функциональные возможности. С этой целью ученые предложили специальные группы, к которым следует отнести каждого ребенка:

I группа — дети здоровые, ранее закаливаемые;

II группа — дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

III группа — дети, имеющие хронические заболевания после длительных заболеваний. К этой же категории относятся часто бо­леющие дети.

Для II группы можно пользоваться любыми рекомендациями, указанными в литературе, для I группы — любыми, вплоть до интенсивных, так как это уже закаленные дети.

III группа, как правило, преобладает в детских садах, поэтому в детском саду мероприятия по закаливанию организуют примени­тельно к III группе. Принципы закаливания по III группе — это частые повторения и короткое время действия фактора.

В связи с этим целесообразно решить вопрос о том, какие именно специальные методики могут использоваться в детском саду, а какие — индивидуально в домашних условиях.

О чем следует помнить!

Первый эффект в снижении острой заболеваемости проявляется только через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — только через год.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_dosh.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье дош-ка

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам с тем, чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений в растущем организме.

Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составляющих.

1. Закаливание — это система мероприятий. Или можно сказать по-другому: закаливание — это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей нужно постоянно и только всем вместе — дома и в детском саду.

2. Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены, это означает, что есть люди, изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, ранее незакаливаемые дети.

3. Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровень здоровья, а кому-то — повышать этот уровень. Поэтому закаливание для каждого индивидуально: в детском учреждении обычно используются методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех, а в семье комплекс закаливающих процедур может быть дополнен.

4. Закаленный человек — это тот, кто достаточно спокойно переносит все колебания внешней среды.

5. У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе при температурных колебаниях, магнитных бурях, не происходит серьезных изменений в деятельности внутренних органов, т. е. он не болеет.

6. Закаливая своего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.

Схема 1

Принципиальная схема закаливания детей

Факторы закаливания

Тепло, холод, механические и другие раздражители

Средства закаливания

Воздух, вода, солнце

Аппарат, воспринимающий закаливание

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др.

Внешнее проявление специальной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция: I фаза —вазоконетрикция (спазм сосудов) П фаза — вазодилятация (расширение сосудов) III фаза —паретическая (нежелательная)

Результаты закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплоотдача при перегревании). Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма

Показатели эффективности

Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение кратности острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития.

 

Данная схема дает возможность сориентироваться при выборе средств и методов закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Так, при постгипоксической энцефалопатии и других заболеваниях центральной нервной системы, а также при снижении функции надпочечников у данного ребенка не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.

Своеобразным методом проверки эффективности закаливающих процедур могут явиться наблюдения родителей. Если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предположить, что это происходит от того, что мы плохо закаливаем малыша зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок часто бывает раздетым, ходит босиком и т.д., его кожные рецепторы действуют, а терморегуляция тренируется.

Если же ребенок болеет и летом и зимой, здесь нужно проявить гораздо больше внимания и терпения и не надеяться на то, что все ваши проблемы можно разрешить сразу. Результаты появятся после длительного и систематического закаливания.

Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют усилить закаливающие нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Для закаливания ребенка обычно используются факторы внешней среды в следующей последовательности; воздух, вода, солнце.

Каждый фактор может использоваться как отдельно, так и в виде комплексных процедур.

Схема 2

Примерная схема традиционного закаливания раннего возраста

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

ВОЗДУХ

Температурное воздействие на организм, а также на кожные покровы, легкие и другие органы и системы

1. Постепенное увеличение силы раздражения (путем понижения температуры либо путем увеличения продолжительности действия раздражителя) 2. Контрастный способ («тепло—холод—тепло» или «холод—тепло— холод») 3. Без снижения температуры короткая экспозиция и частые повторения

1. Прогулка в любую погоду в соответствующей сезону одежде (см. Приложение)

2. Сон на воздухе

3. Специальные воздушные ванны

4. Хождение босиком

5. Сухо-воздушная баня (сауна)

Острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребенка. Последствия глубокой недоношенности

ВОДА

Температурное воз действие на организм и раздражающее влияние веществ, растворенных в воде, на кожу, а также на обонятельную, дыхательную и другие системы (например, ванны хвойные, с лавровым листом, другими травами, морской солью)

То же

1. Умывание и другие гигиенические процедуры

2. Влажное обтирание

3. Обливание ног

4. Душ, общее обливание

5. Купание в водоеме

6. Полоскание горла

7. Испарительное (горячее) закаливание

Острые инфекционные заболевания.

Активные формы туберкулеза.

Некоторые хронические заболевания (почек, сердца и др.)

СОЛНЦЕ

Общее температурное воздействие на организм и влияние ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра солнечного излучения (фото-электрический эффект, выработка витамина D в коже и др.)

Постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн, начиная с использования кружевной тени от деревьев

1. Световоздушные ванны

2. Солнечные ванны

3. Отдых в тени

Острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хронические и острые заболевания (желудочно-кишечного тракта, туберкулез легких и др.).

Температура окружающего воздуха выше 30°С (для средней полосы)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАКАЛИВАНИИ

 

Приступая к закаливанию, необходимо сделать следующее:

1. Обследовать состояние здоровья, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

2. Определить показания для проведения определенного вида закаливания, дозирования закаливающих мероприятий (группа закаливания).

3. Выбрать метод закаливания.

4. Проанализировать соответствие закаливающей нагрузки возможностям ребенка.

5. Организовать совместную работу детского сада и родителей детей, с которыми проводят закаливающие мероприятия. Провести консультации по вопросам закаливания, внедрения здорового образа жизни. В Приложении представлены схемы и частные методики закаливания.

При назначении (выборе) закаливающих процедур важно правильно оценить состояние ребенка, его функциональные возможности. С этой целью ученые предложили специальные группы, к которым следует отнести каждого ребенка:

I группа — дети здоровые, ранее закаливаемые;

II группа — дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

III группа — дети, имеющие хронические заболевания после длительных заболеваний. К этой же категории относятся часто болеющие дети.

Для II группы можно пользоваться любыми рекомендациями, указанными в литературе, для I группы — любыми, вплоть до интенсивных, так как это уже закаленные дети.

III группа, как правило, преобладает в детских садах, поэтому в детском саду мероприятия по закаливанию организуют применительно к III группе. Принципы закаливания по III группе — это частые повторения и короткое время действия фактора.

В связи с этим целесообразно решить вопрос о том, какие именно специальные методики могут использоваться в детском саду, а какие — индивидуально в домашних условиях.

О чем следует помнить!

Первый эффект в снижении острой заболеваемости проявляется только через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — только через год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Консультация для педагогов дошкольников и их родителей: "Советы и рекомендации по подготовке и сдаче дошкольниками норм ГТО"

В этой статье я хочу поделиться опытом и мыслями по подготовке детей дошкольного возраста к сдаче норм "Готов к Труду и Обороне"...